Е. М. Бабосов
Рецензенты: кафедра социологии Белорусского государственного университета
(зав. кафедрой - проф. А.Н. Елсуков), доктор социологических наук А.И. Левко
Рекомендовано к изданию
кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета
Бабосов Е. М.
Б12 Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 416 с.
ISBN 985-470-083-6
Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются понятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.
Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73
ISBN 985-470-083-6
© Бабосов Е. М., 2003
© Оформление. НТОО "ТетраСистемс", 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время в мире учебной литературы все отчетливее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три книги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хрестоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объединяются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гуманитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.
По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой принципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение соответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в данной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится обширный по содержанию, графическому исполнению и концептуальной насыщенности блок структурно-логических схем. Это делает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напомним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информации». Все главы сопровождаются практическими заданиями, выполнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровождается тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-
скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насыщенность текста социологического практикума тщательно отобранными статистическими материалами, раскрывающими динамику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, полученными в результате проведенных автором и под его руководством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.
Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровождаются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказывания, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основательнее задумываться над обсуждаемыми проблемами
Выделенные автором наиболее важные вопросы для самоконтроля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазона изучаемых концепций, методов, способов социологического исследования, расширяют возможности более качественного выполнения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.
Предлагаемый читателям социологический практикум адресуется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и преподавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.
Раздел первый
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Объект, предмет
и функции социологии
Основные положения
1. Соцпопо! mo можно определить самым кратким образом как
с не юмашческое, научное изучение общества
2. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно
может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, - к
истории, политологии, юриспруденции, экономической теории ь i.
Поэтому для правильного понимания специфики социологии неоох-з-
димо установить, что составляет объект ее исследования и ка^ ее
предмет.
Как и во всех других науках (физике, химии, биологии и т п) объект социологии существует объективно, т е вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, закономерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, ю человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей, объединенных в определенные социальные общности - семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п
3. Если объект социологии находится вне сознания человека, его
тучающего, и не зависит от него, то с предметом социологии дело
обе кип иначе Он возникает в качестве предмета исследования не без
влияния человеческого сознания, а только благодаря ему, когда ис-
следова1ель стремится выделить из интересующего его объекта ка
кие-то важные для себя его стороны, части или особенности Таким
I
образом, предметом социологии является выделение из многообразных аспектов развития общества определенных социальных общностей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которых являются, с одной стороны, общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой - человек, личность. А это позволяет сделать следующий обобщающий вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
4. Предметом социологии выступают не только и не столько от
дельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в
процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное
заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные
силы, социокультурные или религиозные объединения и другие соци
альные общности, накладывающие определенный отпечаток на жиз
ненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодей
ствия. Поэтому ключевой, основополагающей категорией социологии
является именно социальная общность.
Социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индивидов, которое обусловлено сходством или единством интересов, целей, ценностных ориентации, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокультурных и иных условий жизнедеятельности.
5. Основными источниками знаний социологов об обществе и
жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение
реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимо
стей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей раз
вития общества.
6. Опираясь на представление об объекте, предмете социологии,
источниках социологических знаний, можно дать определение социо-
лошп. Оно таково: социология - это наука об особенностях, тенден
циях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях
рачипчпых социальных общностей и систем, о механизмах и формах
проявпепия этих закономерностей в действиях личностей, социаль
ных групп и общества в целом в совокупности определенных соци
альных отношений и в определенных исторических условиях.
7. Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важ
ных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему:
а) изучение социальных фактов;
тать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Поженившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось после брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно связываем с любовью. Любовь «считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга».
Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и отчужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака сегодня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди богатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих незападных культурах.)
Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как «изначально данное» в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социологи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходимость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.
Здоровье и болезнь. Обычно, когда мы думаем о здоровье и болезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует боль или испытывает недомогание. Как это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные факторы оказывают очень большое влияние и на возникновение и протекание болезни, и на то, как мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о «болезни» как о чем-то, порождаемом функциональными расстройствами тела, не разделяется представителями других обществ. В некоторых культурах болезнь и даже смерть рассматриваются как результат враждебных заклинаний, а не поддающихся изучению физических причин. В западной культуре хри-12
стианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, «открывающего врата заблуждению».
Как долго человек может прожить, насколько реальна для него yi роча серьезных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социальными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет чспомек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будс! страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстраниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболевание должно быть признано «достаточно серьезным», чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лини, слабое недомогание, или чья болезнь точно не определен;!, скорее всего будет признан «симулянтом» — не имеющим реши.но прана ичбепнь ежедневных обязанностей.
Другие примеры: преступление и наказание. Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних часах человека, казненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства короля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки ("ii.niii сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произошедшем.
Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через четверть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторяли несколько раз.
После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, лошади снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку.
Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно оторвали конечности от торса.
