Первая из этих стадий именуется Контом теологической, или стадией младенческого состояния человеческого ума, стремящегося найти начала всех вещей, их начальные и конечные причины в форме абсолютного знания.
Теологическая стадия разделяется Контом на три фазиса:
× Фетишизм. При фетишизме внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная человеческой, но почти всегда более энергичная вследствие их более сильного действия.
× Политеизм. На стадии политеизма (многобожия) материальные предметы (фетиши) лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные существа, активное вмешательство и само существование которых становится источником всех внешних и человеческих явлений.
× монотеизм. При монотеизме (единобожии) разум начинает все более сокращать прежнее господство воображения в пользу развития чувства, говорящего о необходимом подчинении всех явлений неизменным и общим законам, поиске первопричин и движущих факторов.
Теологическая стадия развития человеческого духа была, согласно Конту, необходимой и неизбежной. Человечество училось отвергать объяснения различных явлений и процессов в мире общества и природы, как совершенно недоступные нашему уму, заменяя их знаниями, основанными на наблюдении и познании явлений и фактов. В обществе, пребывающем в теологическом состоянии, светская власть принадлежала военным вождям и старейшинам, а власть духовная, власть над умами – жрецам и священникам. Завершается теологическая стадия с концом Средневековья. Конт высоко оценивает эпоху средних веков за практику разделения власти и компетенций между государством и церковью. Одобряя заслуги духовного господства средневековой церкви, Конт видит его аналогию в современном позитивизме как совокупности идей, принципов и концепций, дополненных Контом подобием культа – серией гражданских обрядов и ритуалов, имеющих целью заменить старые, традиционные церковные культы.
Эта стадия сменяется стадией метафизической. Иначе Конт называет ее абстрактной или критической стадией. Согласно Конту, «метафизика пытается, как и теология, объяснять внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями, или олицетворенными абстракциями…». Идею Бога заменила идея природы как единой общей сущности. На этой стадии прекращается господство фантазии, человеческая мысль приобретает большую широту и подготовляется к научной работе – наблюдению за фактами. Критической эту стадию Конт называет потому, что метафизика ставила под сомнение состоятельность теологических объяснений мироздания и отдельных сторон жизни общества. Однако метафизике не хватало положительного содержания. По своей природе оно способно проявлять критическую или разрушительную деятельность, как в области теории, так и в области социальных вопросов, не будучи в состоянии создать что-либо положительное. В историческом времени метафизическое (критическое) состояние человечества было эпохой протестантизма, деизма и рационализма французского просвещения. На этой стадии обществом управляют юристы, а духовными делами заведуют метафизики, литераторы и публицисты. Отношение к ним Конта было отрицательным.
Третья стадия умственного развития человечества названа Контом стадией положительной, или реальной. В это время и появляется позитивизм, рассматриваемый Контом как учение, способное как прояснить суть общественного состояния, так и сделать общество более прочным, стабильным. В этом обществе руководство обществом, его экономической деятельностью должно принадлежать промышленникам, а нравственный авторитет должен принадлежать ученым-позитивистам. А точнее, последователям самого Конта.
Религия человечества.
В последние годы жизни Конт превращает свою социологию из науки в мистико-религиозное учение о развитии социального организма человечества, который Конт описывает как обладающий сознанием субъект – Великое Существо. Человечество, рассматриваемое как единое и истинное Великое Существо (Le Grand Être), есть главный предмет «общей теории религии или позитивной теории человеческого единства» Конта. Это существо обладает внешним и внутренним единством. Внешнее, или объективное единство выражается в органической невольной солидарности живущего на земле человечества как в его статическом, так и динамическом существовании, обусловленном общем порядком внешнего мира. Внутреннее, субъективное единство или душа Великого Существа образуется единением любви с ним и между собой всех индивидуальных душ, прошедших, настоящих и будущих, составляющих элементы истинного человечества не всею своею случайною эмпирическою действительностью, а лишь тою стороною своей жизни, которая в них была, есть или будет достойна Великого Существа.
Каждый индивидуальный элемент этого Существа проходит через два последовательных существования: прижизненное или, объективное, когда он прямым, но преходящим образом служит Великому Существу, и посмертное или субъективное – вечное, поскольку его служение пребывает в своих результатах и сам он – в памяти потомков. Чем далее идет развитие человечества, тем больше элементов переходит в субъективное, вечное и достойное существование.
Позитивная религия заменяет теологию – социологией, теолатрию (богослужение) – социолатрией, или культом человечества, теократию – социократией, или организацией общества на основах совершенной и всеобщей нравственной солидарности.
Учение позитивной религии сводится к истинной морали. Это нравственное учение, как и связанные с ним культ и политика, основываются на «субъективном методе». Этот метод из глубины человеческой души ведет к внешнему миру, как практически определенному чувством и деятельностью человека – в позитивной религии и политике. Истинная нравственность имеет религиозный характер, поскольку она внутренне объединяет отдельного человека с человечеством, утверждая первенство сердца над умом, преобладание социальных инстинктов над индивидуальными и господство альтруизма над эгоизмом.
Позитивный культ имеет своим предметом Великое Существо в различных сферах и отношениях. Он разделяется на личный, домашний и общественный.
× В личном почитании Великого Существа оно должно представляться самыми близкими к человеку существами женского пола. Почтительность развивается в культе матери, привязанность в культе жены, доброта – в культе дочери.
× Домашний культ включает в себя освящение различных значительных фаз частной жизни человека, в том числе рождение, передача для воспитания духовенству, назначение на должность, таинство брака, отставка. Через 7 лет после смерти – конечное освящение или включение достойного в Великое Существо.
× Общественный, или публичный культ разделяется Контом на абстрактный и конкретный. Абстрактный культ имеет своим предметом «систематическую идеализацию окончательных общественных состояний», или праздников животных, огня, солнца, железа и других. Конкретный культ человечества обращен к его отдельным историческим представителям – религиозным деятелям, ученым, государственным руководителям, писателям и другим. В честь них названы месяцы и недели нового позивистского календаря, созданного Контом.
Нормальное устройство общества, или социократия определяется, по Конту, принципом обязанности, а не права. Каждыйчлен общества по своему служит человечеству и есть, в своей сфере, должностное лицо. Изначала признаваемое Контом различие светской и духовной власти дифференцируется в его последней системе на четыре нормальные функции, которые суть вместе и власти, и служения. Одно из них осуществляется женщинами, другое позитивными философами (новыми священниками), третье – промышленниками и банкирами, четвертое – рабочими. Правительство включает в себя представителей третьего и четвертого видов власти.