Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подробно рассмотреть основные периоды развития отечественной социологической мысли.




ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«__5__»_сентября___ 2007 г.

 

Баширова Л.С.

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Фондовая лекция по дисциплине «Социология»

 

Время – 4 часа

 

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность

 

 

 

Омск 2007

 

Рецензенты:

Жихарев В.Д. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омской государственной медицинской академии.

Денисова Л.В. – доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

 

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 3 сентября 2007 г., протокол № 1.

 

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

ПЛАН

 

1. Западноевропейская социологическая традиция. Ранний этап развития социологии.

2. Классический этап развития социологии (Э. Дюркгейм и М. Вебер).

3. Развитие социологической мысли в России.

Цель лекции – проанализировать историю социологии как науки и выделить основные этапы развития социологической мысли.

Задачи:

1.Охарактеризовать возникновение социологии как науки. Проанализировать идеи представителей раннего этапа социологии – О.Конта и Г. Спенсера.

Выделить две классические парадигмы социологии, рассмотреть теории классиков социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Подробно рассмотреть основные периоды развития отечественной социологической мысли.

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.

Для решения вопроса о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедение. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х гг. XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы "Курс позитивной философии" в 1839 году, где он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта задача поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к возникновению и развитию социологии. Вместе с тем истоки социологии следует искать и в развитии общества, в частности в развитии капиталистического общества, в его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах.

Итак, как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и

возможность появления этой новой науки? Огюст Конт. (1798 - 1857 гг.) заложил идеи будущего развития социологии, причем одного из основных ее направлений - позитивизма. Чтобы было ясно, в чем суть позитивистского подхода, отметим, что социология с данной точки зрения, должна строиться как научная дисциплина по образцу и подобию естественных наук. Причем, методы анализа, разрабатывамые в естественных науках, должны быть применимы и в социологическом исследовании. О.Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно тому, как это делает естествознание. Это позволит социологии уйти от умозрительных абстрактных построений и стать позитивной, т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, предметом которой выступают фундаментальные законы.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов и в качестве основного закона использует закон социальной гармонии, по Конту, это классовая гармония. Социальная динамика изучает общество как развитие и переход от одного состояния к другому. Ее основной закон смены трех состояний: теологического, метафизического, позитивного.

Первое связано с периодом до 1300 г. (безраздельное господство религиозного состояния), второе с 1300 по 1800 (застойное, окостеневшее состояние, предшествующее новому времени), третье начинается с XIX века.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов, оно придает науке объективность, т.к. факты существуют до и независимо от наблюдателя.

Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, третьим - сравнительный метод, состоящий в сопоставлении жизни различных народов. Рассуждения о методах социологии едва ли не самый рациональный аспект системы Конта. Значение работ О.Конта для последующего развития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его "отцом социологии".

После смерти Конта во II-ой половине XIX века появился ряд течений социальной мысли, представители которой ищут критерий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, биологических факторах развития. Этому активно способствовали достижения естествознания того времени, прежде всего, учение Ч.Дарвина. Один из наиболее крупных представителей такого подхода -

английский ученый Герберт Спенсер (1820 - 1903 гг.)- родоначальник "органицистской школы" в социологии.

Социологическая теория Спенсера основывается на двух положениях, заимствованных у Дарвина: понимание общества как биологического организма и идее социальной эволюции. Т.е., общество

копирует и воспроизводит живой организм, из чего следует, что для него характерны биологические законы и функции. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли - функцию кровообращения, армия - это своеобразный кожный покров, транспорт - сосудистая система и т.д.

Но в его работах содержатся и позитивные подходы к изучению общества. Один из них - выделение 6 типов социальных институтов (промышленных, профессиональных, политических, церковных, обрядовых, домашних) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер выделяет две его стороны - интеграцию и дифференциацию социальных институтов. Современная социология подобный подход признает крайне важным и широко использует в исследованиях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.