До начала современного периода такие наказания не были необычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни.
В далекие исторические времена казнь была рассчитана на максимальное продление периода умирания приговоренного и на сохранение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распятие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатывали из-под осужденного или когда под ним открывался люк, осужденный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем умереть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.
Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же знаменитостями, как в наше время кинозвезды.
Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительными. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы преступления этот человек ни совершил. Наша система наказания основана на тюремном заключении, а не на причинении физической боли; в большинстве западных стран смертная казнь отменена. Почему формы наказания изменились? Почему тюремное заключение заменило существовавшие ранее более жестокие формы наказания?
Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто более жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для социолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение насилия как способ наказания существовало в Европе на протяжении ве-кон. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не ндруг, здесь имели место глубочайшие социальные влияния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урбанизироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабриках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно было обеспечить основанными на устрашении старыми способами нака-'шммм, коюрые были пригодны только в маленьких обществах с тесными t шимми и ноГюпьпшм количеством происшествий.
I I
Тюрьмы создавались как часть системы учреждений, в которых люди содержатся в изоляции от внешнего мира, «под замком», для того, чтобы контролировать и дисциплинировать их поведение. Среди тех, кого держали взаперти, были вначале не только преступники, но и бродяги, больные, безработные, слабоумные и сумасшедшие. Тюрьмы не сразу отделились от сумасшедших домов и больниц. Предполагалось, что в тюрьмах преступников «перевоспитывали в добропорядочных граждан». Наказание за преступление стало ориен-троианным на воспитание послушного гражданина, а-не на публичную демонстрацию остальным ужасных последствий, которые влечет ча собой дурное поведение. Гуманизация наказания, которую мы наблюдаем, скорее всего последовала за происходящими переменами, а не вызвала их. Перемены в обращении с преступниками были частью процессов, уничтоживших традиционные порядки, которых люди придерживались на протяжении веков.
Ныаоды: сущность социологии. Мы можем обобщить примеры, обсужданшиеся до сих пор. В каждом из трех случаев — любовь, t)p;u< и сексуальность, здоровье и болезнь, наказание за преступ-Mi'iinc—- мы увидели, что чувства и эмоции, которые кажутся «есте-сгнепно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.
Источник: Э. Гидденс. Социология. М, 1999.
Вопросы к тексту
1. Всегда ли существовала романтическая любовь или она возникла
в определенных социальных условиях?
2. Согласны ли Вы с мнением, что любовь, брак и сексуальность тес
но связаны друг с другом?
3. Каким образом здоровье и болезни людей связаны с социальными
факторами?
4. Чем обусловлены изменения в отношениях людей к преступлению
и наказанию?
5. В какой мере чувства, эмоции и поступки людей подвержены
влиянию социальных факторов?
6. Почему социальный опыт людей является основой социологиче
ского мировоззрения?
2. П. Сорокин. Структурная социология. Социология как особая наука
Хотя социология является наукой генерализирующей, имея дело с целостным социокультурным пространством, это еще не означает, что она занимается энциклопедическим исследованием всех социальных наук или составляет их философский синтез. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных или сегментарных черт и отношений. Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специальной наукой. Хотя президент или казначей фирмы имеет дело со всей компанией в целом, это не означает, что его работа не является специализированной или что он выполняет работу за всех сотрудников фирмы. По той же причине социология, изучающая целостное социокультурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.
Взаимозависимость между социологией и другими науками.
В своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерализующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Физики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каждая из этих дисциплин использует другие науки. Ученому немыслимо работать над любой проблемой не апеллируя к открытиям других дисциплин и ученых. Ни одна специальная проблема физики или химии не может быть разрешена без знания этих генерализующих дисциплин. То же справедливо и в отношении специальных проблем биологии и основных принципов общей биологии. Специальная наука i оология гораздо больше зависит от общей физики, химии и биологии, чем сами эти науки зависят от геологии.
Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят ог генерализующей науки социологии. Социологические теории Ила юна и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюргейма, Тарда, Вебера и Парето. Можно нитровать сотни исторических, экономических, политических, ан-
:
тропологических, психологических, лингвистических и даже синологических на основе социологических выкладок Августина, Аквината, Макиавелли, Гоббса, Гегеля, Спенсера, Конта или Маркса. Возникновение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие принципы, интерпритации, изучаемые проблемы, методы и технику исследования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисци-мппны второй половины XIX века строились на гегельянских или кошо-спенсеровский принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интерпретации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских, паретов-ских и шпенглерианских социологических принципов и методов.
Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин на протяжении последних нескольких десятилетий. Их содержание, ме-юды, интерпретации, включая даже те, чьи авторы враждебно относились к социоло! ии, становились все более социологическими и примени к тмиикпонению во всех этих дисциплинах социологических мим же инс1шуциоиальных школ: в юриспруденции и истории (так пли.тлемая социальная история), в экономике и политологии, в ан-iринологии и психологии (социальная психология), в науках, изучающих искусство и мораль, религию и даже логику. Подобная «со-циоло1 изация» этих дисциплин является красноречивым свидетельством влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней, то есть 'ло, скорее, взаимозависимость, а не однобокое влияние социо-jioi ии на другие науки.
Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине кажется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Здесь так же, как и во всех подобных рассуждениях «слишком» практичных людей (которые, кстати, по мнению Лаоцзы, являются самыми непрактичными) ошибка совершенно очевидна. Математика является, вероятно, самой абстрактной и 1 соретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое значение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дисциплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика! Общая теоретическая физика, химия и биология гораздо более абстрактны и «непрактичны», чем поваренная книга или инструкция к «шевроле» или другому автомобилю. Однако без теоретической физики, химии и биологии ни ав-
томобиль, ни хорошая поваренная книга не могут быть произведены на свет. То же верно и в отношении социологии как генерализующей, теоретической и абстрактной дисциплины. Ее практическое влияние — благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, — было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, реформ и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» коммунистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рейха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени практическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного достаточно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относительно утилитарной ценности социологии.
Подведем итог: социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.
Источник: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М, 1992.
Вопросы к тексту
1. Почему П. Сорокин назвал социологию генерализирующей наукой?
2. В какой мере, по мнению П. Сорокина, социология зависит от ис
тории, экономики, политологии и других общественных дисцип
лин, а те, в свою очередь, испытывают влияние социологии?
3. Что, по Вашему мнению, имел в виду П. Сорокин в своем утвер
ждении, согласно которому социология рассматривает социокуль
турные явления в их родовых видах и типах?
3. Р. Коллинз. Социология: наука или антинаука?
Социология, подобно многим другим интеллектуальным дисциплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последовательности; она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие
условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, — это формулировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих социальный мир. Именно ли процессы определяют, каким образом конкретные условия порождаю! конкретные результаты. Эти обобщенные способы объяснении и соскшляют науку.
Социология разделена на большое число специальностей. Вряд mi ')io должно удивлять, поскольку насчитываются многие тысячи исследователей, заинтересованных в возделывании своих собственных участков. А так как социология имеет в виду весь социальный мир (включая его причины и следствия), то налицо огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.
Источник: Р Коллинз. Социология: Наука или антинаука //Теория оГщсптм М, 1999. С. 38, 62
] V Вопросы к тексту
1 Какой круг проблем может стать предметом социологии как науки?
2. В чем состоит главный род деятельности социологии?
3. 11очему перед социологией существует огромный выбор объектов
исследования?
ПР~ 1 -4 | Вопросы по теме главы
1. Каждая наука изучает определенную область окружающей дейст
вительности и представляет собой выработку и теоретическую
систематизацию достоверных знаний об этой действительности.
Какую сферу действительности изучает социология?
2. Та часть объективной реальности, которую изучает определенная
наука, называется ее объектом. Что является объектом социоло
гии? Чем отличается объект социологии от объектов естественных
наук - физики, химии, биологии и т.п.?
3. Каждая наука из своего объекта выделяет специфическую область
предметного интереса по отношению к данному объекту. Что со
ставляет предмет социологии как науки?
4. Предмет науки, как правило, многогранен, следовательно, опреде
ленным образом структурирован. Каковы структурные формиро
вания, изучаемые социологией?
5. Каждая наука имеет определенные источники генерируемых и сис
тематизируемых ею знаний. В чем состоят источники социологи
ческого знания?
6. Получив представление об объекте, предмете социологии, об ис
точниках социологического знания, можно дать определение дан
ной науки. Какие подходы к определению социологии Вы знаете?
Как определить социологию в качестве самостоятельной науки?
7. Любая наука возникает и развивается для того, чтобы решать опре
деленные задачи, выдвигаемые перед людьми их взаимодействия
ми с окружающей природной и социальной действительностью.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: В чем состоят основные задачи
социологии?
8. В процессе решения свойственных данной науке задач она выпол
няет определенные функции. Каковы функции социологии? В чем
конкретно они выражаются?
9. Объект, предмет, задачи и функции социологии определенным об
разом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает
процесс развертывания социологии как науки.
1-5 Литература
1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 1. Объект, предмет и за
дачи социологии как науки.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. 1. Введение в социологию.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.
5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М, 1995. Гл. 1.
6. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1994.
7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.
8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. Разд.: Структур
ная социология.
9. Социология: наука об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горла
ча. Харьков, 1996. Введение в социологию.
10. Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред.
Г.В. Осипова. М., 1995. Гл. 2.
11. Фролов С.С. Социология. М, 1996. Разд. 1.
12. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические ис
следования. 1990. № 2.
