4.1
Основные положения
1. Первые теоретические представления об обществе, месте и
роли в нем человека различных социальных общностей, появились в
самом начале возникновения и развития человеческой цивилизации,
примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Первые более или менее разви
тые системы таких теоретических воззрений первоначально форми
ровались в философских школах, существовавших в древних Индии,
Китае, Вавилоне, Греции, Риме. Наиболее известными из них являют
ся учения Сократа, Платона, Аристотеля. В средние века в Западной
Европе получают широкое распространение взгляды на предназначе
ние и роль государства, разработанные Аврелием Августином (Бла
женным). Дальнейшее развитие обществоведческие концепции полу
чили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Данте Алигье-
ри, Леонардо да Винчи, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли,
Т. Гоббса, Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж.
Ламетри, Ж, Руссо, Г. Гегеля и др.
Однако в качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал О. Конт (1792-1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе.
2. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, ко
торую О. Конт считал образцом точной науки, он подразделил социо
логию на два основных раздела: социальная статика и социальная ди
намика.
4. Каковы основные стадии развития общества в концепции
О. Конта?
5. Какие методы считал применимы в социологии О. Конт?
6. В чем проявилась непоследовательность О. Конта?
7. В чем сущность эволюционно-органицистского направления в
социологии?
8. Каково соотношение понятий «структура» и «функция» в пони
мании Г. Спенсера?
9. В чем видел Г. Спенсер различие между обществом и организ
мом?
10. Каков, согласно Г. Спенсеру, критерий общественного прогресса?
11. Что понимал К. Маркс под базисом общества?
12. Какое содержание вкладывал К. Маркс в понятия «производи
тельные силы» и «производственные отношения»?
13. Что, согласно К. Марксу, приводит к возникновению классовых
конфликтов?
14. Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной рево
люции в развитии общества?
15. Начертите схему общественно-экономической формации.
Jk4__J Литература
ю. л.
Арон Р. Опост Конт // Этапы развития социологической мысли. М., 1993 г. Арон Р. Карл Маркс // Там же.
Бабосов Е.М. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии // Основы конфликтологии: Учеб. пособие. Мн., 1997. Разд. 1, гл. 1.
Гидденс Э. Социология. М, 1999.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Контовский проект науки об обществе // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. II. Гл. 1,3.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социологические воззрения Г. Спенсера // Там же.
Ермаков И.П. Опост Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии как самостоятельной науки // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.
Кравченко С.А. Социология марксизма // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 3.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. №2.
Глава 5.
Э. Дюркгейм: «Социальные факты» — основа социологии
5.1
Основные положения
1. Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-1917) социальная реаль
ность включена в универсальный природный порядок, столь же ус
тойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определен
ным законам. Общество — реальность особого рода, не сводимая к
другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе
и одновременно по отношению к индивидам. Человек - двойственная
реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и
индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность со
циальная над индивидуальной.
2. Основу социальной реальности составляют социальные фак
ты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по
отношению к индивидам. Будучи внешними по отношению к индиви
дам, социальные факты составляют объективную реальность, незави
симую от индивидуального сознания, но поскольку они суть типы
поведения и мышления, ценности и нормы, воплощающие в себе кол
лективное сознание, они зависят от последнего. Социальные факты,
все нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, неза
висимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследст
вие которой они навязываются ему независимо от его желания.
3. Из признания специфики социальной реальности, воплощен
ной в социальных фактах, вытекает, согласно Э. Дюркгейму, само
стоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой
другой из наук, в частности, к философии.
4. Важную роль играет в обществе социальная солидарность,
существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из
них доминировала в архаических обществах, была основана на нераз
витости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органи
ческая солидарность характерна для современного общества и осно
вана на разделении труда.
5. Основная функция разделения труда - интегрирование инди
видов в социальные общности, обеспечение единства социального ор
ганизма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая
роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э. Дюрк-
гейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и
одновременно основным элементом социальной структуры.
Вопросы по теме главы
1. В чем заключается, согласно Э. Дюркгейму, своеобразие социальной реальности?
2. 3. 4. |
Что представляют из себя «социальные факты»? Чем мотивирует Э. Дюркгейм самостоятельность социологии как науки?
Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э. Дюркгейм?
5. В чем состоит разделение труда и какую роль оно, по мнению
Э. Дюркгейма, играет в формировании социальной солидарности?
6. Что представляет из себя аномия и какую роль она играет в разви
тии общества?
7. Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы
его основные типы?
Литература
Арон Р. Эмиль Дюркгейм // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. 2-ое изд. Мн., 2001. Разд. 1, гл. 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии.
Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма // Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Приложение. М, 1995. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социология как объективный анализ "социальных фактов": Э. Дюркгейм // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I, гл. 3.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. Мнацаканян М.О. "Социологизм" Эмиля Дюркгейма // Социология. Учеб. Пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 2, 4. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
«Понимающая» социология М. Вебера
„_£■'' Z3 Основные положения
1. В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая док
трина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скепти
цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен
трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет
ных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять дей
ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общно
стей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.
Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возни
кающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого чело
века, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объясне
нии мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного чело
веческого действия.
