Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические идеологии современного мира 2 страница




При работе над определением сущности, структуры и функций политических партий студентам важно обратиться к тексту Федерального закона «О политических партиях», принятому в июле 2001 г. Особый интерес здесь представляют трактовка политической партии и организационные требования, предъявляемые этим нормативно-правовым актом к политическим партиям в РФ. При анализе структуры политических партий студенты должны акцентировать внимание на следующих организационных уровнях. Высшем – представленным политическими лидерами и партийными функционерами. Среднем – состоящим из партийных активистов и рядовых членов партии. Базовом – образуемым сторонниками, избирателями, электоральной базой и социальной опорой политической партии. Сущность политической партии в значительной степени выражается в ее функциях как института политической системы общества. Поэтому важно изучить все многообразие реализуемых партиями функций – организационных, политических, теоретических, идеологических. Особое значение следует уделить функции политической социализации и рекрутирования политических элит.

Изучение сущности, структуры и функций политических партий будет лишено логики и конкретного исторического содержания без анализа основных этапов генезиса данного политического института. Важно отметить, что в эпоху Античности и Средневековья не сложились адекватные экономические, социальные, духовно-культурные условия, которые бы способствовали формированию политических партий. В современном, научном смысле этого слова мы не можем называть политическими партиями объединения свободных граждан, например, в Древних Афинах или Новгороде, так как они носили во многом не политико-идеологический, а территориальный и ситуативный характер.

Сословный характер социальной организации и стратификации средневекового общества также не позволяет определять аристократические группировки – камарильи, локализующейся вокруг персоны монарха, в качестве политических партий. По мнению немецкого социолога Макса Вебера политические партии современного типа прошли три основных периода эволюции: 1. XVI–XVII вв. – партии как аристократические группировки – котерии, представленные сословной и нарождающейся буржуазной аристократией; 2. XVIII–XIX вв. – партии как политические клубы (Например, Реформ Клаб и Чарлтон Клаб в Англии, Якобинский клуб во Франции); 3. XIX–XX вв. – появление партий современного типа. Анализируя эти периоды, студенты должны исследовать весь комплекс экономических, политических, правовых, социальных, духовно-культурных факторов, обусловивших возникновение современных политических партий. Решающее значение следует уделить оценке следующих из них. Во-первых, усиление экономической и политической роли буржуазии, которая окончательно вытеснила и разрушила систему господства традиционной сословной аристократии. Во-вторых, институциализация парламентаризма и всеобщего избирательного права. В-третьих, рост рабочего движения. В-четвертых, формирование основных идеологических доктрин, идеологизация и политизация общественного сознания. В-пятых, кризис института монархии, религиозной системы ценностей и мировоззрения, традиционных механизмов легитимации власти на фоне процессов политической, социальной, экономической, духовной, культурной модернизации.

Современные политические партии обладают четкой организационной структурой, идеологией и опираются на широкую социальную и электоральную поддержку граждан. Все отмеченные Максом Вебером этапы генезиса прошли лишь консервативная и либеральная партии Великобритании, политическая система которой эволюционно развивалась на основе принципов политической преемственности и традиций.

Определенную трудность при типологии политических партий представляет многообразие подходов, критериев и оснований. Это еще раз доказывает значимость, сложность и полифункциональность рассматриваемого политического института. При подготовке данного вопроса студентам следует обратиться к традиционно выделяемым основаниям типологизации политических партий – социальная база, идеологическая доктрина, организационная структура (этническая, демографическая, культурологическая) и принципы формирования, реализуемые функции, характер участия в политической власти, отношение к социальным преобразованиям, место и роль в политической системе общества. Далее следует изучить наиболее авторитетные в современной политической науке многомерные подходы, разработанные М. Дюверже, З. Ньюменом, Ж. Блонделем. Из отечественных разработок хотелось бы отметить пространственный подход к типологизации российских политических партий Р.Т. Мухаева, основанный на их упорядочении по идеологической ориентации на левые, правые, центристские, а также почвенические и западнические. Важное значение студенты должны уделить раскрытию сущности кадровых и массовых партий; правых, левых и центристских, идеологических и прагматических; парламентских и партий авангардного типа.