Структура и методология социологии
[~В§ 2.1 _J Основные положения
1. Современная социология является сложноструктурирован
ной системой научного знания, в рамках которой существует множе
ство теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концеп
ций — марксистская, структурно-функционалистская, этнометодоло-
гпческая, структурационная и т.п. — не является полностью адекват
ной и общепризнанной. Поэтому на рубеже XX—XXI веков предпри
нимаются попытки разработки общей социологической метатеории,
г.е. теории второго порядка, обобщающей основные положения суще-
стнующих социологических теорий.
2. ('оцноиотя, как и большинство наук, развивается на двух
уроииих птн/н/'п'с'кои и теоретическом. Она базируется на кон-
Kpi'iniiix, эмпирическим путем полученных социальных данных, ле
жащих в основе социальной системы общества, его структуры, сис-
1смно-структурных изменений. Эти данные собираются методами
)мпирического исследования — наблюдения, изучения документов,
пи гсрвьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов.
3. Вследствие большой сложности и многообразия социальной
дсйстни'юлыюсти, ограниченных возможностей проведения социаль
ных опытов (экспериментов) и использования приборов, фиксирую
щих тс или иные особенности исследуемых объектов, изучение боль
шинства социальных феноменов в социологии осуществляется пре
имущественно на теоретическом уровне.
4. В структуре социологии выделяются общесоциологические
теории: теория общественно-экономических формаций, обоснован
ная К. Марксом; выдвинутая М. Вебером теория социального дейст
вия; структурно-функциональная теория, развитая Т. Парсонсом и
Р. Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная
П. Сорокиным и др.). Наряду с ними функционируют специальные
социологические теории, такие, в частности, как теории социальных
взаимодействий, разработанные Г. Зиммелем, П. Сорокиным; теории
социальных движений, обоснованные Г. Блумером, А. Туреном и др.
Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, на
ходят отраслевые социологические теории, формирующиеся на сты
ках социологии с другими науками и изучающие особенности развер
тывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его раз-
личных сферах - экономическая социология, политическая социология, социология культуры, социология религии и т.п.
5. В зависимости от ориентированности социологические ис
следования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фун
даментальные социологические исследования ориентированы на раз
работку теоретических концепций, на изучение основных тенденций
и закономерностей социального развития, проявляющихся в социаль
ной стратификации общества, в процессах его изменения и развития,
в сотрудничестве и соперничестве социальных групп, общностей,
классов, этносов; в кризисах, конфликтах и войнах; в динамике ос
новных подсистем социальной системы - в экономике, политике,
культуре.
6. Прикладные социологические исследования ориентированы на
изучение и регулирование определенных социальных процессов в чет
ко очерченных областях общества, - например, изменений в демогра
фической или социально-политической ситуации, возникновения и раз
вития безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.
7. В социологии также существует дифференциация на макро-
социологические и микросоциологические исследования. Макросо
циология представляет собой уровень социологического исследования
целых общества, их систем и структур, поведения больших сообществ
и таких объединений людей, как социальные классы, народы.
8. Микросоциология - это такой уровень социологических иссле
дований, который ориентирован на изучение поведения отдельных лич
ностей и их небольших групп "лицом к лицу" в их повседневной жизне
деятельности в семье, в производственном коллективе, в компании свер
стников, в субкультурной группе и т.п.
9. Наиболее перспективным в современной социологии являет
ся органическое соединение макро- и микросоциологических приемов
исследования общества. В качестве наиболее удобного объекта такого
объединения выступает социальная общность, т.е. совокупность со
циальных связей и отношений между людьми, взаимодействующих
между собой в рамках определенных социальных групп (семья, тру
довой коллектив, религиозная община) или территорий (население
города). Необходимость объединения макросоциологического и мик
росоциологического подходов в подобных случаях вытекает из того,
что на развитие и функционирование общности одновременно влияют
отдельные личности и их целенаправленные действия, а с другой сто
роны, — макроэкономические, макрокультурные и макрополитические
факторы, определяющие ту социальную ситуацию, в которой проис
ходит деятельность социальных субъектов - личностей и их групп.
10. Важнейшее место в структуре социологии занимает мето
дология, представляющая собой систему принципов, методов и стра-
1егий, используемых для приобретения социологических знаний, их
интерпретации и практического применения на теоретическом и эм
пирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом
п микросоциологическом уровнях.
11. Социологическая методология включает в себя совокуп
ное и, общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедук
ция, обобщение и др.), общенаучных (системный, комплексный, мо
делирования, типологизации и др.), специфически социологических
(сфуктурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросс-
кулыурный анализ, корреляционно-сравнительный метод, включен
ное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и
др.). Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а
их совокупность составляет систему методологии социологического
исследования.
| Щ 2.2 ] Практические задания
1. Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить опре-депемня ключевых понятий, используемых в данной главе
Метатеория — в социологии — теория второго порядка, анали-шрующая и обобщающая основные положения существующих со-цпомо! нческих теорий в теоретических конструкциях более высокого уроним абеф.н ирования.
