Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”становление раппорта с самим собой и проработка психических конфликтов: јналитическа€ психологи€  .√. ёнга




Ђ» в груди хохотали костры

» несли к небесам по радуге слез

 ак смиренье глаза «аратустры

 ак пощечина Ц ’ристос!ї

 .  инчев

 .√. ёнг €вл€етс€ одним из самых видных представителей психологической науки.   нему можно относитьс€ по-разному, однако описанные им психические факты обойти невозможно.

–одилс€ ёнг 26 июл€ 1875,  есвилл  онстанс, Ўвейцари€. ёнг был сыном протестантского св€щенника. ѕоэтому вс€ жизнь  арла-√устава прошла под знаком его размышлений о ’ристе и ощущени€ ≈го образа. — ранних лет ёнг был довольно странным мальчиком, живущим в мире образов и символов. ѕримерно в трехлетнем возрасте ёнгу пришло странное видение: мальчику представилась темна€ пещера, в которую вел ход. ёнг двинулс€ в пещеру и оказалс€ в роскошном зале. ¬ центре зала находилс€ трон, а на троне был гигантский фаллос-людоед. ёнг в ужасе убежал из залы. “ак впервые на сознательном уровне  арл-√устав пережил противоречивые эмоции, св€занные с образом отца. ёнг рос довольно замкнутым ребенком. ќн не очень много общалс€ со сверстниками, но много играл с различными предметами, одушевл€€ их. „ем старше становилс€ ёнг, тем больше его не удовлетвор€ли обыча€ протестантской церкви, в которой не находилось места символам и мистическим обр€дам.  роме того, ёнга мучил вопрос о сущности Ѕога-ќтца: ёнг не мог пон€ть, откуда вз€лось зло. ¬ конце концов  арл-√устав отошел от христианства и на уровне сознани€ приблизилс€ к атеизму. «акончив Ѕазельский университет, он получил диплом психиатра и начал работать в клинике Ѕурхгельце под руководством профессора Ѕлейера. » в ходе работы ему начали открыватьс€ очень неожиданные вещи.

ќсновные положени€ аналитической психологии

Ќа Ђзареї своей научной жизни ёнг обнаружил, что довольно часто в сознание человека прорываютс€ чуждые сознательной установке психические элементы, обладающие собственной направленностью. Ќередко в психической реальности одного человека обнаруживалось сразу несколько личностей, кажда€ их которых обладала своей идентичностью и своим сознанием. ¬ первое врем€ ёнг сталкивалс€, прежде всего, с негативным действием не тождественных сознанию элементов. Ёти элементы вытесн€лись сознанием, были дл€ него неприемлемы (из-за психической травмы, социальных установок и т.д.).  роме того, каждый из них был св€зан с определенными страхами, образами, представлени€ми, т.е. обладал своей спецификой, своей доминантой. “акую доминанту ёнг назвал комплексом.  омплекс Ц это обладающа€ энергией и определенной направленностью совокупность убеждений, эмоций и образов.  омплексы вы€вл€лись ёнгом с помощью ассоциативного эксперимента: испытуемому предлагалс€ набор слов, на которые он должен был давать реакции. ≈сли реакци€ на определенное слово не соответствовала норме, то ёнг начинал искать сто€щий за искажением реакции комплекс. ќдновременно с ёнгом на авансцену мировой психологии вышел «. ‘рейд (смотри лекцию є 7). »деи ‘рейда очень понравились ёнгу, и  арл-√устав поддержал «игмунда, который в тот момент находилс€ в изол€ции (последователи психоанализа были сплошь евре€ми). ёнг и ‘рейд начали активно сотрудничать. ёнг был назначен президентом ѕсихоаналитической федерации. ќднако постепенно вы€снилось, что ёнг и ‘рейд очень по-разному воспринимают мир. ‘рейд верил, что все, в конечном счете, можно редуцировать к миру влечений, и предполагал, что сознание и бессознательное по сути чужды друг другу. ѕод терапией он понимал адаптацию к миру за счет либо Ђосушени€ бессознательногої, либо (поздние этапы работы) укреплени€ эго. ƒругими словами, дл€ ‘рейда все комплексы €вл€лись негативными. ёнг же постепенно стал приходить к осознанию того, что негативными €вл€ютс€ далеко не все комплексы. ёнг (сначала неосознанно) верил в то, что ƒругой человек действительно существует (а не просто €вл€етс€ иллюзией, как следует из психоанализа). —тало быть, по ёнгу, наход€сь в ƒругом, чувству€ ƒругого и следу€ естественному образу (смотри лекцию є 8), человек (вспомним определение бессознательного) выходит за пределы сознани€, выходит в область »ного, начинает действовать в рамках уже другого сознани€. —лучаи же диссоциации сознани€ Ц это болезненные про€влени€ естественного процесса. «абега€ вперед, можно сказать, что негативные комплексы по€вл€ютс€ тогда, когда нарушаютс€ гармонические взаимоотношени€ сознательного человека с ƒругим во внешнем мире и с ƒругим в мире внутреннем. Ќегативные комплексы Ц это либо извращенные позитивные комплексы, либо чужеродные сущности, которые паразитируют на нашей слабости. –азмышл€€ о комплексах (доминантах, как сказал бы великий русских ученый ј.ј. ”хтомский (смотри лекцию 10)), как о естественных элементах психической реальности, ёнг пришел к пон€тию архетипа. јрхетип Ц это комплекс, составл€ющий основу жизни, комплекс, выражение которого органично Ђвплетеної в ткань быти€ и составл€ет само бытие. јрхетип Ц это естественный импульс к действию, по€вл€ющейс€ инстинктивно, независимо от сознани€, хот€ и сознание €вл€етс€ архетипом. ¬ кратком психологическом словаре под ред. ј.в. ѕетровского дано такое определение архетипа: Ђјрхетип (от греч. archetypos Ч первообраз, дословно Ђдревнейший образецї) Ч центральное пон€тие аналитической психологии. јрхетип Ч способ организации психики посредством форм, переход€щих из поколени€ в поколение. —огласно  . ёнгу, архетип представл€ет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем дл€ всего человечества. ќни наследуютс€ подобно тому, как наследуетс€ строение телаї. «десь очень важно пон€тие коллективного бессознательного. Ђ онечно, поверхностный слой бессознательного €вл€етс€ в известной степени личностным. ћы называем его личностным бессознательным. ќднако этот слой покоитс€ на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Ётот врожденный более глубокий слой и €вл€етс€ так называемым коллективным бессознательным. я выбрал термин "коллективное", поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Ёто означает, что оно включает в себ€, в противоположность личностной душе, содержани€ и образы поведени€, которые cum grano salis €вл€ютс€ повсюду и у всех индивидов одними и теми же. ƒругими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличнымї ( . √. ёнг). — точки зрени€ ёнга, ‘рейд изучал лишь личное бессознательное, которое, в самом деле, поддаетс€ редукции и Ђсанированиюї. Ќо древние праобразы, наход€щиес€ в коллективном бессознательном, ценны сами по себе. »х нужно амплифицировать (амплификаци€ Ц всемерное использование потенциала), т.е. принимать в себ€ их энергию и несомую ими информацию, при этом сохран€€ самосто€тельность сознани€. —ам ёнг так говорил об архетипе: Ђјрхетип есть символическа€ формула, котора€ повсюду вступает в функцию там, где или не имеютс€ сознательные пон€ти€, или таковые по внутренним или внешним основани€м вообще невозможныї. Ќа пути амплицификации архетипов человек становитс€ субъектом, про€вл€€ свою личность. —тановление личностью ёнг назвал индивидуацией. ƒл€ того чтобы пон€ть сущность индивидуации, нужно про€снить, каким образом ёнг понимал личность.