Приступая к изучению третьего вопроса семинарского занятия, следует уточнить, что понятие «партийная система» охватывает не только устоявшиеся отношения и связи политических партий между собой, но и с государством, а также с другими институтами публичной власти. Сущность партийной системы, реализуемой в конкретной стране, и статус политических партий зависят от совокупности многочисленных факторов. Это определяет динамизм и уникальность партийной системы любого государства. В центре внимания студентов должны быть такие факторы, как баланс политических сил, определяемый конкретной политической ситуацией, уровень развития гражданского общества, политического сознания и культуры граждан, существующий в стране тип политического режима и формы государственного правления и т.д. При исследовании типов партийных систем следует обратиться к классической типологии, предлагающей выделение апартийных, однопартийных, многопартийных с доминирующей партией, двухпартийных и мультипартийных систем. Значительно обогатит выступление студента знакомство с альтернативными подходами. В частности, с подходом известного итальянского политолога Дж. Сартори, основанным на принципе идеологической полярности политических партий, составляющих партийную систему.

В рамках заключительного вопроса семинарского занятия студенты должны, на базе изученного материала, исследовать основные детерминирующие факторы, этапы и тенденции становления политических партий и партийной системы современной России. Приступать к этому вопросу следует с анализа исторического опыта становления политических партий в дореволюционной России. Так в 1917 году только общероссийских партий насчитывалось около 60-ти. Зарождение и становление партий и многопартийной системы на современном этапе необходимо связывать с перестроечным процессом. В 1985–87 гг. начинают формироваться различные неформальные движения, объединения, союзы, а с 1987–89 гг. происходит институциализация общественно-политических организаций. Значимый вехой в этом процессе стал Закон СССР «Об общественных объединениях» 1990 г., который открыл новую эру многопартийности в России. Период с 1991 по 2001 гг. характеризуется определенной стихийностью и ситуационностью партогенеза. Большинство партий были малочисленны, не имели четкой политической программы. Партийная система в этот период эволюционировала в спектре радикального и ограниченного плюрализма. Новый этап становления партийной системы начался в 2000–2001 гг. Он связан с ужесточением организационных требований, предъявляемых к политическим партиям, партийной мобилизацией региональной и федеральной элиты и бюрократии в лице партии власти, снижением конкурентности в ходе выборов и, наконец, эволюционированием в сторону двухпартийности. Последняя тенденция подкрепляется широко озвученными инициативами администрации президента В.В. Путина относительно увеличения процентного барьера при выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам, а также формирования ее корпуса только на основе пропорциональной избирательной системы. Однако ограниченность и конфликтность этой бипартийности, в отличие, например, от американской, в перспективе будет определяться идеологическим противостоянием между дормирующими партиями – Единой Россией и КПРФ, которое отражает расколотость политического сознания и культуры современного российского общества, непоследовательность перехода к демократии.

Список рекомендуемой литературы

1. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности. – М.: ИЧП «Магистр», 1994. – 40 с.

2. Абрамов Ю.К., Зубок В.М. Партии и исполнительная власть в США 70 – 80-е годы. – М.: Наука, 1990. – 142 с.

3. Бутенко А.П. Партия – государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2. – С. 223–240; – № 3. – С. 197–206.

4. Бьюэлл Э. Архаичны, но адаптивны. О политических партиях США (Сверяясь с «классическими оценками») // Полис.– 1996. – № 1. – С. 138–150; № 3. – С. 94–107.

5. Гельман В.Я. О становлении российской партийной системы и практиках политических коалиций // Полис. – 1997. – № 3. – С. 188–191.

6. Голосов Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации // Полис. – 1998. – № 1. – С. 106–129.

7. Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ // Полис. – 2001. – № 1. – С. 42.

8. Избирательные технологии и избирательное искусство / Под. общ. ред. С.В.Устименко. – М.: РОССПЭН, 2001. – 171 с.

9. Каюнов О.Н. Незримая логика избирательных замыслов. – М.: «Магистр», 1997. – 48 с.

10. Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки.– 1998.– № 6.– С. 3–17.

11. Леванский С.А. ФРГ: умеренный партийный плюрализм // Полис. – 1998. – №2. – С. 158–171.

12. Мухаев Р.Т. Основы политологии.– М.: Новая школа, 1996.– С. 144, 183.

13. Нечаев Д.Н. ФРГ: от «государства партии» к «государству общественных объединений» // Полис. – 2002. – №2. – С. 155–159.

14. Парламентские и Президентские выборы в России, 1999–2000 гг.: Техническая оценка / Отв. ред И. Надо. – М.: Центр оперативной полиграфии, 2000. – 186 с.

15. Партии и парламентаризм в досоветской России. (Серия статей) // Полис. – 1993. – № 1– 4; 6.

16. Политические партии России в контексте её истории: Учеб. пособие / Рук. авт. кол-ва С.М. Смагина.– Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. – 512 с.

17. Прозоров Ю.Б. Партии в переходных обществах (латиноамериканский опыт) // Полис. – 1994. – №4. – С. 138–144.

18. Россия – 95: Накануне выборов.– М.: Академия, 1995.– 304 с.

19. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. – 1997. – №3. – С. 114–136.

20. Телков А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ веке // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки. – 2002. – № 5. – С. 63–69.

21. Тимошенко В.И. Анализ предвыборных платформ избирательных объединений и блоков на выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №6. – С. 208–230.

22. Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность // Полис. – 1992.– № 5–6. – С. 156–162.

23. Холодковский К.Г. Парламентские выборы 1999 года и партийное структурирование российского общества // Полис. – 2000. – № 2. – С. 45–53.

24. Щербак А.Н. Коалиционная политика российских партий // Полис. – 2002. – №1. – С. 118–133.

25. Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России // Полис.– 1999.– №4.– С. 122–129.

Тема
Политическая идеология

1. Понятие и основные трактовки политической идеологии.

2. Уровни и функции политической идеологии.

3. Основные политические идеологии современного мира:

а) Коммунизм.

б) Социал-демократическая идеология.

в) Анархизм.

г) Либерализм.

д) Консерватизм.

е) Фашизм и национал-социализм.

ж) Современные социально-политические доктрины православия, ислама и католицизма.

з) Социально-политические идеи альтернативных движений (экологических, феминистических, пацифистских, антиглобалистских).

 

 

Методические рекомендации. XX век вошел в историю как век торжества политических идеологий. Роль политических идеологий в современном мире чрезвычайно велика. Изучение этой темы поможет студентам разобраться во всей палитре социально-политических идей и течений современного мира и определить личные идеологические приоритеты.

Термин «идеология» ввел в научный оборот в начале XIX века французский исследователь Лестют де Граси для обозначения идейных мировоззренческих основ политического мировосприятия.

В рамках социально-философской традиции и в политической науке существует множество неоднозначных трактовок, концепций и теорий идеологии. Студентам следует дать оценку следующим подходам:

1. Трактовка идеологии как иллюзорной формы сознания – системы предрассудков (М.Шелер) или как оторванного от политических реалий коллективного бессознательного в мышлении определенных социальных групп (К. Маннгейм).

2. Марксистская трактовка идеологии как формы классового сознания.

3. Трактовка идеологии как теоретического элемента общественного сознания, в концептуальной форме отражающего принцип социально-политической организации и ценностные ориентиры общества (Спиркин А.Г.)