)мпнрическое социологическое знание — знание о социальных процессах и явлениях, полученное при помощи эмпирических методов псспедования - наблюдения, анализа документов, интервьюирования, ныборочного метода, массового опроса населения и др.
Теоретическое социологическое знание — знание об объектах социальной реальности, их целостных системных характеристиках, ценностных качествах, полученное путем применения рационализи-ронанных теоретических средств - понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, обобщения, классификации, типологизации и т.п.
Прикладные социологические исследования — исследования, ориентированные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (демографических, этнонациональных, производ-с i венных, политических и др.) в четко очерченных областях общест-пепной жизни и имеющие целью решение актуальных задач практического характера.
Фундаментальное социологическое исследование - изучение основных тенденций и закономерностей развития общества, места и
роли в нем личности, социальных общностей, групп и слоев (классов), процессов социальной дифференциации и интеграции, динамики развития социальных систем, их структур и типов, разработка принципов, методов и стратегий исследования социальных объектов.
Общесоциологическая теория — теоретическая концепция, исследующая, описывающая и объясняющая развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействиях.
Специальная социологическая теория — теоретическая концепция, изучающая и интерпретирующая особенности функционирования определенных социальных общностей в процессах их взаимодействия, например, социология молодежи, этносоциология, социология социальных движений и т.п.
Отраслевая социологическая теория — концепция, формирующаяся на стыках социологии с другими науками и изучающая особенности социальных явлений и процессов, тенденции их развития не в обществе в целом, а в его различных сферах - экономическая социология, социология культуры, социология науки и т.п.
Макросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (социальных классов, слоев, наций, социальных институтов - государства, культуры, религии и т.п.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные общности и структуры.
Микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.
Методология - система принципов, методов и стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.
2. Найдите в тексте Учебного пособия и содержащимся в данном Практикуме словаре ключевых социологических терминов значение следующих терминов, которыми необходимо овладеть, чтобы с применением ключевых понятий раскрыть содержание 2-ой гл.:
Социологическое исследование.
Социологическая теория.
Социальная реальность.
Уровни социологического знания.
Общенаучные методы.
Общефилософские методы.
Специфические социологические методы.
сами и механизмами. И поэтому наилучший подход к построению теории в социологии - это сочетание сенсибилизирующих аналитических схем, абстрактных формальных суждений и аналитических моделей. Вместе они обеспечивают наибольшую творческую синергию.
На более высоком эмпирическом уровне построения теории, суждения среднего ранга, т.е. в сущности, эмпирические обобщения, применяемые к целой содержательной области, могут оказаться полезными как один из путей проверки более абстрактных теорий. Такие "теории" среднего уровня упорядочивают результаты исследования целых классов эмпирических явлений и, следовательно, обеспечивают сводный массив данных, который может пролить свет на некоторый теоретический закон или модель. Эмпирические каузальные модели могут выявить действующие во времени процессы, чтобы соединить соответствующие переменные в теории среднего уровня или простом эмпирическом обобщении. В качестве таковых они могут помочь оценить степень правдоподобия аналитических моделей и абстрактных суждений. Но без абстрактных законов и моделей эти эмпирические подходы не помогут выстроить теорию.
Источник. Дж. Тернер. Аналитическое теоретизирование. Теория общества. М, 1999.
F Вопросы к тексту
1. |
Какие свойства социального универсума и отношения между ни-
ми отражаются в теоретической деятельности социологии?
2. Какую роль в теоретическом освоении общества играют абст
рактные понятия?
3. Какова роль в теоретическом описании социальной действитель
ности аналитических моделей?
4. Каково значение "теорий среднего уровня" в социологии?
Вопросы по теме главы
1. Чем объясняется множественность теоретических концепций в
социологии?
2. В чем заключается сущность эмпирических исследований?
3. Что представляют из себя теоретические социологические иссле
дования?
4. Какие типы теорий существуют в социологии?
5. Каковы особенности фундаментальных социологических иссле
дований?
6. На что ориентированы прикладные социологические исследования?
7. Каковы особенности макросоциологических концепций?
8. В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?
9. Чем обусловлена необходимость объединение макросоциологиче
ских и микросоциологических подходов в социологию?
10. Что представляет собой методология?
11. Какие методы включает в себя социологическая методология?
^J-JL-J Литература
1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 2. Особенности и уровни
социологического знания.
2. Гидденс Э. Социология Гл. 22. Развитие социологической теории.
М., 1999.
3. Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследо
вании. Мн., 1984.
4. Осинок Г.В., Кабыща А.В. Структура социологического знания // Социо-
jioi ия /11од ред. Г.В. Осипова. М, 1996. Гл. 2, 3.