ёнг считал, что личность состоит из нескольких универсальных комплексов архетипического плана. —амым Ђвнешнимї их них €вл€етс€ персона. ѕерсона Ц это наши социальные роли (летчика, педагога, певца и т.д.) »х нужно играть, без них нереальна жизнь в этом мире. ќднако, перефразиру€ известную фразу, можно сказать, что мы играем роли, чтобы общатьс€, а не общаемс€, чтобы играть роли.   сожалению, часто наше эго и наше сознание отождествл€ют себ€ с нашей маской (масками). Ёго Ц это комплекс, способствующий адаптации в реальности земного мира. –еальна€, насто€ща€ жизнь заключаетс€ в интимном взаимодействии с ƒругим (как мы помним, человек изначально укоренен в ƒругом), а, значит, и в обращении к ƒругому внутри. ќбраща€сь к изначальным образам, приход€щим из-за предела, человек естественно выражает себ€. ќднако это выражение св€зано со многими опасност€ми. »з лекции по теории јдлера мы помним, что перед каждым человеком стоит задача компенсации чувства недостаточности. »нтимное взаимоотношение требует о человека отрешитьс€ от эго, как от абсолюта, и позволить другим, не менее важным, комплексам про€вить себ€. »менно так по ёнгу человек и становитс€ субъектом и личностью. Ќо движение к ƒругому чревато тем, чем сначала про€вл€тьс€ негативные комплексы, объединенные в один комплекс, который ёнг называл “енью. “ень Ц это, повторим, либо извращенные позитивные, либо негативные комплексы, доминанты человека. “ень Ц это страхи и деструктивные импульсы и побуждени€, закрывающие от нас ƒругого. ќткрытьс€ ƒругому, значит выпустить наружу не просто диких зверей, а насто€щих мань€ков (вновь вспомним случай с пациенткой –ешетникова). “ем не менее, если человек боитс€ встретитьс€ с “енью лицом к лицу, то он не уничтожит ее. „ерез “ень можно лишь пройти, ид€ навстречу своей душе. Ђ¬стреча с самим собой означает, прежде всего, встречу с собственной “енью. Ёто теснина, узкий вход, и тот, кто погружаетс€ в глубокий источник, не может оставатьс€ в этой болезненной узости. Ќеобходимо познать самого себ€, чтобы тем самым знать, кто ты есть, - поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и злаї ( . √. ёнг). ƒуша, по ёнгу, это единство, которое возникает в результате взаимодействи€, взаимоотношени€ живых существ. ” мужчин душа женского рода Ц јнима, а женщин Ц мужского Ц јнимус. Ђ аждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, причем не какой-то конкретной женщины, но женщины вообще, хот€ сам по себе такой женский образ €вл€етс€ определенным. Ётот образ €вл€етс€ принципиально бессознательным, наследственным фактором изначальной природы, запечатленным и живой органической системе мужчины, отпечатком или УархетипомФ всего опыта предков в отношении женщины, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производимых женщиной, Ч короче, €вл€етс€ врожденной системой психической адаптации. ƒаже если бы женщин не существовало на данный момент, то исход€ из этого бессознательного образа всегда можно было бы указать, какой должна была бы быть женщина в психическом отношении. “о же самое верно и дл€ женщины: она также имеет свой врожденный образ мужчины. ¬прочем, как показывает опыт, точнее было бы говорить Ч образ мужчин, тогда как у мужчины это, скорее, определенный образ женщины. ѕоскольку этот образ бессознателен, он всегда бессознательно проецируетс€ на фигуру любимого человека и выступает одной из главных причин страстного прит€жени€ или отталкивани€. јнима носит эротический, эмоциональный характер, анимус же наделен рационализирующим характеромї. ( .√. ёнг).  огда душа полноценно существуют, человек находитс€ в живом контакте с ƒругими людьми и живет изначальными инстинктивными образами. ≈сли же нет, что власть над эго захватывает “ень. Ѕо€щийс€ себ€ самого человек цепл€етс€ за маску, персону, различные роли, и маска прилипает ему к лицу. “огда, отождествившись с маской, человек уже не мыслит себ€ без своей роли, и становитс€ фанатиком того или иного рода. ƒавление “ени приводит к тому, что образ внутреннего ¬рага переноситс€ вовне. —обственную “ень эго видит в других люд€х, которые, соответственно, воспринимаютс€ как готов€щиес€ напасть деструкторы.   этому добавл€етс€ вызванный Ђприлипшейї маской фанатизм. “ак начинаютс€ ссоры и войны. “ак, под вли€нием тени и сраста€сь с персоной Ђраздуваетс€ї эго. ƒанное €вление ёнг называл инфл€цией эго (а јдлер, как мы помним, чувством тщеслави€). Ќо неустановленна€ инфл€ци€, в конечном счете, ведет к краху. –аздутое эго рано или поздно лопаетс€. ƒолго жить в бездушном мире, не черпа€ силу из архетипических образов, не Ђпереход€ї в другие комплексы невозможно. » вновь мы приходим к чуме 21 века Ц синдрому хронической усталости. — позиций ёнга этот синдром вызван оторванностью современного человека как его естественных инстинктивных архетипических корней. ” дикарей синдром хронической усталости пр€мо называетс€: потер€ души. ƒикари справедливо полагают, что это состо€ние вполне может привести и к физической смерти (или к Ђбезжизненной жизниї).  