С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером- «Социология.. есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
2. Важнейшая категория веберовской социологии — социальное
действие обладает тремя отличительными признаками:
1) наличие действующего индивида;
2) осмысленность предпринимаемого действия;
3) социальная ориентированность действия на других людей.
3. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыс
ленности вся совокупность социальных действий может быть подраз
делена на четыре основных типа:
1) целерациональное,
2) ценностнорациональное,
3) традиционное,
4) аффективное действие.
Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип — ценностнорационалъные действия, отличающиеся осознанным определением своей направленности на определенную ценность на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и 52
т.п. Третий тип — традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Четвертый тип — аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта — страха, гнева и т.п.
4. С социальными действиями, в понимании М Вебера, орга
нически связаны социальные отношения, под которыми понимается
поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с
другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может
быть самым различным борьба, вражда, любовь, дружба, уважение,
рыночный обмен, соперничество и т.д Социальное отношение может
быть длительным или преходящим, а его содержание способно изме
няться, например, в политических отношениях солидарность может
превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов
5. Выделение основных типов действий и отношений привело
М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и
обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он
понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции,
позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных
эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внима
ние на основных особенностях целого обширного класса сходных в
каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и про
цессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
6. В веберовской социологической концепции очень важное
значение придается категории «организация», отличительный признак
которой заключается в наличии административного персонала, посто
янно ответственного за поддержание устойчивости организации и
координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих ад
министративных аспектов организации применяется термин «бюро
кратия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания
и функционирования организации, эффективности выполняемых ею
функций и усилий, направленных на достижение ее целей.
7. Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу,
существуют и другие объединения, в которых социальное поведение
и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих це
лях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные ин
ституты, характерные особенности которых состоят в следующем:
1) люди включаются в них на основании объективных данных
(наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);
2) основными факторами, определяющими поведение в них,
служит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и
др.) и аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Вебе-ру, выступают государство, церковь, политическая партия.
8. Теория рационализации, модифицированная в учении об ор
ганизациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретиче
скому осмыслению явлений господства, подчинения и власти, зани
мающих главенствующее положение в политике. Концентрирован
ным воплощением господства и власти является государство, кото
рое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми,
опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие
как средство».
М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. законного господства:
1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете
«вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству — от
князя или короля его наследнику;
2) господство в силу веры большинства общества в обязанность
легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выбо
ров в демократическом обществе;
3) авторитет необычного личного дара, которым обладает носи
тель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать маги
ческое воздействие на других людей и властвовать над ними.
9. М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых рели
гий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние
протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на воз
никновение капиталистического духа и становление капитализма как
специфического типа рациональной экономики.
6.2
Практические задания
54
1. Сформулируйте определения следующих ключевых понятий:
Понимающая социология.
Социальное действие.
Социальные отношения.
Организация.
Социальный институт.
Господство.
Государство.
Легитимность.
Религия.
Протестантизм.
Дух капитализма.
|' Ij.. 6j4~~~] Литература
1. Арон Р. Макс Вебер // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произ
ведения. М., 1990.
3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же.
5 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же.
6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. (Социология
М. Вебера и веберовский ренессанс.) М., 1991.
7. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // М. Вебер. Избранные произ
ведения. М., 1990.
8. Гвишиани Д.М. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической орга
низации управления // Организация и управление. М., 1972.
9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Теория "социального дейст
вия" М. Вебера // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I,
гл.5.
10. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности (Новые подходы
к изучению социологического наследия Макса Вебера) // М. Вебер. Из
бранные произведения. М, 1990.
11. Кравченко С.А. "Понимающая" социология Макса Вебера // Социология.
Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 5.
Интегральная социология П. Сорокина
ЕЖ 7dZZl Основные положения
1. Питирим Сорокин (1889-1968) считал, что социология, яв
ляющаяся наукой об обществе, должна, в первую очередь, изучать
специфические особенности общества, к числу которых он относил:
- совокупность специфических единиц - индивидов;
- взаимодействие индивидов друг с другом;
- неразрывное единство взаимодействующих единиц и свойств
самого процесса взаимодействия.
2. В отличие от экономической теории, изучающей экономиче
скую деятельность и соответствующие взаимодействия людей, от по
литологии, изучающей политические деятельность и взаимодействия,
социология, по утверждению П. Сорокина, есть интегральная наука,
изучающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обще-
56
стве во всем многообразии экономической, политической, религиозной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества.
3. П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под кото
рым он понимает любое событие, с помощью которого человек реа
гирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты друго
го. Особое значение он придает значимому взаимодействию, пони
маемому им как такое взаимодействие, в котором влияние, оказывае
мое одной частью (индивидом, семьей, социальной группой и т.п.) на
другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто фи
зическими или биологическими свойствами соответствующих дейст
вий (например, национальный флаг страны, под которым солдаты
сражаются с врагами).
4. В сорокинской социологической концепции первостепенное
значение придается структуре взаимодействия, которая включает в
себя три взаимосвязанных компонента:
1) личность как субъект взаимодействия;
2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов
с их социокультурными отношениями и процессами;
3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, ко
торыми владеют взаимодействующие лица, а также совокупность но
сителей этих ценностей - самих людей, которые создают, раскрывают
и реализуют эти значения в своей деятельности.
