Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структуры социальных институтов




Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1997.

Г л а в а 9

СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ


9.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

В своей повседневной деятельности люди понимают под институ­том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч­ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не­которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа­циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма­лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не­понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеет­ся существенное внутреннее различие. Если группа — это совокуп­ность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существую­щих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реали­зуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный инсти­тут — это организованная система связей и социальных норм, кото­рая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удов­летворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимают­ся разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стан-


дартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под сис­темой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определен­ных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокуп­ность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семей­ная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) пе­реплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осу­ществляется семейная жизнь [170, с. 177].

Любой социальный институт возникает и функционирует, вы­полняя ту или иную социальную потребность. Если такая потреб­ность становится незначительной или совсем исчезает, то сущест­вование института оказывается бессмысленным, тормозящим обще­ственную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных свя­зей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро пре­кращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просмат­риваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли бы­ли институционализированным методом выяснения отношений ме­жду дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести воз­ник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. По­степенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссо­ры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и по­единки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вы­зов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусли­вого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений из­менялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. При­мером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстоя­ния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существо­вание.


 

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые инсти­туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социоло­ги считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образова­тельные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процеду­ры научной жизни стали очень важными и высокостандартизирован­ными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную дея­тельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установ­ленными образцами и нормами поведения, обладают системой соци­альных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различ­ные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, бу­дучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит мно­го групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности от­дельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реа­лизуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. че­рез определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, инсти­туты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бес­смысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изу­чать их раздельно.

Итак, институт это своеобразная форма человеческой деятель­ности, основанной на четко разработанной идеологии, системе пра­вил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполне­нием. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ор­ганизованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социаль­ной группы или общества в целом. Институты, таким образом, под­держивают социальные структуры и порядок в обществе.



 


 



 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2115 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.