ак же можно обрести душу? »д€ по пути индивидуации, отвечал ёнг. ћы уже упом€нули первые этапы индивидуации: отказ от идентификации с маской и эго и прохождение через “ень. ¬ажно отметить, что этот путь практически невозможно совершить без проводника, каковым часто €вл€етс€ психолог. »ногда проводник €вл€етс€ внутренним ƒругим или автором книги, но так или иначе первые этапы психокоррекции все равно бывает необходимо пройти. ћаску, как правило, не следует снимать разом. —начала клиенту нужно установить доверительные взаимоотношени€ с поводырем (с которым заключаетс€ договор и который собирает релевантную информацию), затем получить позитивный импульс из своего бессознательного, а уже затем проходить через “ень, ибо это предпри€тие очень сложно. ‘актически субъект лишаетс€ точки опоры и падает в пустоту. ƒанный процесс ёнг описывал на примере мифа о герое. √ерой, как и —олнце, Ђумирающее в водах великого океанаї, погибает, чтобы воскреснуть, подобно —олнцу, вновь поднимающегос€ утром после обновлени€. “ак и сознание, говорил ёнг, должно погрузитьс€ в бессознательное, умереть и возродитьс€ (разрушаетс€ прежн€€ целостность, но по принципу дополнительности целостность не только восстанавливаетс€, но и становитс€ более совершенной, чем раньше). ¬ древнегреческих мифах герой спасает ∆енщину от „удовища. ѕерсей спасает јдромеду, а “есей, следу€ за нитью, приходит на помощь јриадне (и самому себе). ‘актически речь идет о вызволении души (нашего единства с ƒругими, естественного взаимоотношени€ с ними) из плена “ени, выведение ее к сознанию без потери запредельной энергии. Ђ≈сли истолкование “ени есть дело подмастерь€, то про€снение јнимы - дело мастера. —в€зь с јнимой €вл€етс€ пробой мужества и огненной ордалией дл€ духовных и моральных сил мужчины. Ќе нужно забывать, что речь идет об јниме как факте внутренней жизни, а в таком виде она никогда не представала перед человеком, всегда проецировалась за пределы собственно психической сферы и пребывала вовне. ƒл€ сына в первые годы жизни јнима сливаетс€ с всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Ќа прот€жении всей жизни сохран€етс€ эта сентиментальна€ св€зь, котора€ либо сильно преп€тствует ему, либо, наоборот, дает мужество дл€ самых смелых де€ний. јнтичному человеку јнима €вл€лась либо как богин€, либо как ведьма; средневековый человек заменил богиню небесной госпожой или церковью. ƒесимволизированный мир протестанта привел сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов, что логически вело к ницшеанскому "по ту сторону добра и зла" - именно вследствие непереносимости конфликта. ¬ цивилизованном мире это положение ведет, помимо всего прочего, к ненадежности семейной жизниї ( .√. ёнг). ≈сли душа захвачена “енью, то человек начинает проецировать свою душу на других людей. ¬нутри его прит€гивают различные ман€щие образы (типа русалок во снах), а вовне он (она) испытывает страсть к Ђроковой женщинеї (проекци€ јнимы) или к Ђроковому мужчинеї (јнимус). „еловек не может жить без ƒругого. Ќо если пустота не преодолена, то возникает страсть, болезненна€ зависимость (внутренн€€ и внешн€€). —ледует помнить, что переживание архетипического образа Ц это самоценное €вление, которое не поддаетс€ редукции. „еловек может и должен так или иначе отнестись к той или иной архетипической фигуре (в этом и состоит суть амплификации). ≈сли же индивидуум игнорирует самоценность такого рода образов, Ђинтеллектуализируетї их, то он тер€ет себ€ самого. Ђ» в случае “ени, и в случае јнимы недостаточно иметь о них пон€тийное знание или размышл€ть о них. Ќевозможно пережить их содержание через вчувствование или воспри€тие. Ѕесполезно заучивать наизусть список названий архетипов. ќни €вл€ютс€ комплексами переживаний, вступающих в нашу личностную жизнь и воздействующих на нее как судьба. јнима выступает теперь не как богин€, но про€вл€етс€ то как недоразумение в личностной области, то как наше собственное рискованное предпри€тие.   примеру, когда старый и заслуженно уважаемый ученый семидес€ти лет бросает семью и женитс€ на рыжей двадцатилетней актрисе, то мы знаем, что боги нашли еще одну жертву. Е
—уд€ по моему опыту, имеетс€ немало людей определенного уровн€ интеллектуальной одаренности и образовани€, которые без труда улавливают идею јнимы и ее относительной автономности (а также јнимуса у женщин). «начительно большие трудности приходитс€ преодолевать психологам - пока они пр€мо не столкнутс€ с теми сложными феноменами, которые психологи€ относит к сфере бессознательного. ≈сли же психологи одновременно и практикующие врачи, то у них на пути стоит соматопсихологическое мышление, пытающеес€ изображать психические процессы при помощи интеллектуальных, биологических или физиологических пон€тий. Ќо психологи€ не €вл€етс€ ни биологией, ни физиологией, ни какой-либо иной наукой вообще, но только наукой, дающей знани€ о душеї ( . √. ёнг). «доровое движение к ƒругому подразумевает св€занное с болью переживание психических конфликтов, оторванности от ƒругого, слабости и искушений. ƒл€ этого действительно нужны мудрость, героизм и внутренн€€ энерги€. ќбретающий ƒругого и себ€ человек обретает и свою душу, а с ней приходит мудрость. Ђ ак мудрость она €вл€етс€ только тому, кто находитс€ в посто€нном общении с нею и в результате т€жкого труда готов признать (имеетс€ в виду вообще встреча с содержани€ми бессознательного, котора€ представл€ет собой главную задачу процесса интеграции.), что за всей мрачной игрой человеческой судьбы виднеетс€ некий скрытый смысл, соответствующий высшему познанию законов жизни. ƒаже то, что первоначально выгл€дело слепой неожиданностью, тер€ет покров тревожной хаотичности и указывает на глубинный смысл. „ем больше он познан, тем быстрее тер€ет јнима характер слепого влечени€ и стремлени€. Ќа пути хаотичного потока вырастают дамбы; осмысленное отдел€етс€ от бессмысленного, а когда они более не идентичны, уменьшаетс€ и сила хаоса - смысл теперь вооружаетс€ силою осмысленного, бессмыслица - силою лишенного смысла. ¬озникает новый космос. —казанное €вл€етс€ не каким-то новым открытием медицинской психологии, а древнейшей истиной о том, что из полноты духовного опыта рождаетс€ то учение, которое передаетс€ из поколени€ в поколениеї ( .√. ёнг).
ѕроцесс обретени€ души тесно св€зан с архетипами √еро€ и ∆енщины. ѕо€вление данных образов во снах или иных продуктах воображени€ говорит либо о совершении индивидуации, либо об ее необходимости.