5. Все взаимодействия в обществе, согласно П. Сорокину, со
вершаются в социальном пространстве и социальном времени, кото
рые в корне отличны от геометрического пространства и физического
времени. Люди, находящиеся вблизи друг к другу в геометрическом
пространстве (король и его слуга), в социальном пространстве отде
лены громадной дистанцией. Напротив, люди, находящиеся очень
далеко друг от друга в геометрическом пространстве (два епископа
католической церкви, совершающие службу на разных континентах -
один в Европе, другой в Америке) очень близки в социальном отно
шении.
6. Изменения в социальном пространстве - это, утверждает
П. Сорокин, — социальная стратификация и социальная мобильность,
т.е. разделение людей по стратам (социальным слоям) и их переме
щение как внутри страт, так и между стратами, из одной страты - в
другую.
Социальная стратификация — это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, т.е. разделение их на высшие и низшие слои. Ее основа и сущность - в
неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
7. П. Сорокин выделяет три основных критерия социальной
стратификации: экономическое расслоение (богатые - бедные); поли
тическую дифференциацию (имеющие власть и не имеющие ее),
профессиональную (различие между учителями, инженерами, врача
ми, рабочими и т.п.)
8. Социальные страты не остаются неизмененными, они под
вержены изменениям, которые называются социальной мобильно
стью. Социальная мобильность — это перемещения индивидов и соци
альных групп от одного социального положения к другому. Она бы
вает двух видов. Горизонтальная мобильность — это перемещение из
одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том
же уровне общественной стратификации, например, смена индивидом
гражданства, семьи, места работы (в одной или примерно равной
должности); миграция внутри или между странами; циркуляция меж
ду религиозными группами или политическими партиями. Верти
кальная мобильность — это перемещение индивида или группы из
одного социального слоя в другой, расположенный выше или ниже в
социально-стратификационной пирамиде. Она делится на два вида:
восходящая циркуляция (социальный подъем) и нисходящая (соци
альный спуск).
9. П. Сорокин уделял первостепенное внимание выяснению
сущности и значимости культуры в развитии общества. Культура, в
его понимании, есть многообразная и многоуровневая, динамично
развивающаяся система, в которой существует основополагающая
первоценность, составляющая ее системообразующее ядро. Именно
наличие этой первоценности предопределяет ее своеобразие, ее «ин
дивидуальное» отличие от всех других культур, направленность ее
развития.
Сорокинская социодинамика культуры, во-первых, исходит из определяющей роли и возрастающей значимости социокультурных факторов в развитии цивилизации, в трансформациях общества; во-вторых, уделяет основное внимание исследованию повторяющихся ритмов, циклов и периодичностеи в развитии социокультурных процессов.
10. При исследовании культуры, считал П. Сорокин, необхо
димо применять два взаимосвязанных метода: каузально-функцио
нальный и логико-смысловой. Их единство позволяет за множеством
различных феноменов культуры увидеть их «подлинное единство».
Выделяются четыре основных формы интеграции культурных элементов:
1) пространственное сосуществование культурных идей, ценно
стей и их механическое объединение в одно структурное единство;
2) соединение, обусловленное внешними факторами, когда
элементы культуры не имеют внутренней связи, а объединяются в
некий конгломерат по случайным признакам;
3) каузальная или функциональная интеграция, при которой
изменение, или исчезновение одного из важнейших элементов приво
дит к изменению всего культурного комплекса;
4) логико-смысловая интеграция культуры - наивысшая форма
интеграции, когда идеи и ценности культуры объединяются на основе
единого стиля, интегрирующего их всех в единую целостность.
11. В общем процессе социодинамики культуры существует
три основных типа. Если преобладает чувственный образец культур
ных ценностей, мы имеем перед собой чувственную культурную
сверхсистему. Если основное внимание сконцентрировано на разуме,
то перед нами умозрительная или идеациональная суперсистема куль
туры. Если же существует органическое единство, гармоничный ба
ланс чувственных, эмоциональных и рациональных компонентов, то
возникает идеальный тип культурной сверхсистемы.
12. В самом кровавом за всю историю человечества XX веке,
утверждал П. Сорокин, господствующее значение приобретает чувст
венная суперсистема культуры, которая во второй половине столетия
переживает глубокий кризис. Однако современный кризис культуры и
общества - это не обыкновенный декадансный кризис (упадок), а пе
реход от одного типа культуры к другому, в котором прекрасная чув
ственная форма сольется с глубоким, прекрасным, разумным содер
жанием, возвышающим человека духовно, нравственно, социально.
7.2 1 Практические задания
1. На основании ознакомления с текстом 7-ой гл. Учебного пособия и данного Практикума постарайтесь определить и усвоить следующие ключевые понятия:
Социология - интегральная наука. J
Социальное взаимодействие.
Стратификация.
Социальная мобильность.
Социодинамика культуры.
ной мобильности. Приведите конкретные примеры социальной стратификации и социальной мобильности из жизни современного общества.
9. Расскажите, что понимал П. Сорокин под термином «социодина-мика культуры», какие методы он считал необходимыми для исследования этого процесса.