4. Теория деидеологизации, выдвинутая в 50-е годы XX века и нашедшая отражение в работах Р.Арона, Дж. Гелбрейта, Г. Мюрдаля и ряда других авторов, исходящих из позитивистской и прагматической логики обоснования тенденции ослабления влияния идеологии на социально-политические процессы и отказа от нее в условиях постиндустриальной цивилизации.

5. Теория реидеологизации, доказывающая актуализацию потребности в идеологии в условиях социально-политических реалий современного мира. При определении понятия политической идеологии студентам важно понять, что она является не искусственным, чужеродным обществу явлением, а органически взаимосвязанным с социумом духовно-культурным образованием, вызванным к жизни объективными общественно-истори­ческими и социально-политическими факторами и закономерностями, общественным и индивидуальным сознанием, властнозначимыми интересами государства, политических партий, социальных групп и общностей (классов, этносов, конфессий).

Таким образом политическая идеология представляет собой систему идей, ориентиров и принципов (политических, мировоззренческих, духовно-культурных, социальных, экономических), агрегирующих и артикулирующих властнозначимые интересы определенной социальной группы, определяющих средства, формы и методы их реализации в масштабах общества в целом.

При рассмотрении следующего вопроса семинарского занятия важно определить политическую идеологию как сложное многоуровневое и полифункциональное образование. Для этого требуется: во-первых, проанализировать сущность трех базовых уровней политической идеологии - теоретико-концеп­туального, программно-политического, актуализационно-праг­матического. При этом необходимо отметить, что идеология органически соединяет в единую систему принципы научно-теоретического и обыденного мировоззрения, коллективно и индивидуально-психологические основы мировосприятия. Во-вторых, исследовать значение следующих функций политической идеологии. Ориентационной – обеспечивающую целеполагание политического поведения. Аксиологической – реализующуюся через внедрение в массовое политическое сознание определенных критериев оценки политических феноменов. Мобилизационной и интеграционной – объединение общества на основе общих идеалов и ценностей, стимулирование определенных действий и реакций граждан, политических партий, социальных групп и общностей. Функции легитимации политического режима – оправдание и узаконение существующей системы политического господства в глазах гражданского общества. В этой связи важно определить характер и степень идеологического воздействия на личность в условиях демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. В заключение этого вопроса следует проследить, в каких социально-поли­тических условиях политическая идеология становится конфликтогенным, дисфункциональным фактором политического процесса, приводящего к дезинтеграции общества.

Наибольшую сложность в подготовке к данному семинарскому занятию представляет подготовка к третьему вопросу. Для повышения эффективности и качества анализа основных политических идеологий современного мира студентам следует обратиться к дополнительной литературе, использовать выдержки из сочинений их основоположников, а также воспользоваться приведенной ниже схемой-таблицей для определения логики своего ответа.

 

Политические идеологии современного мира

    Критерии   Идеологии Идейные истоки Общественно-исторические условия Основные положения проблемы и задачи Социальная база Средства, формы и методы достижения целей Носители (российские политические партии) Носители (зарубежные политические партии) Международная интеграция носителей идеологии
Коммунизм                
Социал-демократия                
Анархизм                
Фашизм и национал-социализм                
Либерализм                
Консерватизм                
Социально-политическая доктрина ислама                
Социально-политические доктрины христианства
Православие                
Протенстантизм                
Католицизм                
Социально-политические идеи альтернативных движений
Экологизм                
Пацифизм                
Антиглобализм                
Феминизм                

Список рекомендуемой литературы

1. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т. 2. – С. 593–610.

2. Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? // Полис. – 1993. – № 3. – С. 98–107.

3. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 6. – С. 3–16.

4. Ильин М.В. Умножение идеологий, или проблема «переводимости» политического сознания // Политические исследования. – 1997. – № 4. – С. 78–87.

5. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. – 1997. – № 4 – С. 6–32.

6. Каутский К. Эрфуртская программа; От демократии к государственному рабству; Большевизм в тупике // Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т. 2. – С. 99–116.

