Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классификация социальных групп.




Социальные группы могут подразделяться на основе различных критериев. Во-первых, в зависимости от численности, размеров выделяют малые, средние и большие группы. Так, отличительными чертами малых групп являются не только малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования в силу высокой степени совпадения общих ценностей, норм и правил поведения. В свою очередь, в больших социальных группах (классы, нации, территориальные поселения и т. д.) связи и взаимодействия носят опосредованный характер.

Американские ученые К. Холландер и Р. Миллс не ограничивали различия между большими и малыми социальными группами размерами, но связывали их (различия) с социально-психологическими обстоятельствами. Так, по их мнению, малые группы ориентированы в своих действиях на реализацию групповых целей, а в больших группах преобладают рациональные действия. Кроме того, в качестве социального контроля в малых группах выступает групповое мнение, а в больших - авторитарные методы руководства. Если в малых группах признаются групповые нормы, то в больших подчиняются требованиям, предъявляемым руководством группы.

Во-вторых, на основе социально значимых критериев различают номинальные и реальные социальные группы. Номинальные группы выделяются в основном для статистического учета населения в целях лучшей организации или решения определенной народно-хозяйственной задачи. По этой причине они являются разновидностью больших социальных групп (как, например, лица, состоящие на учете в наркологическом диспансере или проживающие в коммунальных квартирах, и т. п.).

Реальные группы выявляются на основе социально значимых признаков, среди которых отметим: пол (мужчины и женщины), национальность (русские, англичане, немцы и т. д.), возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), профессию (учитель, юрист, врач), место жительства (земляки, горожане, сельские жители), размеры доходов (бедные, богатые, зажиточные).

По своим размерам реальные группы могут быть большими и малыми. По преимущественному социальному составу людей в структуре реальных групп они могут классифицироваться на основе стратификационного (классы, касты, сословия), этнического (расы, нации, народы, народности, племена, кланы) и территориального (горожане, сельские жители, земляки) признаков.

В-третьих, по характеру взаимоотношений между их членами выделяют первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональной атмосферой, интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы является семья. Во вторичных группах социальные взаимодействия носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Целью этих больших социальных групп является достижение конкретных целей.

Однако не всякое сообщество людей можно назвать социальной группой. Спонтанно возникающие сообщества людей, среди которых отсутствует устойчивое ожидание, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий, называются квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча.

Признаками квазигруппы являются: а) спонтанность образования; б) неустойчивость взаимосвязей; в) односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест, либо прием информации); г) кратковременность совместных действий. Среди разновидностей квазигрупп выделяют публику (аудиторию), толпу, социальные круги.

Понятие "публика" ввел в оборот французский социолог Габриэль де Тард. Публика - это социальная общность, в основе которой лежит сходство мнений. Для нее характерно одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором (человеком, владеющим информацией и доводящим ее до общности). Когда-то, зарождаясь в светских салонах и политических клубах Франции XVIII в., публика стала основным субъектом политических и социальных процессов в связи с развитием средств массовой коммуникации.

В отличие от публики толпа характеризуется психологическим единством, которое создается физическим контактом. Это временное собрание людей в одном месте, которых объединил общий интерес. Толпа характеризуется рядом признаков:

- повышенной внушаемостью (люди в толпе с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства);

- анонимностью (индивид не выделяется из толпы, чувствует себя в ней неузнанным и незначительным);

- спонтанностью (люди в толпе не задумываются над своими действиями, поскольку их поведение зависит от эмоций);

- неуязвимостью (анонимность приводит к отсутствию социального контроля, и по этой причине каждый снимает с себя ответственность за негативные последствия действия толпы).

Феномен толпы исследовал французский психолог Густав Лебон (1841 -1931). Он отмечал разрушительный потенциал толпы, способной последовать за своим лидером.

В зависимости от способа формирования и поведения выделяют четыре вида толпы:

Случайная толпа - это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели или бесцельно проводит время. Индивиды эмоционально слабо включены в случайную толпу и могут спокойно отделить себя от нее. Примером такой толпы являются очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, гуляющие по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие или приезд рок-звезды.

Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. Данное поведение обусловлено конвенцией (неформальным соглашением) о допустимости тех или иных действий.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а в целях личного удовольствия и выражения своих чувств. Примерами экспрессивной толпы могут служить городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали, песенные карнавалы.

Действующая (активная) толпа подразумевает весь комплекс действий толпы. Одной из форм активной толпы является сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Примером сборища может быть поведение футбольных фанатов, устроивших погром после матча.

