Известно, что люди не равны от рождения, хотя бы по своим биологическим характеристикам. Именно этим их неравенством объясняют появление социального неравенства и систем социальной стратификации на ранних этапах зарождения человеческого общества. Таким образом, социальная стратификация стала реальным фактом общественной жизни и атрибутом общества, а не отдельного человека.
В самом общем смысле стратификация – это неравномерное распределение жизненных ресурсов среди различных групп и слоев социальной общности. Различный доступ групп и слоев населения к общественным благам отражается в социальной структуре общества. Собственно, стратификационный подход к анализу социальной структуры общества и основан на выделении групп и слоев с разными возможностями потребления и доступа к ресурсам разного рода – не только экономическим, но и культурным и др.
Хотя распределение может быть неравномерным, что, с этической точки зрения, несправедливо, но это объективная реальность. П. Сорокин, на основе изучения исторических статистических данных, пришел к выводу, что никакой устойчивой тенденции обострения или снижения социального неравенства не существует. Имеются лишь временные отклонения в ту или иную сторону. Количество ресурсов в любом обществе, в любое время ограничено, и общество не может предоставить их всем поровну. Другой вопрос, по каким принципам происходит это распределение. Общества различаются и тем, в чем именно заключается неравенство, тем, как именно в них объясняется, почему люди занимают неравное положение.
Под системой социальной стратификации понимается совокупность способов, которой в обществе поддерживается неравномерность этого распределения. Социология различает общества, системы стратификации которых являются закрытыми. В этом случае возможность изменения индивидом своего социального положения, с которым жестко связан уровень доступа к общественным благам, маловероятна или отсутствует. Примером могут быть кастовые, сословные общества, где преобладают аскриптивные социальные статусы. Другой тип – общества с открытой стратификационной системой. В них возможность перехода из одного слоя в другой вполне реальна. Например, классовые общества, особенно достигшие постиндустриальной стадии развития, более открыты, чем традиционные. В них большее значение имеют не наследственные, а достигаемые статусы.
Социальное неравенство порождает богатых – людей, владеющих наибольшим количеством дефицитных ресурсов, и бедных, соответственно, имеющих минимальный доступ к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности, либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем биологическую выживаемость, называется абсолютной бедностью. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты. Масштабы бедности характеризуются удельным весом части населения страны, которая находится у официально зафиксированной черты, или порога бедности. В России для этого используется показатель прожиточного минимума. В настоящее время, при всей сложности достоверного выявления этого параметра, около 30 % российского населения проживает у черты или за чертой бедности.
Бедность – не только экономическое понятие, но и особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение, сужающие возможности цивилизованного развития. Именно поэтому снижение масштабов бедности является важной задачей современного общества. Бедность порождается социальным неравенством, но характеризует лишь часть общества. Уровень социального неравенства характеризует общество в целом.
Одним из способов измерения экономического неравенства является сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов. П. А. Сорокин выявил, что в средневековой Германии их соотношение составляло 10 000 к 1, в средневековой Англии – 600 к 1. Другой косвенный способ – выяснение доли семейного дохода, которая тратится на продукты питания. Чем беднее семья, тем больше доля расходов на питание. Богатые в современном обществе тратят на свое питание всего 5–7% доходов.
Мерой неравенства, по П. Сорокину, могут служить два параметра:
• высота стратификации, которая показывает величину социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
• профиль стратификации, т. е. соотношение численности социальных позиций по мере повышения статусного слоя (страты).
Чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. В продвинутых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет развитого «среднего класса». В отсталых – к пирамидальной, или, по сорокинской терминологии, «конусной».
Российский профиль стратификации, после дефолта 1998 г., напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом и скругленными нижними углами.
Важным эмпирическим показателем социального неравенства является децильный коэффициент: отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых низкооплачиваемых групп. В высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4–7. Даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается там как показатель грядущих социальных потрясений. По данным международных источников, в 2003 г. в России децильный коэффициент составлял 21–24 (для сравнения: в Белоруссии – 7).
Что касается проблемы функций социальной стратификации, существуют различные точки зрения. В 1945 г. был сформулирован «тезис Дэвиса-Мура», названный так по имени авторов – приверженцев структурно-функционального подхода. Согласно ему, социальная стратификация проявляется в каждом человеческом обществе и благотворно влияет на жизнь общества. Существуют сотни профессий различной важности, которые требуют совершенно разной квалификации и способностей. Поэтому, чем функционально значимее выполняемая работа, тем выше должно быть вознаграждение. Такая стратегия способствует росту производительности труда, поощряет отдельных людей работать эффективнее, и полезна для общества в целом.
Критики этого тезиса отмечают, во-первых, сложность в определении действительной важности какой-либо работы. Во-вторых – именно социальное неравенство приводит к конфликтам и революциям.
В русле парадигмы социального конфликта отрицается полезность стратификации для всего общества, поскольку многие талантливые люди из низших слоев никогда не смогут получить образование, чтобы реализовать свой потенциал. На аргументы сторонников стратификации, что ценности и убеждения, которые узаконивают социальное неравенство, разделяют широкие слои населения, также дается весомый ответ. Эти ценности и убеждения отражают интересы более влиятельных членов общества и носят идеологический характер.