S Осиной I В., Кабыща А.В. Типы социологических теорий // Там же. I и >, 4.
f> (mcjucp H. Введение в социологию. Разд.: Микросоциологические теории; макросоциологические теории // Социология. М., 1994. Гл. 1.
7. Фролов С.С. Уровни социологического знания // Социология. М, 1996.
Гл.2, 3.
8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999. Гл. 1.
Некоторые проблемы теории и методологии социологических исследо
ваний.
I
Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания
ШГ 3.1 271 Основные положения
1. Выделение общей социологии как фундаментальной социологической теории, изучающей наиболее общие свойства и законы развития общества, датируется началом XX века и осуществлено в творчестве Эмиля Дюркгейма. Сходные позиции в понимании общей социологии занимали Георг Зиммелъ, Вильфредо Парето и другие видные социологи.
2. Выдающийся русско-американский социолог Питирнм Со
рокин считал, что общая социология должна быть достаточно абст
рактной и теоретической генерализующей (т. е. обобщающей) наукой,
изучающей родовые свойства и типы всех социокультурных явлений
в их структурных и динамических аспектах, в их разнообразных и
повторяющихся взаимосвязях.
Известный американский социолог Толкотт Парсонс утверждал, что общая социология изучает институциональный аспект социального действия; существующие в социальных системах нормативные экспектации (ожидания), коренящиеся в культуре и определяющие, что надлежит делать людям при тех или иных обстоятельствах в свойственных им статусах и ролях.
3. Обобщая эти и другие, близкие по смыслу, суждения, можно
сделать следующий вывод. Общая социология есть фундаментальная
социологическая теория, исследующая субстанциональные, родовые
особенности и законы развития общества на социетальном уровне
их проявления, т.е. на уровне их целостности, интегрированности, и
разрабатывающая методологию таких исследований.
4. Общая социология выступает в качестве общей теоретиче
ской и методологической основы частных социологических теорий,
которые функционируют в двух видах: а) специальные социологиче
ские теории; б) отраслевые социологические теории.
5. Социальная система - единое целостное образование, охва
тившее все общество и состоящее из многих взаимосвязанных компо
нентов (отношений, связей, взаимодействий людей, имеющихся в
обществе норм, структур, организаций, институтов и т.п.), не своди
мое к сумме качеств составляющих ее элементов.
6. Социетальная система (сообщество) — центральное ядро со
циальной системы, главная зона интеграции коллективных структур,
организованных и упорядоченных на основе единых нормативных
образцов, ключевых ролевых обязательств и позиций индивидов и
групп.
7. Объектом общей социологии является общество как единая,
динамично развивающаяся социальная система, рассматриваемая в ее
интегративных свойствах и целостности на социетальном уровне. Он
включает в себя макросоциальные типы и институциональные формы
межличностных и групповых взаимодействий людей, их социальных
общностей - социальные процессы, социальные структуры, организа
ции и институты, социальные регуляторы человеческого поведения:
нормы, правила, установления и т. п.
8. Предметом общей социологии является исследование типо
логических особенностей и закономерностей развития социетальных
общностей, свойственных им отношений, взаимодействий и регуля
торов, проявляющиеся в действиях личностей, социальных групп,
организаций и институтов, связанных между собой общим социо
культурным пространством.
9. Существует несколько подходов к исследованию предметной
области социологии: 1) деятельностный; 2) интеракционистский;
3) общностный; 4) структурно-функциональный; 5) институциональ
ный; 6) структурно-стратификационный; 7) системный; 8) интеграли-
стский.
10. Исходными фундаментальными категориями общей социо
логии являются: общество, культура, личность.
11. Общая социология решает целый ряд теоретических задач:
разработки научной методологии, осуществление фундаментальных
юорстических исследований, теоретическое осмысление, описание и
оСн.иак'мие социальных явлений, процессов и событий, теоретическая
оценка действующих в обществе социальных институтов и организа
ции и т.п.
12. Наряду с функциями, присущими социологии как единой
науке и рассмотренных в 1-ой гл., общая социология обладает целым
рядом специфических функций, свойственных только ей. Они таковы:
методологическая, интеграционная, фильтрационная, типологизи-
рующая, нормативная.
lJLlZ3 Практические задания
1. Ознакомившись с текстами Учебного пособия и данного
Практикума, определите следующие понятия:
Общая социология. Объект общей социологии. Предмет общей социологии. Родовые признаки. Функции общей социологии. Социальная система. Задачи общей социологии. Социетальная система.
2. Найдите в тексте учебного пособия данного Практикума и
прилагаемого к нему словаря значения важнейших терминов; объяс
ните их.
