Признаки общества
Ограничение общества от природы возможно путем выявления устойчивых признаков, выражающих его сущность.
Во-первых, общество - это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Стадо древнейших обезьяноподобных людей, которые выделились из животного состояния более 2 млн. лет назад, нельзя рассматривать как общество. Прежде всего, потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать «естественным обществом», а не гражданским. Смысл жизни первобытного человека в «естественном обществе» сводился к его приспособлению к условиям среды обитания. В этом обществе человек является частью природы, а первобытных людей в нем объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения.
Гражданское общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе
говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному. Содержание гражданского общества включает совокупность межличностных взаимодействий (семейных, экономических, культурных, кровнородственных, религиозных, межнациональных и т. д.), которые развиваются без вмешательства государства и неподконтрольны ему.
Во-вторых, общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга. По меткому замечанию русского социолога П.А. Сорокина, иммигрировавшего в США, «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества...». То есть общество представляет собой наиболее многочисленную группу людей, проживающих на определенной территории.
В-третьих, общество - это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности.
В-четвертых, общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы. Благодаря институтам государственной власти и нормам права общество представляет собой согласованное и упорядоченное на основе определенных правил взаимодействие людей, объединенных общим интересом. Этот интерес, по мнению американского социолога Э. Шилза, представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии.
В-пятых, общество - это социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без общей системы ценностей, именуемой культурой. Культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем выработки устойчивых правил поведения (норм) и установления общепризнанных в обществе целей (ценностей). Таким образом, культура задает смыслы человеческой жизнедеятельности, проникая в структуру индивидуального сознания либо добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу, всеобщему благу.
Завершая анализ признаков общества, можно дать следующее его определение.
Общество - представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.
Подходы к определению общества в современной науке
В современной российской и зарубежной науке существует единство мнений по поводу того, что общество является результатом взаимодействия людей. Расхождения во мнениях ученых касаются вопросов о том, что выступают первоосновой объединения людей в обществе.
Длительное время в советской и российской науке преобладало мнение, что таким интегрирующим началом является материальное производство и, в первую очередь, собственность на средства производства. Однако социально-экономическая обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов: идеологических, национальных, религиозных, географических и т. д. Поэтому от столь узкого экономического подхода стали отказываться.
Западные ученые, напротив, рассматривают общество как взаимодействие людей, объединенных общностью культуры и проживающих в определенных географических границах. Так, известный американский социолог Н. Смелзер понимает общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную и определенную национальную (социально-культурную) идентичность». Идентификация здесь понимается как отождествление себя с нацией или культурной общностью.
Иные признаки в характеристике общества выделяют современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски. Они отмечают пять свойств общества: 1) общение между членами общества (в любом обществе имеется общий разговорный язык); 2) производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества; 3) распределение этих товаров и услуг; 4) защита членов общества от физической опасности (природных катаклизмов, внутренних и внешних врагов); 5) контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Стремясь придать понятию «общество» признаки универсальности, некоторые западные исследователи расширяют набор его свойств, что позволяет применять данную категорию для характеристики различных объединений людей. Так, Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:
1) объединение людей, не являющееся частью другой более крупной системы;
2) заключение браков между представителями данного объединения;
3) воспроизводство населения за счет деторождения:
4) объединение людей, имеющее свою территорию,
5) наличие собственного названия и истории,
6) общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, нравы и т. д.) называемая культурой;
7) наличие собственной системы управления;
8) продолжительность существования объединения во времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
Типология обществ
С момента своего возникновения общество не оставалось неизменным. На его развитие оказывали воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т. д., что привело к многообразию его конкретно-исторических, национально-культурных и политико-правовых форм существования.
По этой причине невозможно перепутать современные США и Индию, хотя оба государства по форме государственного устройства представляют собой федерации. В американском обществе высоко ценят такие качества личности, как уверенность в себе, умение владеть собой, агрессивность. А в индийском обществе ценности противоположные: созерцательность, пассивность и мистицизм. Интересный эксперимент провел руководитель французской Дальневосточной школы в Киото (Япония) профессор Юбер Дарт. Он протестировал японских и европейских детей в возрасте от 8 до 10 лет. Суть теста состояла в том, что на школьный двор вынесли 50-килограммовый мешок и попросили 10 японских и европейских детей перенести его. Каждый из детей-европейцев старался приподнять, оттащить или перенести мешок в одиночку. Ребенок-японец прикидывает свои силы и зовет своих троих товарищей, которые тут же приходят на помощь, считая это естественным. И они переносят мешок. Чувство группы, является одной из отличительных черт японского поведения. «Группизм» проявляется в экономике в использовании бригад (10 - 15 чел.) в качестве основного звена на производстве. В политике корпоративность выражается в существовании клиентелл - объединении группы единомышленников вокруг лидера на основе чувств личной преданности и этики долга.