јрхетип геро€ имеет четыре Ђступениї ѕерва€ ступень Ц “рикстер. Ёто Ц шут, иногда злобный карлик, иногда Ц гремлин. “рикстер символизирует Ђзагнанностьї, искаженность внутренней энергии человека. ≈сли человек смело пойдет к ƒругому, то сила “ени окажетс€ подорванной и “рикстер не сможет зло пошутить. Ќо если человек боитс€ самопознани€ и самосовершенствовани€, то “рикстер может превратитс€ в самого насто€щего беса. ≈сли индивидуаци€ продолжаетс€, то на первый план выходит Е «а€ц Ц символ инстинктивной энергии, которой пользуетс€ идущий вперед, но еще робкий субъект. “реть€ ступень Ц это ¬оин, то есть собственно герой в обыденном представлении. ¬оин Ц обладатель могучей силы, но еще во многом земной (св€занной, главным образом, с эго). Ќа уровне ¬оина клиента начинает боле или менее полноценно использовать свою волевую функцию, научаетс€ совершать мужественные поступки, делать выбор, направл€ть свою де€тельность (внутри и вовне). », наконец, четверта€ ступень Ц это Ѕлизнецы, один из которых смертен, а другой бессмертен и ведет за собой другого. «десь речь уже идет о взаимоотношении эго и истинного Ђ€ї, о преодолении пустоты и смерти.