10. Охарактеризуйте четыре основных формы интеграции культур
ных элементов в единую систему культуры. Ответьте на вопрос,
какие формы интеграции культурных элементов являются наибо
лее предпочтительными и эффективными.
11. Дайте описание сущности и особенностей трех выделенных
П. Сорокиным типов культуры — чувственного, идеационального
и идеального. Приведите из истории культуры периоды и особен
ности функционирования этих типов культуры. Постарайтесь
применить сорокинскую типологию культуры к современным
процесса социокультурного развития.
12. Как интерпретировал П. Сорокин современный кризис культуры?
Пи
Литература
1. Жиромская И.П. Интегральная социология П. Сорокина // Социология.
Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 7.
2. Зыглина Т.С. Кризис современного западного общества в контексте со
циокультурной динамики П. Сорокина. Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Со
циология и политология. 1997. №1.
3. Сорокин П. Интегрализм - моя философия // Социологические науки.
1992. №10.
4. Сорокин П. Система социологии. М., 1993.
5. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992.
6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.
7. Сорокин П. Кризис нашего времени // Американская социологическая
мысль. Тексты. М., 1996.
8. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Там же.
„Глава 8.
Т. Парсонс: общая теория действия и социальные системы
Основные положения
1. Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский
социолог, создатель социологической доктрины структурно-
функционального анализа, считал, что основной проблемой социоло
гии является исследование процессов интеграции социальных систем.
С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий
индивидов, каждый из которых одновременно является и действую
щим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки,
стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действую
щих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует
как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой.
2. Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно
представить в двух неразрывных аспектах:
1) как структуру, выступающую в совокупности единиц или
компонентов со стабильными свойствами (статика системы);
2) как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются
свойства и отношения между структурными единицами (динамика
системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого
следует, что социальные системы рассматриваются как сложные со
вокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определе
ние рассматриваемого феномена «социальные системы - это системы,
образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия
между действующими субъектами».
3. Общая модель действия называется «единичным актом» и
включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:
1) действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделен
ного стремлением действовать, имеющего определенные цели, спо
собного описать способы их достижения и осуществить их;
2) ситуационное окружение - изменяемые и неизменные фак
торы окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким обра
зом, действие предстает как определенный процесс в системе «субъ
ект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для
действующих лиц и коллективов.
4. Различные элементы ситуации, в которой действуют инди
виды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные
значения в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее
значение и являющихся элементами культуры. Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодиф-ференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, - подчеркивает Т. Парсонс, - является отличительной чертой современных, модернизированных обществ».
5. Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно
Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов:
1) биологический организм;
2) личностная подсистема;
3) культурная подсистема;
4) социальная подсистема.
Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию» общества.
6. Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре
взаимосвязанные функции: 1) адаптация нацелена на установление
благоприятных отношений между системой действия и окружающей
ее средой и на приспособление к среде; 2) целедостижение заключа
ется в определении целей системы и мобилизации энергии и ресурсов
для их достижения; 3) мотивация направлена на воспроизводство об
разца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям сис
темы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них;
4) интеграция направлена на поддержание координации между час
тями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких
изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.
7. Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы
(биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с
четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологиче
ский организм соответствует функции адаптации, личностная подсис
тема связана с функциями целеполагания и целедостижения, культур
ная подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а
социальная система выполняет функцию интеграции, приводит обще
ство к интегративному состоянию.
Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонентов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует
обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам - организму, личности и социальной системе.
8. В результате включенности индивидуальных действий мно
гих акторов в единую действующую систему, личность, взаимодейст
вуя с другими личностями, приходит к ожиданию определенных дей
ствий от других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожида
ние (экспектация) во взаимодействии с другими акторами и их экс-
пектациями приводит к возникновению определенных правил, норм,
образцов поведения, помогающих регулировать и гарантировать ха
рактер ответных реакций. Все это вместе взятое «создает сложную
сеть позиций», систему «ролевых статусов». Каждому из этих стату
сов приписывается определенное ожидаемое поведение, а также по
ощрение или наказание за соответствие или несоответствие этим
ожиданиям. Решающим же фактором упорядочения и организации
совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и
нормативные образцы культуры.
9. Переход от одного состояния общества к другому, более вы
сокому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливаю
щимся действием в социальной системе и в поведении индивидов но
вых кодовых элементов нормативных структур, воплощаемых в сис
теме культуры.
8.2
Практические задания
1. Ознакомившись с 8-ой гл. Учебного пособия и данного
Практикума, определите следующие ключевые понятия:
Структурный функционализм.
Ситуационное окружение.
Актор.
Социальная система.
Социальное действие.
Ценности культуры.
Экспектация.
Ролевой статус.
2. Постарайтесь запомнить значение нижеследующих терми
нов, имеющих важное значение для раскрытия содержания данной
главы.
10. Усвоив содержание данной главы, объясните, почему предложенная Т. Парсонсом концепция общей теории действия и социальных систем, получила название «структурный функционализм»?
1 Литература
1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Общая теория действия.
Социальные системы. Т. Парсонс // Западная теоретическая социология.