Другой формой активной толпы является восставшая толпа - насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Она отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги - социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Члены этих общностей обмениваются взглядами, мнениями, новостями. Затем возможно перерастание этих социальных общностей в более устойчивые образования на основе схожей субкультуры (деловой клуб, политический клуб и т. д.).

Среди глобальных социальных групп (общностей) можно выделить первобытное человеческое стадо как наиболее раннюю форму общественной жизни. Оно представляло собой совокупность мужчин и женщин всех поколений, которые не имели постоянного поселения в каком-либо одном месте, а кочевали по определенной территории в поисках пищи. В первобытном человеческом стаде занятия распределялись в соответствии с естественным разделением труда и способностями каждого из членов этого коллектива. Женщины собирали плоды, поддерживали огонь, присматривали за детьми и делали укрытия из прутьев на временных стоянках. Из шкур убитых животных изготовляли одежду. Мужчины охотились, защищали свою территорию и изготовляли примитивные орудия.

В первобытном стаде отсутствовали любые половые запреты (промискуитет), то есть разрешались половые связи между всеми особями мужского и женского пола независимо от того, к какому поколению они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым партнером любой женщины, и не было никаких ограничений для вступления в половую связь. Потомство, появлявшееся в результате таких связей, рассматривалось как общее потомство данной человеческой общности, поскольку отцовство установить было нельзя, и поэтому дети воспитывались всей общиной.

С точки зрения общественной организации и общественных отношений все члены такого праобщества были равноправны.

Род представляет собой глобальную социальную группу, в основе которой лежит производство, а взаимные отношения людей регулируются определенными правилами. Род - это объединение людей, связанных кровнородственными отношениями, основанными на экзогамии (то есть запрете браков внутри социальной группы). Брачно-половые отношения ведут к установлению связей между различными родами. Эти связи являлись основой не только для установления более тесных экономических связей между ними, но и для создания более крупных сообществ по территориальному принципу - племенам.

Несколько родов составляет племя. Объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории. Хотя роды, объединенные в племя, продолжают и дальше сохранять свою экономическую и управленческую индивидуальность, некоторые виды занятий, имеющие большое значение для всего племени, переходят в ведение органов управления племени - собрания или совета племени (в котором принимают участие все члены племени) и совета вождей (старейшин родов); избирается также военный предводитель, играющий значительную роль преимущественно в периоды войн.

Народность представляет собой социальную группу, возникающую с появлением классового общества. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

Более высокой ступенью социальной организации является нация. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени и зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономического уклада формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией - национализм. Следовательно, нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения.

Малая группа представляет собой элементарную частицу общества, в которой сосредоточены все виды социальных связей. Малой группой является та группа, в которой индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. В социологии малую группу интерпретируют различным образом. Так, английский социолог Ф. Оллпорт определял малую группу как "совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании". Другой автор, Дж. Хоманс, понимает малую группу как некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Среди российских исследователей удачным представляется определение Г.М. Андреевой, интерпретирующей малую группу как "группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".

Социально значимыми признаками малой группы, отличающими ее от иных общностей, являются:

· ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 чел., нижний - 2. Если группа превышает "критическую массу", то она распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек;

· стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;

· специфика внутренней структуры. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;

· число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из 3 чел. Возможны всего 4 отношения, в группе из 4 чел. - 11, а в группе из 7 - 120 связей;

· чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 чел. ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5 - 7 чел, считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов;

· размеры группы зависят от характера деятельности группы. Например, подразделения крупных банков, отвечающие за конкретные направления работы, обычно состоят из 6-7 сотрудников, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 чел.;

· вступление в группу мотивируется надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если степень удовлетворения, получаемого в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее;

· взаимодействие в группе лишь тогда устойчиво, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей: Чем значительнее чей-то индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее он стимулирует других поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы;

· группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две - диада и триада:

Диада - это группа, состоящая из двух человек, у которых формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах - любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относится друг к другу, то есть строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он сделал тебе. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами. Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде - эквивалентность обмена и взаимность.

В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или коммерческой организации, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Однако диада - крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада - активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства. А вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало. В связи с этим триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

 

Групповая динамика.

После того как совокупность людей становится социальной группой, в ней формируются роли и нормы, на основе которых устанавливается порядок взаимодействия. Каким образом обеспечивается упорядоченное взаимодействие людей в социальной группе в соответствии с определенным стандартом поведения? Это зависит от распределения власти внутри социальной группы, от того, каким образом формируется групповое мнение, групповая сплоченность, как разрешаются конфликты, посредством чего осуществляется контроль за поведением членов групп, выбор способов регуляции взаимоотношений между ними. Все это относится к процессам групповой динамики.