јрхетип ∆енщины тоже имеет четыре Ђступениї ѕерва€ ступень Ц это баба-€га, вампирша, велика€ блудница и т.д. Ёто Ц выражение искаженной женственности, ее теневой стороны. „то можно делать с Ђблудницейї и Ђстервойї? ћожно закидать с камн€ми. “ак и поступают многие люди со своей душой. ј можно стремитьс€ к здоровой жизни, осознава€ свое несовершенство и проход€ через скорбь (пока€ние). » тогда (как бывает и в этом мире) наша женска€ сущность перестанет существовать в обличие негативного комплекса. ¬тора€ ступень архетипа ∆енщины Ц это обычна€ земна€ женщина, со своими достоинствами и недостатками. „асто она €вл€етс€ нам в образе амазонки. “реть€ ступень - это мудра€, св€та€ женщина, живуща€ полноценной естественной жизнью и выражающа€ собой всю женственность мира. », наконец, четверта€ ступень архетипа ∆енщины Ц это ѕремудрость как такова€. —офи€, открывающа€с€ тогда, когда человек истинно прислушиваетс€ к другому.

— изр€дной долей условности можно сказать, что архетип √еро€ в большей степени соответствует Ђлинии сознани€ї, а архетип ∆енщины Ђлинии бессознательногої.  роме того, отметим, что дл€ мужчины √ерой €вл€етс€ репрезентацией аутентичного Ђ€ї (или комплексов, преграждающих к нему дорогу), а дл€ женщины - символом души (јнимусом). ∆енщина же, наоборот, дл€ женщины представл€ет собой истинное Ђ€ї, а дл€ мужчины Ц символ души (јнимы). ∆енщина и мужчина Ц это пример противоположностей, которые развиваютс€, стрем€сь друг к другу (процесс энантиодромии).

Ќо достижение души (јнимы-јнимуса) - это не конечна€ цель. ѕолноценное развитие души (истинного, интимного взаимодействи€ с ƒругим) возможно лишь при обращении к изначально —ущему, в  отором каждый остаетс€ собой и находитс€ в каждом. ќвладев своей психической энергией, встретившись с ƒругим, человек должен выбрать путь духовного развити€ и двигатьс€ к окончательной интеграции. ¬ообще, полноценна€ интеграци€ возможна лишь при полноценной св€зи с коллективным бессознательным. “.е по ёнгу интеграци€ как последний этап терапии должна достигатьс€ во многом за счет приобщени€ к высшим ценност€м. „еловек должен идти не только по горизонтальному, но и вертикальному пути. √овор€ о ≈динстве всех, ёнг использовал слово —амость. ѕо крайне мере сознательно он не верил во ’риста, как Ѕога, счита€, что образ ’риста €вл€етс€ символом —амости. ƒл€ христиан же именно —амость €вл€етс€ символом ’риста.

ћы подошли к очень сложному и важному моменту. я убежден, что теорию ёнга не следует принимать без критики. —обственно, и сам ёнг призывал не делать теории из его размышлений.   сожалению, хот€ ёнг и верил, что существует абсолютное зло, с которым нельз€ миритс€, он считал, что “ень €вл€етс€ естественным дл€ человека комплексом и, тем самым, оставалс€ в психоаналитической парадигме. ќтсюда неверие ёнга в “роицу, в безусловную —в€тость —ущего и достаточно противоречивые жизнь и мысли. ¬ силу вышесказанного рекомендую христианам осторожно подходить к концепции ёнга и брать из нее ценные психические факты (психоаналитикам и атеистам нет смысла давать такую рекомендацию, потому что они считают ёнга фантазером и без вс€ких советов извлекают из его мыслей Ђжемчужиныї).

“аким образом, можно сказать, что по ёнгу за проработкой конфликтов (прохождение сквозь “ень) следует интернализаци€ ресурсов (энергии души) и интеграци€ (достижение —амости). ј до этого Ц все другие Ђуниверсальные этапыї. ≈ще раз повторюсь: в той или иной степени (имплицитно или эксплицитно, Ђсвернутої или Ђразвернутої) все этапы присутствуют при любой психокоррекции или психотерапии.