СПб., 1996. Ч. II, гл. 1.
2. Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология: Перспек
тивы. Проблемы. Методы. М., 1972.
3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст
вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со
циологическая мысль. Тексты. М, 1996.
4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же.
5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Там же.
6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
7. Рудой Д.Е. Структурный функционализм // Социология. Учеб. пособие /
Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 3, 2.
Социологическая теория конфликта
9.1
Основные положения
1. Теоретические истоки социологической теории конфликта
коренятся в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля. Карл Маркс (1818-
1893) считал, что основу общества составляет способ производства
материальных благ, в структуре которого производительные силы на
определенной ступени своего развития приходят в состояние кон
фликта с существующими производственными отношениями. Этот
конфликт формирует субъект революционного ниспровержения капи
тализм - рабочий класс.
2. По мере участия в конфликтах рабочий класс осознает не
примиримость своих интересов с интересами буржуазии и превраща
ется из «класса в себе» в «класс для себя». В конечном счете он пре
вращается в могильщика капитализма и совершает социальную рево-
люцию, которая представляет собой реальный шаг к гармоничному развитию общества.
3. В отличие от К. Маркса выдающийся социолог Георг Зим-
мелъ (1858-1918) полагал, что в динамике конфликтов более глубокие
и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и
острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность
социальной системы. Основное внимание он уделял исследованию
конфликтов в сфере культуры, социодинамика конфликтов в которой
составляет основную движущую пружину развитие как самой культу
ры, так и всей жизни общества.
4. В 60-е годы XX века целый ряд нововведений в социологи
ческую теорию конфликта внес американский социолог Льюис Ко-
узер. Он считал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности
и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в ко
торой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущер
ба, оттеснение или уничтожение соперника.
5. В конфликтном функционализме Л. Коузера первенствующее
значение придается выяснению функций конфликтов. Наиболее важ
ные функции конфликтов, считает Л. Коузер, таковы:
1)усиление сплоченности членов группы;
2) более четкое разграничение между враждующими группами;
3) усиление интегративности социальной системы;
4) повышение степени адаптивности системы к изменяющимся
условиям.
Признавая, что конфликты при определенных условиях способны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Коузер, тем не менее, особо выделял позитивные функции конфликта, позволяющие сохранять или восстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
6. Л. Коузер был убежден, что общество, раздираемое дюжиной
конфликтов, имеющих всевозможную направленность, находится в
меньшей опасности быть насильственно разорванным на части, чем
общество, в котором возник один крупномасштабный конфликт, раска
лывающий социальную систему на две противоборствующие и непри
миримые части. Поэтому можно сказать, что общество скрепляется
своими внутренними конфликтами.
Отсюда вытекает вывод Л. Коузера о различении двух типов социальных систем в зависимости от того, в какой степени эти системы проявляют терпимость или, напротив, нетерпимость к конфликтам. В гибких и демократических социальных системах множественные конфликты, втягивающие в свои орбиты немногочисленные вра-
ждующие группы, пересекаются друг с другом, предотвращая тем самые серьезные потрясения их осевых структур. Напротив, социальные системы жесткого, тоталитарного типа стремятся подавить конфликты и тем самым создают предпосылки для возникновения конфликта, способного расколоть общество на непримиримо враждебные большие общности, а это чревато катастрофическими последствиями для общества.
7. Конфликтологическая теория, разрабатываемая Ральфом Да-
рендорфом, исходит из наличия классов в индустриальном обществе
и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приво
дящих к конфликтам. Предложенная Р. Дарендорфом конфликтная
модель общества опирается на четыре основополагающих постулата:
1) каждое общество подвержено процессам изменений, которые яв
ляются вездесущими; 2) в каждом обществе в каждый момент време
ни проявляются несогласие и конфликт - социальный конфликт вез
десущ; 3) каждый элемент в обществе способствует его дезинтегра
ции и изменениям; 4) каждое общество опирается на принуждение,
применяемое одними его членами по отношению к другим.
8. С точки зрения Р. Дарендорфа, в течении последних 15-ти
лет в обществе стали опасно разрастаться три новых типа социальных
конфликтов:
1) неразрешимые национальные конфликты;
2) индивидуализация социальных конфликтов, вспыхивающих
в отношениях между индивидами;
3) конфликты, возникающие вследствие широкого распростра
нения аномии, когда «нарушение общественных норм сходит пре
ступникам с рук».
Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций, считает Р. Дарендорф, является установление социального контракта между различными группами в двух его основных видах: 1) контракт — доминации (власти, господства); 2) контракт ассоциации. Только второй тип создает условия для гармонизации современных обществ.
9. Существенный вклад в разработку макросоциологической
теории конфликта внес американский социолог Рэндал Коллинз. Его
конфликтологическая парадигма покоится на четырех взаимосвязан
ных теоретических постулатах:
1) центральной особенностью любой социальной системы явля
ется стратификация, воплощаемая в неравенстве групп и индивидов, в
их доминировании друг над другом;
2) причины происходящих в обществе изменений коренятся в
интересах различных групп и индивидов, прежде всего в интересах
9. В своей макроконфликтологической концепции Р. Коллинз сформулировал четыре основополагающих теоретических постулата. Расскажите, в чем смысл постулатов?