Нобелевский лауреат, экономист С. Кузнец в 60-е гг. ХХ в. выявил историческую тенденцию – усложнение технологий, как правило, сопровождается на первом этапе усилением социального неравенства, но впоследствии положение выравнивается. Эту тенденцию нарушило появление постиндустриального общества, в котором социальное неравенство увеличивается. Из всех стран с высокими доходами наибольшим экономическим неравенством отличаются США.
Элита — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функцииуправления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Слово также применяется для обозначения несоциальных субъектов, обладающих исключительными качествами (фактическими или мнимыми — например, в сельском хозяйстве, в коммерции). Распространено ироническое применение термина. В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода: Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием. Без жесткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
Маргинальные слои (лат - находящийся на краю). У этого понятия есть 2 значения:
1. это слои, классовый статус которых явл. неопределенным
Маргинализация - это неизбежный компонент любой перестройки соц.структуры
2. это группа населения выпавшие из общ. производства на соц.дно
Социальная структура.
Понятие социальной структуры (от лат. structura – строение) является одной из важнейших категорий социологии и, одновременно, имеющей множество несовпадающих определений. Интерес к этой категории вызван тем, что решение проблемы определения социальной структуры является ответом на вопрос о строении общества, объяснением того, что лежит в его основе.
Даже когда мы говорим о структуре в обыденном смысле, мы подразумеваем, что это некий порядок, уклад, форма организации составных частей явления, который противостоит хаосу, беспорядку. В социологии имеется много теорий и концепций, посвященных изучению социальной структуры. В последние десятилетия общераспространенным стал подход, рассматривающий ее не как нечто застывшее, «железобетонное», а как динамично изменяющуюся систему.
В теоретической социологии преобладают два подхода к определению сущности социальной структуры – ценностно-нормативный и категориальный.
Наиболее ярко ценностно-нормативный подход представлен школой структурного функционализма. Основной идеей структурного функционализма является первоначальное выделение элементов социального взаимодействия, затем – выяснение их места и значения в этом взаимодействии. Поскольку общество, в концепции структурных функционалистов, представляет собой бесконечное множество взаимодействий, для решения вопроса о его строении необходимо выделить наиболее устойчивые и повторяющиеся черты.
В качестве основы социальной структуры были выделены позиции, занимаемые людьми в общественной жизни: именно совокупность позиций, а не конкретных людей, которые их занимают. Хорошей аналогией является многоквартирный дом, на разных этажах которого проживают люди. Жильцы приезжают, уезжают, иногда переезжают с одного этажа на другой и т. д., но дом остается таким же, каким был. И количество этажей, и расположение квартир, т. е. их взаимосвязь, не меняется. Примерно так же упорядочены позиции, занимаемые людьми в обществе: какая-то выше, какая-то ниже, слева, справа и т. п.
Упорядоченность социальных позиций в любой социальной общности обеспечивается различием статусов. Таким образом, социальная структура любой общности, в концепции структурного функционализма, это иерархически упорядоченная совокупность безличных социальных позиций.
В отличие от предыдущего, категориальный подход к изучению социальной структуры в качестве исходных элементов выбрал большие группы людей, объединяемых по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту и т. п.
Одной из наиболее влиятельных категориальных теорий социальной структуры была марксистская, ставящая в основу классовый подход. К. Маркс разделял членов любого общества по главному, по его мнению, признаку – наличию или отсутствию собственности на средства производства. На этом основании им были выделены два основных класса – капиталисты, владеющие средствами производства, и пролетариат, лишенный права собственности на средства производства. В совокупности эти классы, а также ряд больших групп (крестьяне, мелкая буржуазия), и составляли классовую социальную структуру общества.
По марксистскому определению уже советского времени, социальная структура общества – это «совокупность социальных групп и отношений между ними».
Фактически интеграцией категориального и ценностно-нормативного подходов к проблеме социальной структуры является концепция П. Сорокина. Вводя понятие социального пространства как особого, отличного от геометрического, П. Сорокин понимает это пространство как совокупность всех социальных статусов данного общества. По аналогии с геометрическим, социальное пространство, также трехмерное, может быть отображено тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. При этом социальная позиция каждого индивида может быть зафиксирована с помощью конкретных значений на осях координат в соотношении с другими позициями. Таким образом решается проблема установления социальной структуры общества.
Одна из последних концепций социальной структуры, претендующей на обобщенный характер, предложена известным современным социологом П. Штомпкой. Общественная жизнь, по его мнению, категория наблюдаемая, эмпирическая. В отличие от нее, «социальная структура» – категория абстрактная, объяснительная, это глубинный слой социальной реальности. Штомпка подчеркивает латентный характер отношений социальной структуры, определяя ее как скрытую сеть устойчивых и регулярных социальных связей. Вслед за П. Сорокиным П. Штомпка утверждает, что из-за сложности социальной реальности не может быть одного основания для анализа социальной структуры общества. Он предлагает рассматривать ее в четырех измерениях: нормативном, идеальном, интеракционном и измерении интересов. Все они тесно взаимосвязаны, и изменения в одном из них влияют на все другие.
Нормативное измерение – это сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов.
Идеальное измерение – совокупность идей, убеждений, взглядов членов общности.
Интеракционное измерение – типичные для данной общности формы взаимодействия (взаимно сориентированных действий). Измерение интересов – измерение, касающееся различных интересов (или, в веберовской трактовке, – жизненных возможностей) в доступе к общественным благам: власти, престижу, знаниям и т. п. Каждая социальная позиция структуры может быть рассмотрена и, в каком-то смысле, измерена по всем четырем направлениям.