— клиентами ёнг работал главным образом на материале сновидений и активного воображени€. ќн предлагал клиентам обращатьс€ внутрь себ€, Ђвчувствоватьс€ї в архетипы, но не дать им захватить себ€, не стать одержимым. ¬ самом начале психокоррекции, после заключени€ контракта, он просил пациентов регул€рно приносить на сессии записанные сновидени€ и (или) фантазии (кроме того, он, конечно же, ориентировалс€ на большую часть областей, упом€нутых во второй главе).. —одержани€ сновидений и фантазий позвол€ли ёнгу: а) диагностировать актуальное состо€ни€ пациента, б) работать с негативными комплексами, которые Ђвызывалисьї в сознание при возвращении клиентов к символике сновидений, в) прит€гивать к сознанию энергию позитивных комплексов и, таким образом, восстанавливать целостность, совершать Ђсв€щенны бракї (гиеросгамос) между сознанием и содержани€ми бессознательного. ¬ своей коррекционной работе, ёнг использовал, прежде всего, беседу, работу с образами, символами и метафорами и арт-терапию (чаще всего, мандалотерапию Ц т.е. терапию рисованием в круге, заключенном в квадрат (данное сочетание Ц символ высшей целостности и единства сознани€ и запредельного)). –абота психолога по ёнгу заключаетс€ в том, чтобы достучатьс€ до души клиента, вызывать в нем субъекта, который будет про€вл€ть свою личность. ёнг считал, что функци€ психолога Ц это трансцендентна€ функци€. “о есть психолог €вл€етс€ медиатором между комплексами клиента, а также между клиентом и внешним ему миром, помога€ клиенту выйти за пределы себ€ как эго, и самому научитьс€ научитс€ трансценденцииЕ

¬ монографии Ђѕсихологические типыї ёнг подробно рассмотрел универсальные пол€рности психической реальности человека и, использу€ знание об этих пол€рност€х, разработал эффективно работающую Ђформальнуюї схему психической реальности или психологическую типологию. ќ чем же идет речь? ёнг отмечал, что в психической реальности каждого человека со-существуют следующие пары противоположностей: а) экстраверси€ - интроверси€ (направленность на внешний мир-направленность на внутренний мир); б) мышление - чувства; в) ощущение - интуици€ и г) рациональность Ц иррациональность. ¬ажно подчеркнуть, что кажда€ противоположность зависит от своего Ђвизавиї и фактически не может без него существовать. “огда как одна из противоположностей занимает в психической реальности доминирующую позицию, друга€ при нормальном положении вещей компенсирует (дополн€ет) это ведущую функцию (установку). “.е. противоположности на самом деле едины, и усиливают друг друга, черпают друг в друге силы. ≈сли же доминирование одной из противоположностей становитс€ слишком сильным, то друга€ противоположность начинает отвечать на подавление Ђвоенными действи€миї и преп€тствует здоровому про€влению Ђведущейї функции (установки).

ѕункты Ђбї и Ђвї относ€тс€ к области психических функций, т.е. к основным про€влени€м психической реальности. ѕерва€ пара противоположностей Ц это мышление ( Ђћышление есть та психологическа€ функци€, котора€, следу€ своим собственным законам, приводит данные содержани€ представлений в пон€тийную св€зьї (здесь и далее определени€ даютс€ по книге  . ёнга Ђѕсихологическое типыї) и чувство (Ђ „увство есть прежде всего процесс, происход€щий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле прин€ти€ или отвержени€ егої), Ђледї и Ђпламеньї. ћышление зиждетс€ на той или логике, а чувство - на внутреннем импульсе. ћышление предполагает четкое планирование действий, а чувства Ц спонтанность.  ажетс€, что между ними общего? Ќо дело в том, что нормальное мышление невозможно без союза с чувствами, а здорова€ чувственна€ жизнь невозможна без пор€дка в сфере мышлени€. — помощью логического исследовани€ действительности человек формирует убеждени€, которые направл€ют его действи€, придают смысл его жизни, его эмоци€м. ј чувства наполн€ют жизнью убеждени€, ведь без эмоциональной энергии любые представлени€ мертвы. “о же самое относитс€ и к интеллектуальной де€тельности. »нтеллектуально развитый, но эмоционально тупой человек никогда не достигнет полноценного понимани€ жизни. », наоборот, тонкие чувства недоступны интеллектуально неполноценным люд€м. ¬ то же врем€, у конкретного человека доминирующим €вл€етс€ либо функци€ мышлени€, либо функци€ чувств. ѕротивоположна€ функци€ должна компенсировать доминирующую функцию. “о есть, если человек €вл€етс€ скорее мыслительным типом, то опиратьс€ ему нужно на свое мышление, не забыва€ при этом развивать свои эмоции, ибо его эмоции €вл€ютс€ ведущей функцией внутреннего ƒругого. ≈сли же индивидуум принадлежит скорее к эмоциональному типу, то ему нужно опиратьс€ на свои чувства, не забыва€ про необходимость развивать способность к логическому оцениванию ситуации. ћышление Ц это Ђмужска€ї, а чувства Ц Ђженска€ї функции (как мы помним, јнима часто ассоциируетс€ с чувствами, а јнимус Ц с разумом) ѕоэтому союз между логикой и чувством - это действительно св€щенный брак. ≈сли же человек пренебрегает чувствами, то они, встав в оппозицию к логике, неожиданно вторгаютс€ в Ђстерильноеї поле его мышлени€ и нарушают стройный ход мыслей. », наоборот, излишний акцент на чувствах приводит к одержимости сами что ни на есть чудовищными иде€ми. ѕоэтому психолог, в частности, должен а) вы€снить, какова доминирующа€ функци€ его клиента (в паре мышление Ц чувства); б) пон€ть, находитс€ ли подчиненна€ функци€ в оппозиции доминирующей; в) установить раппорт с клиентом (говор€ с ним на Ђ€зыкеї его ведущей функции) и помочь клиенту установить первичный раппорт с самим собой (дл€ этого клиенту нужно двигатьс€ в Ђсторонуї оппозиционной функции с помощью пары других функций (смотри ниже) и на основе ведущей функции и г) помочь клиенту услышать ƒругого в себе, достичь гармонического единства между логикой и эмоци€ми. ¬ этом суть и основа психокоррекции, ее главный ресурс и главный ресурс клиента.