Однако отличающиеся друг от друга общества обладают набором сходных признаков, что позволяет их типологизировать. В связи с этим можно сказать, что
тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у, конкретных народов. Типология как логический прием позволяет более глубоко проникать в сущность общества, видеть многообразие путей его развития, преимущества и недостатки конкретных способов изменения различных сторон. Кроме этого типология позволяет понять, как изменилось общество, какие этапы оно проходило.
Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев. В зависимости от их числа типологии могут быть:
· сложными, когда классификация общества осуществляется на основе нескольких признаков;
· простыми, когда типология строится с учетом одного классификатора.
Примером простой типологии является одна из самых ранних классификаций общества известного американского этнографа XVIII в. Льюиса Генри Моргана, который выделял общества эпохи дикости, варварства и цивилизации. В основу классификации общества были положены способы получения средств к существованию человека, которые были различными в эти три периода. По Моргану, эпоха дикости - это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства. Эпоха варварства – это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства. Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла, сначала бронзы, а затем железа, сделавшего революцию в орудиях производства.
С изобретением буквенного письма (алфавита), появлением классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., а в Америке - в 1 тысячелетии н. э.
Современные американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски, используя тот же основной критерий - способ производства средств к жизни, дополнили его рядом новых критериев: социальная структура, образ жизни. Они выделили следующие типы общества:
- общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели ведут кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровнородственных связях;
- садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н. э. В более развитых садоводческих обществах используются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;
- аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне. Они уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше продуктов, чем требовалось для потребления. Излишками стали обмениваться - возникли торговля, ремесла. В аграрных обществах появилась письменность, для того чтобы с ее помощью зафиксировать сроки посева и сбора урожая, учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Отношения между людьми перестали основываться на родственных связях, теперь это были соседи. Для регуляции отношений между ними возникли государство и право;
- промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов - буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.
Распространенной в науке является классификация общества, данная американским исследователем Д. Беллом (род. 1919), который выделял доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. Он классифицируют общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.
Традиционные (доиндустриальные) общества представляют собой отсталые в технологическом отношении страны, основной отраслью экономики которых является сельскохозяйственное производство, примитивные орудия труда. Для них характерны отсутствие автономной личности, которая зависит от племени, рода, клана и жесткая регламентация всех сторон жизни на основе традиций.
Индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой не только систему машин, промышленное производство, но и сложные формы социальной и политической организации общества: свободу личности, партийные системы, сложный образ жизни.
Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, которая изменяет предмет собственности: наряду с собственностью на материальные предметы возникает собственность на информацию, которая становится все более ценным ресурсом. Усложняется социальная структура общества, исчезают в привычном понимании (времен Маркса и Ленина) рабочий класс и буржуазия.
В 70-е гг. XX в. развитые страны вступили в стадию постиндустриального общества. Они переносят акценты с сельского хозяйства и промышленности на услуги. Рабочих ("синие воротнички") вытесняют "белые воротнички": специалисты, управленцы, работники сферы услуг, здравоохранения, образования, науки и инновационных компаний, банков. Жизненным товаром постиндустриального общества стала информация, а важнейшим для экономики делом - сбор и обработка данных посредством компьютерных технологий. Наиболее важные фигуры постиндустриального общества - посредники, бухгалтеры, консультанты, журналисты.
Согласно теории "общества изобилия" известного экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта (род. 1908), критерием классификации обществ также является уровень потребления. "Обществом изобилия" он называет промышленно развитые страны, в которых большинство населения уже не терпит нужду и привыкло к довольно высокому уровню жизни. Тем не менее здесь производство товаров растет год от года и потому требует агрессивной рекламы, создания новых товаров и в конечном счете искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса. Поэтому те ресурсы, которые можно было бы использовать на общие нужды, переходят на покрытие губительного потребления. "Общество изобилия" - это сочетание потребления и общей нищеты вокруг.