Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология социальных отклонений




К величайшему сожалению, не существует такого счастливого об­щества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с об­щими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушают­ся. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закорене­лые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще на­зывают, девианты.

В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и кон­тролируется. В обществах со сложной структурой часто противоре­чивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность оп-


ределения существования какого-либо социального отклонения мож­но проиллюстрировать на таком примере: если большинство подро­стков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение — у преступников или непреступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.

Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной ор­ганизации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психо­логов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Ес­ли два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культур­ных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с пси­хическими. Например, радикальное политическое поведение опреде­ляется как выход для эмоциональной враждебности, т.е. как психи­ческое отклонение; проституция — как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для инте­грации личности, своего собственного Я. Сексуальные отклонения, ал­коголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие дру­гие отклонения в социальном поведении также связывают с лично­стной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация — далеко не един­ственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически не­нормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически впол­не нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Во­прос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассмат­ривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обще­стве много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются



 


 



 


общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подро­стки из трудных семей проводят большую часть своего времени в под­валах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них сущест­вует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культур­ные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а груп­повое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.

Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, прив­несенные индивидуальными девиантами. В рассматриваемом приме­ре каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в общест­ве образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отно­шению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группового социального отклонения можно считать группу бюрокра­тов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и жи­вут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создается субкультура, попадая в которую каждый ра­ботник должен подчиняться действующим бюрократическим культур­ным нормам.

Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

1) индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы
своей субкультуры;

2) групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена
девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разде­лить на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаи-мопересекаются.

Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вто­ричного отклонений впервые была сформулирована и детально раз­работана X. Беккером [130]. Она помогает увидеть процесс станов­ления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся по­ведение личности, которое в целом соответствует культурным нор­мам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индиви­дом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член обще­ства совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей деви-


антами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их дейст­вия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Лич­ность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совер­шения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилова­ние, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочно­го или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девиан­та. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Действительно, совершивший первичное отклоне­ние от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жиз­нью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию мно­гих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое ли­цо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергну­то добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминаль­ной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (напри­мер, алкоголики) или преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального от­клонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное от­клонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благопри­ятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. По­сле повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начина­ют применяться более жесткие меры социального контроля и лицо мо­жет перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном об­ществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуж­даются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в од­ном обществе может считаться святым, в другом -- никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определе­ние гения, героя, лидера, избранника народа,— это культурно одоб­ряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возве­личивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии воз­величивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. На-



 



 


пример, когда появляется потребность в защите общества, на пер­вое место по значимости выходят гениальные полководцы, в дру­гое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые ка­чества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

Сверхинтеллектуалъностъ. Повышенная интеллектуальность мо­жет рассматриваться как способ поведения, приводящий к социаль­но одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность не­возможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда бо­лее важны специфический талант, физическая сила, сильный харак­тер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при испол­нении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных чле­нов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллек­туальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуаль­ности не слишком популярен в народе, который гораздо больше це­нит твердый характер или магнетическую, волевую личность.

Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличи­вание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуально­сти. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необ­ходимы для реализации особых склонностей, но обычно знамени­тости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от осталь­ных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше дру­гих на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотива­ции, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у ин­дивида является фактором, способствующим его возвышению над ос­тальными людьми; неясно только, почему люди становятся высоко­мотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его роди­телей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связы-


вающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например с солнечной активностью [33]. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием спо­собствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверх­мотивацией в различных областях деятельности.

Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто слу­жит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в дет­стве или юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высо­кую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одино­чества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и от­сутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Никколо Паганини постоянно стре­мился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность час­то появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежно­сти, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важ­ное место в исследовании сверхмотивации.

Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характе­ра, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами дея­тельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, сла­ве, возвышению, но они совершенно необязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость харак­тера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных стерео­типов индивидуальных качеств, способствующих возвышению инди­вида в различных областях деятельности. Так, в соответствии с по­пулярным стереотипом ученый должен быть отрешенным от окружаю­щих, немного сумасшедшим, начитанным и оригинальным; артист — фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и т.д. В ос­новном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для са­мооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в не­которых из них есть доля истины, подмеченная многими поколения­ми людей в ходе общения.

Личностные качества — это безусловно важный фактор достиже­ния возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие


великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным ка­чеством.

Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способ­ствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие политические деяте­ли, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судь­бы, вознесшие их над обществом? Большие достижения — это не толь­ко ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в опре­деленном месте и в определенное время. Конечно, к этому фактору трудно относиться как к научному, но мы не должны сбрасывать его со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординар­ных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следу­ет учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ под­держивает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не стро­го относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего выде­лить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая не рассмат­ривается в курсе социологии. Тот, кто имеет физические или психи­ческие дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормально­му поведению. «Психический дефект» означает, что у данного инди­вида наблюдаются ограниченные способности к обучению в резуль­тате тяжелой наследственности или повреждения рассудка. Диагно­стирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социо­логов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная распространенность и виды социальных отклоне­ний, встречающиеся у этих неполноценных людей. Психические де­фекты могут быть врожденными и приобретенными вследствие тя­желого заболевания или внутриличностного конфликта (например, по­стоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В данном случае ха­рактерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влече-


ний. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психиче­ский дефект может проявиться у индивида только в одной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придержи­вается общепринятых норм поведения.

Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограничен­ной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно опреде­ления и изучения других причин таких отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укорени­лись выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица» и т. п. Сре­ди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Лом-брозо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутст­вует одна основная идея: люди с определенной физической консти­туцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона [204], который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (ок­руглость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, ат-летичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон опи­сал определенные виды поведения, присущего каждому типу: напри­мер, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к ме­зоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, ко­гда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступле­ния, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог оби­деть и муху.

В основе психоаналитических теорий, отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активно­го сознания находится область бессознательного. Бессознательное -это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природ­ное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессоз­нательное — это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного


природного «беззаконного» состояния путем формирования собст­венного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исклю­чительно культурой общества. Человеческое Я и сверх-Я постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограни­чивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возник­нуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознатель­ным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержа­ние. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако оп­ределение и диагностика возможных нарушений в структуре челове­ческого Я и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится деви­антом. Почему же все-таки появляются девианты?

Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или культур­ные, теории социальных отклонений. В соответствии с ними инди­виды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими со­циализации в группе бывают неудачными по отношению к некото­рым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказывают­ся на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культур­ным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и цен­ности общества или группы становятся его эмоциональной потреб­ностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожи­даемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индиви­да редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обыч­ным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализиру­ется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно раз­вивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная лич­ность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справед­ливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определен­ным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в вос­питании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочис-


 

ленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в облас­ти социальной психологии были выявлены пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); не­достаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недос­таточная отцовская привязанность; недостаточная материнская при­вязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в се­мье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факто­ры оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющим­ся поведением.

Однако также многочисленны случаи проявления отклоняющего­ся поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, восприня­тые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаи­модействия с окружающей действительностью, в частности с социаль­ным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталки­ваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье проти­воречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, роди­тели вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно про­исходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению фено­мена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и цен­ностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» общест­ве. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтую­щих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора ли­нии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом


аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общест­во обладает многими системами норм, в которых отдельному индиви­ду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму,— это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства при­надлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нор­мативного поведения.

Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, ано­мия — это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их соб­ственной личной стабильности и успешного функционирования со­циальных систем. Обычной реакцией на это состояние является нена­дежность поведения» [195, с.125-126]. Согласно такому подходу, ано­мия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравст­венных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в по­вседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как резуль­тат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и дру­гими основными институтами общества. Очевидно, что состояние ано­мии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2272 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.