Групповая динамика - это совокупность взаимодействий членов социальной группы между собой. Группа может подчиняться одному лидеру или двум, хотя в процесс управления могут включаться и остальные члены группы. Лидерство в группе может быть авторитарным и демократическим, экспрессивным и инструментальным. Атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной, что способствует либо препятствует повышению активности социальной группы. Эти и другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Любая социальная группа - это упорядоченное взаимодействие людей на основе разделения социальных ролей, их градации по своей значимости. Наиболее значимыми по отношению к остальным выступают роли лидеров, противостоящие ролям аутсайдеров, то есть лицам с наименьшим авторитетом.

Лидерство составляют отношения доминирования и подчинения в пределах группы. Лидером является член группы, принимающий самые важные для группы решения на основе своего наибольшего влияния либо в силу формального статуса. Он выделяется благодаря своим личностным качествам, имеет наибольший авторитет и власть в группе. Лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным.

Американский социолог Р. Белз выделяет два типа лидера:

· инструментальный (деловой) лидер - это человек, организующий, направляющий действия членов групп путем обмена мнениями, внесения предложений;

· экспрессивный лидер - человек, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов групп по решению актуальной задачи.

Р. Белз отмечает, что один и тот же человек не может быть одновременно инструментальным и экспрессивным лидером. Один из них руководит действиями группы, а другой имеет дело с эмоциональными потребностями. Таким образом, формируется система двойного лидерства.

Система приемов воздействия лидера на членов групп, средства контроля за ними составляют стиль лидерства. Различают несколько стилей лидерства. Авторитарный стиль характеризуется личностным влиянием лидера, позволяющим ему играть главную роль в группе. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных качеств. Авторитарный лидер является источником всех нововведений, единолично принимает все решения, осуществляет детальный контроль за членами группы, использует жесткие меры воздействия на них.

Либеральный стиль лидерства основан на поощрении инициативы, участии членов группы в принятии решений, общем контроле за их поведением.

Управляемость, групповая сплоченность и эффективность совместных действий в группе зависят не только от типа и стиля лидерства, но и от характера коммуникации, то есть того, каким образом в группе осуществляется обмен идеями и информацией. Коммуникация - это не просто различные способы общения (языковое, письменное), но и основа структуры группы, показатель социальной близости индивидов. Американский социолог А. Бавелас выявил взаимосвязь между способами коммуникации и результатами действий социальной группы. Для группы из 5 чел. он рассмотрел влияние 5 способов коммуникаций: "круга", "змеи", "штурвала", "игрека", "паутины".

Так, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом является "штурвал", поскольку он исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером. В центре "штурвала" располагается лидер, который собирает информацию от всех, осмысливает ее и принимает управленческое решение. Для выполнения творческих заданий, где должно соблюдаться относительное равенство сторон при принятии решений, эффективен "круг". В "круге" каждый член группы находится в равном положении, может получить информацию от любого члена группы, здесь существует обратная связь. По этой причине "круг" позволяет группе ориентироваться на новые задачи быстрее, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

Социальные организации.

1. Социальная организацияэто в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации.

Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

1) как элемент социальной структуры общества;

2) как вид деятельности какой-либо группы;

3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов, например индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках, а также в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт.

1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

3. Характерная черта организации, как считает А.И. Пригожий, возникает на основе разделения труда,- его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

4. Характерная черта организации — управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А.И. Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так, в производственной организации, как правило, имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь каждый индивид предъявляет к организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного роста, создание условий для развития его личности. Взаимодействие этих требований — один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.

Как правило, социальная организация — это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, приростом дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность усилий этих субъектов дают прирост энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели; управляющая подсистема координирует действия людей.

Социологи-специалисты дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация; деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов — должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель — подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верногоческих работников, работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт.

1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

3. Характерная черта организации, как считает А.И. Пригожий, возникает на основе разделения труда,- его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

4. Характерная черта организации — управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А.И. Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так, в производственной организации, как правило, имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь каждый индивид предъявляет к организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного роста, создание условий для развития его личности. Взаимодействие этих требований - один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.

Как правило, социальная организация — это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется.особым кооперативным эффектом, приростом дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность усилий этих субъектов дают прирост энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели; управляющая подсистема координирует действия людей.