7. Объясните, почему:
1) ориентация на решение научных проблем, связанных с раз
работкой концептуального аппарата социологии, методов социологи
ческого исследования, изучение глубинных тенденций и определяю
щих особенностей социальной реальности, закономерностей ее разви
тия относятся к сфере фундаментальных исследований;
2) ориентация на решение актуальных проблем практического
характера, связанных с изучением и регулированием определенных
социальных процессов в четко очерченных областях общественной
жизни, относится к сфере прикладных социологических исследований;
3) изучение конкретных социальных фактов и явлений отно
сится к области эмпирических социологических исследований.
3.3
Работа с текстами
1. Э. Дюркгейм. Социология и социальные науки
Если социология — позитивная наука, то можно быть уверенным, что она не заключается в единственной проблеме, а наоборот, содержит в себе различные части, разные науки, которые соответствуют различным сторонам социальной жизни.
В действительности существует столько отраслей социологии, столько частных социальных наук, сколько существует разновидностей социальных фактов. Методическая классификация социальных фактов была бы пока преждевременной, и, во всяком случае, попытка такого рода здесь предпринята не будет. Но можно указать их главные категории.
Прежде всего уместно исследовать общество в его внешнем аспекте. Под этим углом зрения оно выступает как состоящее из массы людей, обладающей известной плотностью, расположенной на территории определенным образом, рассеянной по деревням или сконцентрированной в городах и т. д.; она занимает более или менее обширную территорию, расположенную тем или иным образом по отношению к морям и территориям соседних народов, в большей или меньшей степени пересекаемую реками, всякого рода путями сообщения, которые более или менее тесно связывают между собой ее обитателей. Эта территория, ее размеры, конфигурация, состав передвигающегося по ее поверхности населения — все это, естественно, важные факторы социальной жизни; это ее субстрат и, подобно тому, как у индивида психическая жизнь варьирует сообразно анатомическому строению мозга, так же и коллективные явления варьируют сообразно строению соци-
ального субстрата. Следовательно, должна существовать социальная наука, исследующая его анатомию; и, поскольку эта наука имеет своим объектом внешнюю и материальную форму общества, мы предлагаем назвать ее социальной морфологией. Социальной морфологии не следует, впрочем, ограничиваться описательным анализом; она должна также заниматься объяснением. Она должна выяснить, почему население скапливается больше в одних местах, чем в других, в результате чего оно является преимущественно городским или сельским; каковы причины, способствующие или препятствующие развитию больших городов и т. п. Мы видим, что даже этой специфической науке предстоит исследовать бесчисленное множество проблем.
Но наряду с субстратом коллективной жизни существует сама эта жизнь. Здесь обнаруживается различие, подобное тому, которое мы наблюдаем в других науках о природе. Наряду с химией, изучающей строение минералов, существует физика, имеющая предметом всякого рода явления, происходящие в телах с таким-то строением. В биологии анатомия (называемая также морфологией) анализирует структуру живых существ, состав их тканей, органов, тогда как физиология изучает функции этих тканей и органов. Точно так же наряду с социальной морфологией уместна социальная физиология, которая изучает проявления жизненных сил обществ.
Но социальная физиология сама по себе весьма сложна и включает в себя множество частных наук, так как социальные явления физиологического порядка очень разнообразны и изменчивы.
Существуют прежде всего религиозные верования, обряды и институты. Религия в действительности представляет собой социальное явление, поскольку она всегда создавалась группой, а именно церковью, и очень часто церковь и политическое сообщество даже сливаются воедино. Вплоть до самого недавнего времени люди были приверженцами таких-то богов уже только благодаря тому, что были гражданами такого-то государства. Во всяком случае, догмы, мифы всегда заключались в таких системах верований, которые были общими и обязательными для всех членов данного сообщества. То же самое характерно и для обрядов. Исследование религии, стало быть, относится к социологии: оно составляет объект социологии религии.
Моральные идеи и нравы образуют другую категорию, отличную от предыдущей. Мы увидим в следующем разделе, почему правила морали — это социальные явления; они представляют собой объект социологии морали.
Нет нужды доказывать социальный характер юридических институтов. Они изучаются юридической социологией. Последняя, впрочем, тесно связана с социологией морали, так как нравственные
идеи — душа права. Авторитет какого-нибудь юридического кодекса создается нравственным идеалом, который он воплощает и выражает в определенных правовых формулах.
Существуют, наконец, экономические институты; институты, относящиеся к производству богатств (крепостничество, аренда, корпоративный строй, предпринимательство, кооперативный строй, фабричное, мануфактурное, кустарное производство и т. д.); институты, относящиеся к обмену (организация торговли, рынки, биржи и т. д.); институты, относящиеся к распределению (рента, проценты, заработная плата и т. д.). Они образуют предмет экономической социологии. Таковы главные отрасли социологии. Это не значит, однако, что они единственные. Язык, который в некоторых отношениях зависит от органических условий, тем не менее представляет собой социальное явление, так как он также творится группой и содержит в себе ее признаки. Язык вообще составляет даже один из характерных элементов облика общества, и родство языков часто не без основания рассматривалось как средство доказательства родства народов. Следовательно, существует предмет социологического изучения языка, которое, впрочем, уже началось. То же самое можно сказать об эстетике, хотя каждый художник (поэт, оратор, скульптор, живописец и т. д.) налагает печать своей собственной личности на создаваемые им произведения. Те из них, которые творятся в одной и той же социальной среде и в одну и ту же эпоху, в различных формах выражают один и тот же идеал, тесно связанный с характером тех социальных групп, которым эти произведения адресованы.