10. В понимании В. Коллинза, в современном обществе существует
несколько взаимосвязанных конфликтных сетей. Ответьте, каково
содержание этих сетей и какую роль они играют в возникновении
конфликтов?
11. Каким образом можно объяснить резко возросший интерес к со
циологии конфликтов в странах, образовавшихся после развала
Советского Союза?
9.4
Литература
1. Арон Р Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Разд. Карл
Маркс.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология. 2-е изд. Мн., 2001. Гл. 1, 2.
3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная лите
ратура. 1993. №4.
4. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социо
логии // Философская и социологическая мысль. 1993. №6.
5. Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социоло
гическая мысль. Тексты. М., 1996.
6. Козер Л А. Завершения конфликта. Там же.
7. Коузер Л Основы конфликтологии. СПб., 1999.
8. Маркс К. К практике политической экономики. Предисловие // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
9. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 57-87.
Глава 10i
Символический интеракционизм
10.1 | Основные положения
1. Основатель символического интеракционизма, американский социолог Джордж- Герберт Мид (1863-1931), усматривал решающее отличие человеческого бытия от существования животных в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию (английское слово interaction означает взаимодействие). Человеческий язык отличается от голосовых сигналов животных тем, что использует значимые символы, т. е. такие знаки, которые несут для индивидов
и их групп, определенные смыслы или значения. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе взаимодействия людей предпосылки к их социальному развитию.
2. Символизация, осуществляемая посредством языка, считал
Дж. Г. Мид, делает возможным существование определенной социаль
ной ситуации и конституирует (т.е. создает) сам социальный объект.
3. Взаимодействуя с другими индивидами, определенная общ
ность которых выступает как «обобщенный другой» (т.е. множество
других), индивид развивает в этом процессе собственную самость,
или индивидуальность. В форме обобщенного другого сообщество
людей осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных
членов. Следовательно, индивид обладает самостью (индивидуально
стью) лишь в отношении самости других членов своей социальной
группы.
4. Сторонники социодраматического ответвления символиче
ского интеракционизма К. Берк, Э. Гоффман, X. Даккен рассматри
вают взаимодействие между индивидами как своеобразные пьесы, в
которых каждый человек одновременно является продюсером, при
глашающим людей на определенные роли; актером, играющим отве
денную ему роль, и режиссером, следящим за исполнением. Каждый
индивид использует предметное окружение как реквизит и тщательно
охраняет места своих «частных кулис», где он может расслабиться
после представления.
5. Взаимодействие неотрывно от интерпретации, которая воз
никает в процессе коммуникации. Сама же коммуникация подразде
ляется на внешнее и внутренне общение. Внешнее - это взаимодейст
вие индивидов друг с другом посредством слов-символов, несущих в
себе определенные смыслы и значения Внутреннее - между частями
нашего «Я» происходящее общение, в процессе которого и возникает
интерпретация, т.е. толкование, разъяснение смысла, значения опре
деленного события, объекта, жеста или слова. Этот процесс означает
видение себя глазами других людей, возникающее из способности
языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что и в дру
гих людях. На основании этого Дж. Г. Мид развил концепцию обоб
щенного другого, под которым понимается определенная социальная
группа, воздействующая на сознание любого из своих членов. Сущ
ность этого процесса представляет собой становление социальных
качеств личности, происходящее путем усвоения каждым индивидом
тех социальных ролей, которые культивируются в данной группе, на
пример, у игроков в бейсбол.
6. В рамках символического интеракционизма исследуется по
ведение не только отдельных индивидов, но и больших масс людей
(Р. Тернер), массовых социальных движений (Г. Блумер). Групповая
активность, приводящая к формированию коллективного поведения,
означает, утверждает Г. Блумер, что индивиды действуют вместе оп
ределенным образом, между ними существует разделение труда и оп
ределенное взаимное приспособление различных линий индивиду
ального поведения.
7. В блумеровской версии символического интеракционизма
утверждается, что ключ к пониманию природы коллективного пове
дения дает круговая реакция - такой тип взаимного возбуждения, в
рамках которого реакция одного индивида воспроизводит и одновре
менно усиливает возбуждение другого индивида. Вследствие этого
взаимное возбуждение приобретает круговую форму, при которой
индивиды отражают настроения друг друга и, таким образом, интен
сифицируют их, например, во время ссоры или в концертном зале во
время захватывающего их выступления популярного певца.
8. Г. Блумер считал, что коллективное поведение, связанное со
взаимным возбуждением индивидов, чаще всего возникает в условиях
неустойчивости или нарушения привычных форм существования лю
дей, что приводит последних в состояние беспокойства, выражаю
щееся в дискомфорте, фрустрации, неуверенности или, наоборот, в
чувстве агрессивности. Когда такое беспокойство вовлекается в кру
говую реакцию, захватывая не одного, а множество индивидов, воз
никает социальное беспокойство Оно воплощается в трудовых конт-
фликтах, женских движениях, аграрных и религиозных волнениях,
революционных выступлениях.
