Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Раздел IV.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Глава IX. Социальные институты: сущность
и социальные эффекты (последствия)
Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, — это социальная машина, которая работает четко, буднично, надежно: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нужные нам книги, на работе у нас есть надежные партнеры, с которыми мы взаимодействуем, и т.д.
Главная загадка социальной жизни — это то, почему коллективные формы повседневной жизни, пронизывающие все важные стороны нашего бытия, обладают устойчивостью, способностью существовать десятилетия или даже столетия. Людей, создавших эти коллективные формы, давно уже нет, а их детище существует и функционирует.
Как возможны социальные системы (системы социальных действий) в качестве самовозобновляющихся, четко функционирующих систем, действующих постоянно, как своеобразные заводы, машины? Стремление разгадать эту загадку приводит нас к проблеме институализации, т.е. установления («институт» в переводе с латыни означает установление), укоренения определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечивающей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный характер процесса удовлетворения важнейших потребностей людей.
Социальные институты — это великое социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. — все эти явления, составляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранти-
рованы от случайности, спорадичности. Институализированное противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному.
Рассматривая социальные связи, мы упомянули, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее будничную жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный, аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности.
И это понятно — ведь ведущую роль в жизни людей играют не случайные, не спорадически возникающие, а постоянные, предсказуемые, надежные взаимодействия. Именно в этих связях правила игры, нормы поведения становятся для нас главными, которым мы готовы подчиниться, которые готовы воспринять как обязательное, предпочтительное.
В связи с этим для социологии институты — один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов представляет собой, образно говоря, ядро социологии. Не случайно и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и почти все другие социологи считают социальные институты фабрикой социального. Соответственно, особое внимание современная социология уделяет проблеме институтов. Те научные школы, течения, которые не придавали большого значения институализации, крайне абстрактно, а потому во многом неубедительно объясняют механизмы социальной жизни.
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды. Иными словами, социальный институт — это процедура социальных действий, которая надежно обеспечивает (гарантирует) регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение (на достаточно квалифицированном уровне) жизненно важных потребностей.
Благодаря чему социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов является предсказуемым, четким относительно исполнения функций? Вначале порассуждаем на исторические темы.
Рассмотрим институт образования. Овладение определенными знаниями, накопленными предыдущими поколениями, — одно из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности. Но как институт образование сложилось не сразу.
214
215
Родители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям, но этот путь овладения знаниями, накопленным опытом ненадежен и не гарантирует необходимый уровень подготовки и может охватывать недостаточное количество людей. Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных связей с целью передачи знаний прежде всего постоянным и глубоким взаимодействием между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; четким определением функций, прав и обязанностей, обеспечивающим высокую степень взаимодействия каждого учителя и ученика; регламентацией и контролем за этим взаимодействием; наличием специально подготовленных людей, передающих знания молодежи, концентрирующих усилия прежде всего на этой деятельности (профессионализация), и т.д.
Итак, для социальных институтов характерны:
1. Четкое распределением функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять надлежащим образом свою функцию, а потому каждый
ожидает от партнера достаточно надежно обоснованных действий.
В результате поведение личности в рамках социального института
обладает высокой степенью предсказуемости.
2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций,
обусловленные выполнением определенного круга обязанностей.
Общество может осуществлять и специальную подготовку людей
для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым
обеспечивается достаточно высокая эффективность институтов в
деле удовлетворения потребностей людей.
3. Особый тип регламентации. Как и всякая социальная связь,
институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений.
Рассмотрим этот признак подробнее.
Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института, «замещает выбывшего». Для того чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права, т.е. соответствовать определенным социальным эталонам поведения, которые представляют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных социальных связей*.
* Соответственно, социально-исторический тип института, какую бы сферу человеческой жизни он ни обслуживал (образование, здравоохранение, экономика, политика и т.д.), определяется типом социальных действий, которые многократно, регулярно воспроизводятся входе институализированных взаимодействий. Традиционная мотивация, к примеру, воспроизводит традиционные институты, дости-женческая мотивация — достиженческую регуляцию института и т.д.
216
Тем самым гарантируется, что «вновь пришедший» на то или иное место в системе институализированных связей будет делать то, что требуется для функционирования данного института и чего ждут от него другие участники воспроизводимых, самовозобновляющихся взаимодействий.
Речь идет о воспроизводстве достаточно широкого круга условий, требований, обязанностей, выполняемых исполнителями «размежеванных» функций. Соответственно, обезличиванию, стандартизации подвергаются требования по достаточно широкому спектру связей, отношений, в которые будет вовлечен исполнитель той или иной функции.
Данный момент наших рассуждений очень важен для понимания всей логики социологического анализа, это по сути один из ключей к уяснению тайн социальной жизни. Поясним его на примере.
Предположим, ваш участковый врач, хорошо знакомый вашей семье уже много лет, неплохой специалист, по той или иной причине уволился из поликлиники. Неужели из-за этого вас, вашу семью перестанут лечить? Неужели из-за этого прервется ваша связь со здравоохранением как институтом? Не т. На место ушедшего возьмут нового врача. Но где гарантия, что он сумеет работать на этом месте? Как обеспечить такое положение, чтобы он быстро включился в работу этого учреждения здравоохранения, чтобы его деятельность и для главврача, и для его коллег, и для вас была в достаточно высокой степени предсказуемой как в смысле качестве, профессионального уровня, так и в смысле норм взаимоотношений с руководителем, коллегами, подчиненными, пациентами. Для этого в ходе исторической практики были выработаны стандартизованные, деиндивидуализированные требования к тому, кто «заменит убывшего» (в том числе определенные правила взаимоотношений врачей друг с другом, с подчиненными, руководителями, пациентами), точнее, к любому, претендующему на определенную должность или уже выполняющему определенную функцию.