Правда, некоторые из этих фактов уже изучены давно сформированными дисциплинами; например, экономические факты являются предметом изучения в той совокупности различных исследований, анализов, теорий, которую обычно называют политической экономией. Но, как мы отметили выше, политическая экономия до сих пор осталась гибридным знанием, занимающим промежуточное положение между искусством и наукой; она гораздо меньше занята наблюдением промышленной и торговой жизни в том виде, в каком она существует и существовала, с тем, чтобы познать ее и определить ее законы, чем ее перестройкой, исходя из того, чем она должна быть. Экономисты еще плохо осознают, что экономическая реальность так же принудительно навязывается наблюдателю, как и физическая реальность, что она подчинена такой же необходимости и, следовательно, прежде чем реформировать эту реальность, нужно чисто теоретическим образом создать о ней науку. Кроме того, они изучают соответствующие факты так, как если бы они составляли независимое и самодостаточное целое, которое может объясняться самим собой. Но в
действительности экономические факты — это социальные функции, связанные с другими коллективными функциями; и они становятся необъяснимыми, когда их искусственно отрывают от последних. Заработная плата рабочих зависит не только от соотношения спроса и предложения, но и от определенных нравственных концепций; она повышается или понижается в зависимости от нашего представления о минимальном благосостоянии, которого может требовать человеческое существо, т. е. в конечном счете в зависимости от того, какое представление мы создаем о человеческой личности. Можно было бы привести и множество других примеров. Оказавшись отраслью социологии, экономическая наука, естественно, вырвется из этой изоляции и одновременно в большей мере проникнется идеей научного детерминизма. Следовательно, заняв таким образом место и в системе социальных наук, она не ограничится сменой вывески; изменятся и дух ее, и применяемые ею методы.
Из этого анализа мы видим, что социология — далеко не простая наука, которая заключается, как думал Конт, в одной проблеме. Сегодня социолог уже не может быть энциклопедистом в своей науке; необходимо, чтобы каждый ученый сосредоточился на особой категории проблем, если он не хочет довольствоваться весьма общими и туманными взглядами, которые в известной мере могли быть полезными, пока социология еще только пыталась нащупать свою область и осознать самое себя, но на которых ныне она не должна больше задерживаться. Это не значит, тем не менее, что нужна синтетическая наука, которая бы стремилась объединить общие взгляды, вытекающие из всех этих частных наук. Как бы ни отличались друг от друга различные категории социальных фактов, это все же разновидности одного и того же рода, следовательно, есть основания исследовать то, что создает род, что характерно для социального факта in abstracto, и выяснить, не существуют ли весьма общие законы, лишь частными формами которых являются разнообразные законы, установленные специальными науками. Это объект общей социологии так же, как объект общей биологии, состоит в обнаружении наиболее общих свойств и законов жизни. Это философская часть науки. Но поскольку ценность синтеза зависит от ценности анализов, из которых он производится, то продвигать эту аналитическую работу — самая насущная задача социологии.
Ниже представлены основные подразделения социологии.
Социальная морфология
Исследование географической основы жизни народов в ее связях с социальной организацией. Исследование народонаселения, его объема, плотности, размещения на территории.
Социальная физиология
Социология религии. Социология морали. Юридическая социология. Экономическая социология. Лингвистическая социология. Эстетическая социология.
Общая социология
Источник: Э Дюркгейм Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М, 1995. С. 274-279
Вопросы к тексту
1. С каким из приведенных утверждений Э. Дюркгейма можно, по
Вашему мнению, согласиться целиком?
2. Какие суждения, высказанные в приведенном отрывке, представ
ляются Вам спорными?
3. Может быть, в работе Э. Дюркгейма есть положения, с которыми
нельзя согласиться?
2. П. Сорокин. Структурная социология
Общая и специальная социология. Социология, подобно биологии, которая делится на общую и специальную (ботаника, зоология и др.), и подобно экономике, которая также состоит из общей и специальной экономики (банковское дело и деньги, траспорт и сельское хозяйство), может быть поделена на общую социологию и специальную. Общая социология изучает а) родовые свойства всех социокультурных явлений в их структурных и динамических аспектах, б) повторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и космическими явлениями; собственно социокультурные и биологические феномены; различные подклассы социокультурных явлений.
Обща