9. Поборники символического интеракционизма обращают
внимание на двойственную роль социального беспокойства. Оно:
1) выступает симптомом распада или крушения определенного жиз
ненного устройства; 2) означает подготовку к новым формам коллек
тивного поведения, которое на волне всеобщего возбуждения, прини
мающего круговой характер, с нарастающим эффектом усиливающе
гося влияния на отдельных индивидов, подталкивает многих из них к
таким формам нового коллективного поведения, о котором они преж
де и не помышляли.
\Щ... 10-2^] Практические задания
1. На основе ознакомления с текстом 10-ой гл. Учебного пособия и данного Практикума определите и постарайтесь запомнить следующие ключевые понятия:
тов, событий? Приведите соответствующие примеры из вашей жизни, литературы, кинофильмов.
6. Назовите, кто в рамках символического интеракционизма иссле
довал поведение больших масс людей и массовых социальных
движений?
7. Объясните, что означает термин «круговая реакция»? Каким обра
зом групповая активность связана с коллективным поведением?
8. В каких условиях взаимное возбуждение индивидов приводит к
социальному беспокойству, в каких формах последнее находит
свое реальное воплощение?
9. Какую роль в жизни индивидов и общностей играет социальное бес
покойство, как оно связано с социальным движением?
Литература
1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая
мысль. Тексты. М., 1996.
2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Символический интерак-
ционизм // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч.П, гл. 1, 3.
3. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.
4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же.
5. Мид Дж. Азия//Там же.
6. Смелзер Н. Символический интеракционизм // Социология. М., 1994.
Разд. 1,гл. 5, с. 136-139.
Социологическая феноменология и этнометодология
11.1 Основные положения
1. Основоположник феноменологической социологии Альфред Шюц, опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля и философскую антропологию О. Шпенглера, выдвинул концепцию интерсубъективного социального мира, охватывающего собой всю совокупность человеческих представлений от переживаний единичного субъекта до абстрактно-теоретических конструкций социальных наук.
2. Под термином «социальная реальность» А. Шюц понимает
совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как
опыт обобщенного сознания людей, как общий для всех них интер
субъективный мир, созданный в процессе взаимодействия и взаимо
влияния многих субъектов между собой. Социальный мир не только
интерсубъективен, представляет собой воплощение межсубъектного
взаимодействия людей в опыте их повседневной жизни, но и является
миром значений.
3. В процессе межсубъективных взаимодействий людей, благо
даря миру значений, возникает различие между индивидуально-
уникальными и типичными явлениями социальной реальности. Над
первым рядом значений, возникающих в повседневном опыте инди
видов и представляющих собой конструкции обыденного сознания,
надстраиваются теоретические конструкции общественных наук, яв
ляющиеся конструкциями второго уровня.
Перед социологической феноменологией возникает первостепенная проблема: как возможно сформировать объективно верную и проверенную теорию на основе субъективно значащих структур интерсубъективного социального мира, т.е. проблема объективности идеальных конструкций второго ряда и их адекватности интерсубъективному миру социальной реальности. Эта проблема может быть разрешена, считает А. Шюц, благодаря тому, что выполнение требований логической последовательности гарантирует объективный характер идеальных объектов, сконструированных социологом. А выполнение требования адекватности гарантируется совместимостью теоретических конструкций общественной науки с конструкциями обыденного сознания, конструкциями повседневной жизни. Это возможно в том случае, когда мы не ограничиваем наше понимание чувственным восприятием объектов социальной реальности, а включаем в него опытные формы, посредством которых обыденное сознание в повседневной жизни понимает человеческие действия и их результаты с точки зрения основных мотивов и целей таких действий.
4. В рамках социологической феноменологии на рубеже 60—70-х
годов XX столетия возникла этнометодология. По замыслу ее основа
теля Гарольда Гарфинкеля, этнометодология должна превратить мето
ды исследования примитивных общин и культур, применяемые в этно
логии и антропологии, в процедуры изучения всех социальных и куль
турных явлений, более того - в методологию их исследования. Отсюда
и проистекает название данного направления, интегрированное из двух
терминов: этпо плюс методология.
Этнометодология базируется на твердо установленном этнологами и антропологами факте: члены примитивных обществ не в со-
стоянии описать, а тем более объяснить функционирование существующих в этих обществах социальных институтов (религии, культуры и т. п.), которые навязываются им как бы извне. Такое осмысление иозможно только в современных обществах индустриального и постиндустриального типов, в которых большинство граждан принимают участие в создании и функционировании существующих здесь социальных институтов. Но такое осмысление происходит только на основе осмысленной коммуникации, возможной только в языковой форме. Однако язык способен не только прояснить смысл тех или иных действий, в том числе и социальных институтов, но и затемнить, исказить их. Поэтому социолог должен не ограничиваться применением терминов специального научного языка, а использовать выражения повседневной разговорной речи, воплощающие несопоставимые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Именно такие механизмы наиболее полно изучены этнологией, социальной и культурной антропологией, занимающимися преимущественно исследованием примитивных общин и культур.
5. Этнометодология различает два уровня социального позна
ния: 1) повседневный опыт; 2) социологическую теорию. В соответ
ствии с этим все суждения и выражающие их предложения диффе
ренцируются на два типа - индексичпые и объективные. Индексичные
выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, при
чем в непосредственной связи с тем социальным контекстом, в кото
ром они возникают и используются. В отличие от них объективные
выражения дают обобщенное описание определенного типа, класса,
рода социальных объектов независимо от контекста употребления.