Именно деиндивидуализация требований к тем, кто занимает определенную позицию, «ячейку» в цепочке взаимосвязей института (т.е. берется за выполнение определенной функции), и предохраняет институт от развала, распада при каждом изменении персонального состава. Люди меняются, а деиндивидуализированные требования сохраняются, поэтому новые участники в главном, основном повторяют содержание, социальную мотивацию действий своих предшественников.
Именно выработка деиндивидуализированных требований и объясняет одно из главных чудес социальной жизни: поколения сменяются, а коллективные формы их взаимодействия сохраняются, самовоспроизводятся, вовлекая в себя все новые и новые поколения. Но знания и навыки новых поколений должны в глав-
217
ном соответствовать выработанным в данном обществе деиндиви-дуализированным стандартам. На основе этих стандартов происходит «выбраковка», шлифовка новых поколений.
Институализация социальных связей порождает необходимость гарантий того, что знания, навыки «вновь пришедшего» соответствуют определенным стандартным требованиям. Подумайте, что такое диплом о высшем образовании? Неужели это просто бумажка, как его иногда сейчас называют? Тогда почему так много желающих стать обладателями этой «бумажки», особенно диплома престижного вуза? Государственный диплом — это государственное свидетельство того, что знания его обладателя соответствуют определенному государственному стандарту требований. Иначе говоря, это свидетельство того, что человек имеет необходимую профессиональную подготовку для работы в учреждениях, организациях того или иного социального профиля. Что касается экзаменов — это проверка того, насколько соответствует ваша подготовка по той или иной конкретной дисциплине требованиям к специалисту данного профиля.
...Но вернемся к перечислению основных особенностей социальных институтов. Как гарантировать, что эталоны будут однозначно истолкованы и, что более важно, выполнены? Это обеспечивают следующие особенности института.
4. Более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием:
• четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов по-
ведения — норм;
• социального контроля, санкций, стимулирующих жела-
тельное поведение и препятствующих нежелательному по
ведению.
М. Вебер, описывая особенности институтов как коллективной формы организации социальной жизни, не случайно подчеркивал в том числе и этот момент: «Сообщества, где одним из определяющих поведение факторов служит наличие рациональных установлений и аппарата принуждения, мы будем называть институтами»*.
С этой точки зрения институт — это особая процедура социальных взаимодействий, основу которой составляет устойчивая система, комплекс взаимосвязанных норм, правил. Норма — стандартный (деиндивидуализированный) образец поведения, главный символически-культурный инструмент, обеспечивающий ин-ституализацию взаимодействий.
Норма содержит ясное, однозначно толкуемое предуказание, как и что следует делать, дает ясный и однозначный ориентир, что вызовет одобрение или порицание. Следовательно, нормы регули-
* Вебер М., Избранные произведения, с. 537.
218
руют взаимоотношения партнеров в институализированных связях (что и как обменивается между ними, кто кому подчиняется и т.д.), не оставляя по этому поводу никаких разночтений или двусмысленностей. Институт семьи зиждется на нормах взаимоотношений между родителями и детьми, экономический институт -на нормах организации хозяйственной деятельности и т.д.
Анализ социального института — это прежде всего анализ норм, правил игры, которыми регулируются взаимоотношения его участников, тех ценностей, которые эти нормы обосновывают (см. об этом подробнее в главе II, раздел VI).
В данном случае лишь отметим: современное общество использует огромное разнообразие деиндивидуализированных стандартов в целях институализации взаимодействий. Сегодня официальные нормы сочетаются с неписаными, нормативная регуляция дополняется другими видами стандартов — обычаями, традициями, без которых нельзя представить себе, например, институт семьи, институт образования.
Далее. Социальные связи тогда приобретают институциональный характер, когда они помимо названных особенностей нерасторжимы с контролем, санкциями. Можно сказать, что каждый институт лишь тогда чего-то стоит, если сумеет себя защитить, гарантировать выполнение заложенных в нем норм. Роль санкций в обеспечении самовозобновляемости, предсказуемости деятельности институтов весьма велика. Если вы хотите понять причины действенности института (или его распада), необходимо изучить в том числе эффективность (или неэффективность) санкций, их неотвратимость.
Многие виды санкций всем хорошо известны -- наказания, поощрения и т.д. Но ведь как санкция могут быть восприняты и недоуменный взгляд вашего партнера, и брезгливое выражение его лица и т.д. Современное общество постоянно пополняет и дифференцирует свой арсенал санкций.
5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Институт здравоохранения имеет в своем распоряжении больницы, поликлиники, свои органы управления, институт армии — генштаб, округа, армии, взводы и т.д.
Каждый социальный институт, кроме того, должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.
Для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.д.; институт армии должен иметь материальные ресурсы — оружие, ка-
219
зармы, бронетехнику, авиацию, а также моральные ресурсы — уважение к армейской службе и т.д.
Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета социальной связи (образование или здоровье, труд или наука) приобретает гарантированно регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер. Институциональное взаимодействие предстает как хорошо отлаженный порядок повседневной жизни в основных сферах нашего бытия, как реальная практика социальной жизни.