7. Колесников А.В. Новая русская идеология. Хроника полит. мифов, 1999. – 2000 / А.В.Колесников, А.Н.Привалов. – М.: ГУ – ВШЭ, 2001. – 381 с.

8. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 480 с.

9. Макаренко В.П. Либеральная парадигма: от ночного сторожа к ограниченному суверенитету // Вестн. МГУ.– Сер. 18. Социология и политология. – 2002. – № 4. – С. 27–60.

10. Мангейм К. Идеология и утопия // Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т. 2. – С. 347–383.

11. Матц У. Идеологии как дедерминанта политики в эпоху модерна // Полис. – 1992. – № 1-2. – С. 130–142.

12. Межуев В. Социал-демократия как политика и идеология. Российский вариант // Свободная мысль – XXI.– 2001.– № 2. – С. 41–56.

13. Политическая идеология и современная Россия (Тематический номер) // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Социально-полити­ческие исследования. – 1993. – № 5, 6. – 90 с.

14. Прудон П.Ж. Что такое собственность? – М.: Республика, 1998. – 367 с.

15. Рормозер Г. Пути либерализма в России // Полис. – 1993. – № 1. – С. 31–36.

16. Согрин В.В. Либерализм в России: Перипетии и перспективы. – М.: ИЧП «Магистр»,1997. – 40 с.

17. Соловьёв А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. – 2001. – № 2. – С. 5–23.

18. Федорова М.М. Традиционализм как антимодернизм // Полис. – 1996. – № 2. – С. 143–160.

19. Хевеши М. Критика нечистого разума. Д. Лукач об идейных корнях фашизма // Свободная мысль. – 1994. – № 12–18. – С. 97–105.

20. Херсон Л.Дж.Р. Идеология в США // Полис. – 1993 – № 6. – С. 87–92.

21. Чудинов И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 4. – С. 122–135.

22. Швейцер В.Я. Опыт западной социал-демократии в приложении к России // Полис. – 1994. – № 6. – С. 80–87.

23. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т. 2. – С. 222–233.

Тема
Политическая социализация

1. Понятие и основные теории политической социализации.

2. Условия, факторы, агенты и этапы политической социализации.

3. Типы политической социализации.

4. Особенность политической социализации в современном российском обществе.

Методические рекомендации. Вынесенная на данное семинарское занятие тема является очень важной в подготовке будущих педагогов-историков, которым предстоит впоследствии внести свою лепту в формирование политического сознания и культуры учащихся.

Политическая социализация – это одна из форм социализации в целом, как процесса становления личности в культуре и социокультурного воспроизводства общества. Поэтому теория политической социализации тесно связана с теориями, подходами и разработками таких областей научного знания, как социальная философия, социология, антропология, психология. Раскрывая сущность политической социализации, студентам следует учитывать многомерность и полифункциональность этого политического института. Во-первых, политическая социализация – это процесс политического становления личности, осуществляющийся путем освоения и интериоризации ею специфических форм ролевого поведения, знаний, ценностей, норм мира политического. Главная задача политической социализации – интегрирование личности в политическую реальность на основе формирования системы познавательных (когнитивных), оценочных (аксиологических), эмоционально-чувствительных (аффективных) ориентаций личности в отношении политических объектов и феноменов. На основе этих процессов формируется политическое сознание и культура личности. Во-вторых, политическая социализация – это механизм, обеспечивающий воспроизводство политических норм, ценностей, структур, отношений, политической системы в целом посредством передачи новым поколениям политического опыта, знаний и технологий.