Социологи-специалисты дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация; деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов — должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель — подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает следующие свойства: управленческая деятельность совершается постоянно; существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и ддщ. каждого субъекта в аппарате управления; вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, выполняющего административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии — высокая хозяйственная и Экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы, по Веберу, главные достоинства бюрократического управления организацией.

Но уже в конце XIX — начале XX в. он высказал немало верных мыслей относительно опасности, которую несет в себе усиление бюрократии в формальных организациях, в обществе в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью. Чтобы бороться с этими и, другими негативными тенденциями в деятельности бюрократии, ученый предлагал, как отмечалось выше, систему контроля, гарантий, ограничивающих власть бюрократов. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности. Это положение, безусловно, справедливо.

Точка зрения Вебера на роль бюрократии в формальной организации, в обществе подвергалась и подвергается основательной критике, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей, которые освобождаются от устаревших представлений, модернизируются. Например, разделяют власть бюрократа и власть специалиста: первому подчиняются в силу приказа, второму — в силу авторитета, признания его профессиональной подготовки, глубокого знания дела, поэтому подчинение во втором случае добровольное, тогда как в первом — принудительное. Какому способу управления отдать предпочтение, какой стиль руководства эффективнее — вопрос далеко не праздный. В нынешнем обществе информационной цивилизации острой проблемой оказывается определение самостоятельности специалистов. Считают, что эта самостоятельность должна проявляться в оперативной формулировке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, использовании знаний и контроле исполнения.

Проблема противоречия между бюрократической организацией управления и творческой работой, предполагающей восприимчивость ко всем новшествам, — это вопрос выживаемости любой формальной организации в условиях рыночной экономики. Готовность организации признать и внедрить нововведение в немалой 1 степени зависит от наличия в организации таких норм и правил, которые поощряют творческую деятельность. Даже в традиционных обществах существуют нормы, которые поощряют (материально и морально) творческую, конструктивную деятельность субъектов формальных организаций (например, кружки качества в Японии). Но всюду, в техногенных или традиционных обществах, всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии. Французский социолог М. Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям, (иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, решать судьбы вверенных субъектов, определять экономическую, социальную политику — слишком лакомый кусок, чтобы можно было легко от него отказаться). Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам, внутреннему распорядку организации, учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям. Такой подход к оценке деятельности подчиненных не поощряет творчества, культивирует конформизм поведения, мышления, приучает жить по принципу: «Чего изволите? Как скажете, так и сделаю».

Американские исследователи П. Блау и Т. Скотт справедливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах. Разнородность задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения новинок техники и технологии, большей оптимизации управления, но затрудняет руководство. Проведя эксперименты, собрав большой эмпирический материал, они доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. А группы, решающие сложные проблемы, носящие комплексный характер, показывают лучшие результаты не при иерархической, а при горизонтальной структуре организации, когда организационные отношения более демократичны, менее заформализованы.

Бюрократия стремится к тому, чтобы вывести за скобки, исключить собственно личные интересы субъектов, занятых в сфере управления, перевести эти интересы во всеобщие интересы организации. Материальные интересы индивидов связаны не столько с задачами, целями организации, сколько с существованием конкретных подразделений организации, формами их существования, регламентации. В свое время Маркс говорил о существовании особого корпоративного интереса бюрократии в государстве. В таком случае цели формальной организации превращаются в средства поддержания ее устойчивости, материальных интересов правящей элиты.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации — это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

Социальные институты.

Институтэто своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или объединения, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом.

К примеру, институт образования реализуется через коллективы школ, вузов и т. п., т. е. через группы, где существуют статусы ректора (директора), его заместителей, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, учителей, учеников, студентов. Каждый статус с его набором ролей отвечает потребностям воспитания, научения, передачи информации, контроля за поведением членов коллектива и т. д. Следовательно, институты создаются группами для поддержания социальных структур и порядка в обществе и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные институты появляются в обществе стихийно. Процесс институционализации, т. е. образования социального института, проходит следующие этапы:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. Формирование общих целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4. Появление на их основе определенных образцов поведения;

5. Практическое применение норм, правил и образцов поведения в масштабах общества;

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил;

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности превращаются в институты: беспорядочные драки — в формальные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в семью. Но не все роли в институте могут быть институциональными. "Мамина помощница" — не институциональная роль, дочь — институциональная, потому что является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

При изучении социальных институтов можно выделить пять групп общих признаков.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3121 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.