Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория социальных изменений П. Штомпки




Теория структурации Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога, профессора Ягел-лонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения'. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации совре­менной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А. Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном ва­рианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической со­циологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) перенос центра внимания с изучения социальных струк­тур на социальные процессы и изменения2.

Эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным про­цессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социоло­гом «процессуально», что составляет одну из главных особенностей его под­хода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Гидденса.

Основными составляющими теоретической модели Штомпки являют­ся четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь нетрудно обнаружить определенное сходство.с «дуальностью» структуры Гидденса, по крайней мере в Стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) Штомпки приобретает иную направленность.

Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению К субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский соци­олог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательнос­ти. Принцип инерции означает, что «обычно предпочтительнее, чтобы функ­ционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах «реального социализма» в течение долгого времени ти­пичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной эко­номике...)». Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией ча­ще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в ка­кую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности за­ключается в том, что «следующие одна за другой фазы не могут быть пропу­щены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)». Все эти примеры Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно ин­дивидов самым неожиданным образом Несмотря на то что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут «вести себя» неожиданным образом, они не в состоянии существо­вать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. «Мы, — пишет Штомпка, — не найдем ни одного примера в общественной жизни, в кото­ром не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажи­те мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структу­ру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет бе-загентных структур» ]. В этом контексте польского социоло­га поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч. Кули: «Личность и об­щество — близнецы-братья». Нам же так и хочется добавить слова В.В. Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): «Кто бо­лее матери-истории (читай: социологии. — Г.З.) ценен?»

То, что было сказано, — лишь исходный момент модели социального становления, разработанной Штомпкой. Чтобы она «не повисла в возду­хе», социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный «контейнер», в кото­ром «помещается» социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри — через биологическую консти­туцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды — со­знания, среды мыслей, верований, идей, то оно (социолог рассматривает сознание в трех видах — как индивидуальное, коллективное и социаль­ное) не только воздействует на практику, но и является «посредником» между природной средой и человеком (обществом).

Наконец, еще один элемент модели социального становления, без ко­торого ее нельзя понять, — фактор времени. Как пишет Штомпка, «и при­рода, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно» Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как сме­на различных временных точек самопреобразования общества. Схематич­но социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в буду­щем, общество в отдаленном будущем.

Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели со­циального становления, благодаря наличию четырех типов причинных уз­лов: структурных воздействий, способностей субъектов, «очеловеченной природы», видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению ученого, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необ­ходим. История имеет множество альтернативных путей развития.

Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказыва­ет, что они «охватывают не только действия и практику, не только приро­ду и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объ­единяются и своими действиями порождают социальную динамику». Таким образом, к своей модели Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: «дело не только в том, что дея­тельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой об­лик в ходе истории» [Завершая анализ концепции социального изменения, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обо­собление, от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природ­ные ресурсы потребностям людей, с другой — стремится к собственной за­щите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и дру­гих продуктов «ложного сознания», становится возможным точнее предви­деть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.

 

 

§ 5. Теория социальных систем Н. Лумана Общая характеристика творчества Н. Лумана

Сколько-нибудь полное и законченное представление о современных движе­ниях и теориях в социологии нельзя получить, специально не обращаясь к анализу творчества немецкого социолога Никласа Лумана (1927—2000). За­нимая достойное место в ряду объединительных концепций 1980—1990-х гг., социологическая теория Лумана стоит несколько особняком, продолжая тра­диции общетеоретических построений 1930—1960-х гг. с их попытками объ­яснить многие социальные проблемы общества, не выходя за его пределы.

Получив юридическое образование сразу после войны, он в течение 1950-х — начала 1960-х гг. работал по специальности в органах управле­ния и Министерстве культуры, после чего сменил профессию, став соци­ологом. Этому в немалой степени способствовало изучение социологии Луманом в Гарвардском университете в начале 1960-х гг., где он подроб­но познакомился с теориями структурно-функционального анализа и со­циального действия Т. Парсонса. Защитив докторскую диссертацию, Лу-ман во второй половине 1960-х гг. переходит на преподавательскую работу в университет. С открытием нового университета в Билефельде

социолог в 1968 г. получает в нем кафедру и должность профессора до конца жизни. Решение о проведении XIII Всемирного социологического конгресса в Билефельде в 1994 г. было принято, в числе прочих причин, и как дань уважения творчеству Лумана — одного из крупнейших совре­менных социологов. Не случайно он выступал на конгрессе с основным пленарным докладом и был участником центральной дискуссии с широ­ко известным в социологическом мире французским ученым А. Туреном.

В начальный период своего творчества Луман создавал научные тру­ды, на которые наложило отпечаток его юридическое образование и соот­ветствующая ему профессиональная деятельность. К ним относятся: «Функции и следствия формальной организации» (1964), «Понятие цели и рациональность системы» (1968), «Легитимация посредством дейст­вия» (1969).

Основная работа социолога, в которой развернуто изложены идеи его теории самореферентной системы и общей теории общества — «Социаль­ные системы: очерк общей теории» (1984). Целый ряд его трудов был по­священ исследованию как общества в целом, так и его отдельных функци­ональных систем. Это: двухтомник «Структура общества и семантика» (1981 — 1982), трехтомник «Социологическое просвещение» (вобравший в себя статьи, написанные в период 1970—1984 гг.), «Общественная эко­номика» (1988), «Общественная наука» (1990), «Очерки самореферен­ции» (1990), «Экологическая коммуникация» (1992), «Общественное право» (1993) и др. На русский язык переводились и издавались отдель­ные статьи и фрагменты из работ Лумана1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.