В политической науке существует множество неоднозначных оценок и теорий политической социализации. Ряд исследователей, представителей системной и структурно-функциональ­ной теории – Д. Истон, Т. Парсонс трактуют политическую социализацию как процесс обучения личности определенным ролевым функциям, необходимым для ее интеграции в политическую сферу. В центре их научного анализа – взаимодействие личности с политической системой и ее институтами – государством, политическими партиями, СМИ, группами интересов. В рамках нефункионалистического подхода (Ю. Хабермас, Н. Луман) акцентируется внимание на внутриличностных, психологических механизмах формирования политической культуры и сознания человека. При этом политическая социализация понимается скорее не как процесс обучения личности, а как способ ее самореализации путем интериоризации новых ценностей. С позиции сторонников психоаналитического подхода (Э. Фромм, Э. Эриксон) политическая социализация – это процесс политизации человеческих чувств и представлений, обусловленный факторами бессознательной природы.

Обобщая суть данных подходов, студенты должны сделать вывод о диалектическом единстве и противоречии двух основных факторов процесса политической социализации – с одной стороны влияния и принуждения, оказываемых политической системы общества, прежде всего, в лице государства на формирование политического сознания и культуры личности, а с другой стороны, – свободы выбора личности в процессе политической самоидентификации, самореализации, самополагания и формирования собственной системы ценностей.

Раскрытие второго вопроса семинарского занятия предполагает анализ основных компонентов института и процесса политической социализации – условий, факторов, агентов, этапов. Студенты должны изучить ключевые факторы, обусловливающие характер и направленность процесса политической социализации – индивидуально-биогенетические и психологические (пол, возраст, темперамент, этнос, раса), цивилизационные (общественно-исторические и социально-культурные факторы), социетальные (общесоциальные), групповые (семья, коллектив, статусная группа), ситуационные. Исходя из данного анализа следует определить понятие агентов политической социализации и раскрыть механизмы функционирования специальных (государство, система политического и идеологического воспитания в сфере государственного образования, политические партии, СМИ) и неспециальных (семья, школа, система неформальных связей и общения в рамках различных социальных групп).

Начало политической социализации личности следует вести с формирования способности осознания и вербализации специфики политических явлений в предметной форме (3–13-ти лет). Известные американские политологи Истон и Денис выделили четыре фазы политической социализации детей в возрасте 3–13-ти лет: Первая фаза – политизации, вторая фаза – персонализации, третья фаза – идеализации, четвёртая фаза – институциализации. Студентам следует охарактеризовать и раскрыть сущность каждой из них.

Особе значение при оценке второго этапа политической социализации следует уделить формированию политического «я», способности абстрактно-логического восприятия и оценки политических явлений, личностного эмоционально-чувствен­ного отношения к ним.

Ключевую роль в рамках третьего этапа политической социализации играет процесс конституирования и развития политического сознания и культуры личности, сопряженный с возможностью (совершеннолетие – 18 лет) и способностью политической самореализации (публичная политика, государственная служба, политические партии, выборы). Данный этап начинается с 18-ти лет и охватывает всю последующую сознательную жизнь человека, предполагая определенные элементы ресоциализации.

Системное единство условий, факторов и агентов политической социализации определяет ее характерные типы. Гармоничный тип характерен для обществ с высоким уровнем развития политического сознания и культуры, с демократическими традициями. Этот тип политической социализации основан на рационализации системы отношений между обществом, государством и личностью, на взаимной ответственности между ними, свободе выбора и идеологическом консенсусе. Плюралистический тип доминирует в обществах с поликультурным укладом, где существует несколько исторически сложившихся, политических субкультур, взаимодействующих на принципах толерантности, свободы выбора, плюрализма и демократии. Конфликтный тип политической социализации строится на столкновении и противостоянии (по этническому, расовому, идеологическому и иным принципам) различных групп интересов и их политических субкультур, а также на жесткой идентификации индивида со своей группой. Данный тип политической социализации присущ доиндустриальным и частично индустриальным обществам с кланово-племенной структурой, а также обществам, находящимся в состоянии аномии. Гегемонистский тип политической социализации строится на интеграции человека в политическую сферу общества, на основе диктуемых государством идеологических принципов и ориентиров. Этот тип свойственен преимущественно элитистски мобилизационным моноидеологическим политическим системам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 614 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.