ѕомимо пары противоположностей Ђмышление Ц эмоцииї существует и не менее важна€ пара Ђощущени€ Ц интуици€ї. ќщущени€ Ц это материальна€ основа нашей жизни. Ђќщущение есть, прежде всего, чувственное воспри€тие, т.е. воспри€тие, совершающеес€ посредством чувственных органов и телесного чувства (ощущени€ кинестетические, вазомоторные и т.д.)ї. ” каждого из нас есть тело, потребности которого очень важны. ѕон€тие вкуса к жизни идет именно из области сенсорики. –. Ћэнг (английский психолог) и многие другие психологи подчеркивают важность того, чтобы человек бы воплощен в своей теле, в полной мере ощущал движение физической жизни. ¬ самом деле, телесное самовыражение означает, что человек реализует свои важнейшие потребности и живет в ладу с природными биоритмами. “ем не менее, полноценные ощущени€ невозможны без интуиции. Ђ»нтуици€ есть та психологическа€ функци€, котора€ передает субъекту воспри€тие бессознательным путем ѕредметом такого воспри€ти€ может быть все внешние и внутренние объекты или их сочетани€. ќсобенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хот€ она может про€вл€тьс€ и в этих формах. ѕри интуиции какое-нибудь содержание представл€етс€ нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состо€нии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. »нтуици€ это своего рода инстинктивное схватывание, все равно каких содержанийї. »нтуици€ уносит нас в запредельное, позвол€ет выйти за пределы своего Ђ€ї (в том числе Ђ€ї физического). »нтуици€ Ђработаетї с помощью образов, символов и метафор (подробнее в этом в соответствующей лекции). ћы помним, что человек изначально укоренен в ƒругом. ѕоэтому нормальное развитие телесности и тела возможны лишь тогда, когда человек выходит на духовный уровень, ощущает ƒругого как центр своего быти€. », наоборот, нормальное развитие интуиции, здорова€ трансценденци€ возможны лишь тогда, когда человек признает свое тело (ведь Ђслива€сьї с ним, он на уровне инстинктов открываетс€ руководству со стороны ƒругого, выходит на пределы эго и таким образом, осуществл€ет трансценденцию). »так, ощущени€ и интуици€, будучи совершенно разными функци€ми, при этом подобно мышлению и эмоци€м полностью завис€т друг от друга. » если одна из функций начинает подавл€ть другую, то возникает нарушение.  огда человек подавл€ет свою интуицию и стремление к трансценденции, он становитс€ Ђпрожженнымї прагматиком и материалистом. ќн живет исключительно физическими потребност€ми и категорически отвергает все, что находитс€ Ђза пределомї. “ем не менее, его интуици€ никуда не деваетс€. ќна входит в оппозицию доминирующей установке и прагматика все чаще охватывает беспричинна€ тревога. ќтрыв от ƒругого неминуемо означает ощущение пустоты. ¬ бессознательном Ђотъ€вленного сенсорикаї скапливаетс€ множество духовных потребностей и образов и, в конечном счете, они прорываютс€ в сознание, затопл€€ его. “ак возникают суевери€, болезненный страх смерти, склонность к вхождению в тоталитарные секты и пр. и пр. ќднако чрезмерный уклон в сторону интуиции тоже приводит к печальным результатам. ≈сли человек посто€нно Ђпарит за облакамиї, непрерывно выполн€ет духовные упражнени€ и отказываетс€ обращать позитивное внимание на свое тело, то это означает, что на самом деле он боитс€ трансценденции, ибо дл€ движени€ к ƒругому необходимо прин€ть и насто€щий момент движени€. ѕодавл€ющему большинству людей нужно действовать в этом мире, дл€ чего у нас и есть тела. ќтсюда следует, что пренебрежение телом приводит к оппозиции со стороны сенсорной функции и, в результате, Ђвосторженный мечтательї больно падает с Ђнебес на землюї, причем терпит как духовный (потер€ веры), так и физический (различные заболевани€) крах. (ќтдельно отмечу, что подлинна€ практика аскетизма отнюдь не означает пренебрежени€ к телу). —тало быть, и в данном случае следует, дела€ упор на доминирующей функции, развивать функцию подчиненную.