6. С точки зрения сторонников этнометодологии, социальная
реальность не обладает объективными характеристиками, а видоиз
меняется в зависимости от особенностей, содержания и форм выра
жения той социальной коммуникации, в которой она возникает и раз
вивается. Более того, социальная реальность конструируется, создает
ся в процессе социальной, прежде всего речевой коммуникации. Это
происходит посредством употребления людьми субъективных смы
слов и значений в процессе их взаимной коммуникации при помощи
индексичных выражений.
В отличие от этого объективные выражения, в которых социальная реальность унифицируется и классифицируется на определенные типы и классы явлений, отстраняются от уникальных ситуаций, изолируют их от неповторимого контекста. А это означает, что научные термины, концепции, теории являются вторичными, производными от повседневного опыта, в процессе развертывания которого и создается сама объективная реальность.
Г. Гарфинкель, Г. Сази, Дж. Джеферсон, П. Макхью и другие этнометодологи утверждают, что для проникновения сквозь толщу научных терминов, концепций, теорий в сущность социальных явлений необходимо отказаться от разделения, дистанцирования субъекта и объекта, свести теоретические конструкты к здравому смыслу, к «народной мудрости» и повседневному опыту, коренящимся в глубинах этнического сознания.
7. Все изложенное не означает, что этнометодология отказывается от теории. Ее теоретическое содержание базируется на четырех постулатах:
1) отождествляется социальное взаимодействие и речевая ком
муникация;
2) отождествляется исследование и интерпретация действий
собеседника и коммуникация с ним;
3) выделяются два различных, хотя и связанных друг с другом,
слоя в интерпретации — понимание и разговор;
4) происходит отождествление структурной организации разго
вора (коммуникации) с синтаксисом повседневной речи.
Основной вывод этнометодологии таков: социолог, прежде всего, этнометодолог, в исследовании социальной реальности не должен занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя. Он всегда включен в контекст повседневной коммуникации, в процессе которой социальная реальность не только понимается и интерпретируется, но и конструируется, т. е. создается.
Практические задания
1. Найдите в Учебном пособии и в данном Практикуме опреде
ления следующих ключевых понятий:
И нтерсубъекти вность. Теоретические конструкции науки. Социальный мир. Этнометодология. Мир значений. Индексичные выражения. Конструкции обыденного сознания. Объективные выражения. Конструирование реальности.
2. Чтобы усвоить содержание 11 -ой гл., Вам необходимо по
нять и запомнить смысл следующих важнейших терминов.
Глава 12.
Н. Луман: теория общества и самореферентных систем
12.1
Основные положения
1. Один из разработчиков «постмодернистской» социологии
Никлс Луман (1927-1999) выступил с претензией на создание новой,
«единой социологической теории», в центре которой находится по
нятие общества. Однако существовавшее до сих пор понятие обще
ства неадекватно в силу трех причин:
1) гуманистическое предубеждение, согласно которому обще
ство состоит из людей и отношений между ними;
2) допущение территориального разнообразия общества;
3) разделение субъекта и объекта познания. Поэтому необхо
димо, согласно Н. Луману, «революционизировать парадигму теории
общества». А это можно сделать, только поставив в центр теории по
нятие системы.
2. Под системой Н. Луман понимает нечто, способное отличать
себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Именно под
такое определение системы подпадает, по его мнению, общество. Оно
тем и отличается, что постоянно производит различение себя и внеш
ней среды, дающее ему право называться системой. Эта система явля
ется самовоспроизводящей и одновременно самореферентной, т.е.
способной описывать самое себя, воспроизводя и само это описание.
3. При таком понимании социальной системы ее элементами
оказываются не люди и их действия, а их коммуникации между собой.
Коммуникация - это не просто передача информации, а смысловой,
самореферентный процесс, приводящий к определенному конструи
рованию социальной системы.
4. Хотя система и окружающий мир разделены, утверждает
Н. Луман, они не могут существовать как две стороны друг без друга.
Если система достаточно сложна (а именно таково общество), она
оказывается в состоянии обратить на себя самые различные системы
и всего окружающего мира и осуществлять вследствие этого наблю
дение самой себя как системы в окружающем мире.
Именно из такого взаимодействия системы и окружающего мира вытекает понимание и толкование Н. Луманом понятия «самореферентная система». Самореферентность, в его понимании, есть включение самого себя в предмет рассмотрения. Следовательно, самореферентная система, хотя и зависит от окружающего мира и не
обходится без него, но детерминирована отнюдь не им, поэтому может сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок, осуществив тем самым построение своих структур собственными сис-■ емными процессами.
5. Такое понимание самореферентной системы органически
связано с трактовкой Н. Луманом еще одного ключевого понятия в
его социологической концепции — аутопоейтической системы. Он
утверждает, что аутопоейтические системы производят не только
свои структуры, но и свои элементы, а также сети этих элементов.
Сами же элементы системы — это информация, это различия, имею
щие очень важное значение для развития и существования си