»так, мы видим, что каждый человек обладает четырьм€ базовыми психическими функци€ми. ќдна из них €вл€етс€ доминирующей (т.е. человек может быть, в первую очередь либо логико м, либо этиком, либо сенсориком, либо интутитом). Ќа нее опираетс€ сознательна€ установка. ƒруга€, противоположна€ ей функци€, находитс€ в бессознательном (можно сказать, что она Ц доминирующа€ функци€ ƒругого в нас). ј две остальные функции (составл€ющие вторую пары противоположностей) представл€ет собой как бы мостик между сознанием и бессознательным (причем в этой паре одна из функций тоже €вл€етс€ доминирующей). ќднако в психической реальности (мы помним, что ощущени€ Ц это психическа€ функци€) существует еще две пары противоположностей.

ѕервую из них можно обозначить как экстраверси€ - интроверси€. Ёти пон€ти€ в мир психологии также ввел  .√. ёнг. ёнг считал, что экстравертна€ установка Ц это ориентаци€ на внешний мир. “.е. экстраверт €вл€етс€ человеком, который в большей степени действует под вли€нием ƒругого вовне. —ам ёнг так говорит об экстравертности: Ђ огда ориентировка на объект и на объективно данное перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решени€ и поступки обусловлены не субъективными взгл€дами, а объективными отношени€ми, то говор€т об экстравертированной установке. ≈сли это бывает посто€нно, то говор€т об экстравертированном типе.  огда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живет, как это непосредственно соответствует объективным отношени€м и их требовани€м, в хорошем и плохом смысле, то он экстравертированный. ќн живет так, что объект, как детерминирующа€ величина, €вным образом играет в его сознании большую роль, чем его субъективное мнение.  онечно, он имеет субъективные взгл€ды, но их детерминирующа€ сила меньше, чем сила внешних объективных условий. ѕоэтому он никогда не думает встретить какой-нибудь безусловный фактор внутри самого себ€, так как таковые ему известны только вне его. ѕодобно Ёпиметею, его душа подчин€етс€ внешним требовани€м, конечно, не без борьбы; но дело кончаетс€ всегда в пользу внешних условий. ¬се его сознание гл€дит наружу, так как главное и решающее определение всегда приходит к нему извнеї. »нтровертна€ же установка предполагает, что человек в большей степени ориентируетс€ на свой внутренний мир, на ƒругого в себе. ёнг так определ€ет интровертную установку: Ђ»нтровертированный тип отличаетс€ от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируетс€ не на объект и объективно данное, как экстравертированный тип, но на субъективные факторы Е »нтровертированное сознание, хот€ видит внешние услови€, но решающими избирает субъективные определители. Ётот тип поэтому руководствуетс€ тем фактором воспри€ти€ и познани€, который показывает субъективное предрасположение к устранению раздражении органов чувств. ƒва лица, например, вид€т один и тот же объект, но они вид€т его не так, чтобы обе полученные от этого картины были абсолютно идентичны. ѕомимо различной остроты органов чувств и личного уравнени€ часто бывают глубокие различи€ в роде и размере психической ассимил€ции перцепируемого образа. ¬ то врем€ как экстравертированный тип всегда предпочтительно основываетс€ на том, что он получает от объекта, интровертированный предпочтительно опираетс€ на то, что в субъекте приводит к констелл€ции внешнее впечатлениеї. ѕри этом следует отметить, что ориентаци€ на внешний мир закономерно приводит к акценту на мире внутреннем. », наоборот, внимание ко Ђвнутреннему человекуї неизбежно приводит к люд€м из Ђвнешнего мираї. –азличие между эксравертной и интровертной установками подобно различию между синим и красным цветами. ѕоэтому экстравертна€ и интровертна€ установки должны дополн€ть, компенсировать друг друга. ƒругими словами, экстраверт и своем бессознательном €вл€етс€ интровертом и наоборот. “аким образом мы вновь приходим к тому, что путь к полноценному единству, к полноценной целостности лежит через компенсаторную установку. ” Ђэкстравертированного типа всегда есть искушение (мнимо) пожертвовать собой в пользу объекта, ассимилировать свой субъект с объектом. я исчерпывающе указал на последстви€, которые могут получитьс€ из преувеличени€ экстравертированной установки, именно на вредное подавление субъективного фактора. ѕоэтому следует ожидать, что психическа€ компенсаци€ к сознательной экстравертированной установке особенно подчеркнет субъективный моментї. ≈сли же интровертна€ установка подавл€етс€, то вместо позитивной субъективности по€вл€етс€ махровый эгоизм (начинаетс€ инфл€ци€ эго и т.д.). ј у интроверта происходит следующее: Ђсознательна€ личность стремитс€ придать себе значение субъекта, то, естественным образом, как компенсаци€ происходит бессознательное укрепление вли€ни€ объектаї. ≈сли интроверт стремилс€ к ƒругому вовне на основе своего внутреннего опыта, то его бытие €вл€етс€ здоровым. ≈сли же нет, то Ђ„ем больше сознательна€ личность стараетс€ обеспечить себе вс€ческую свободу, независимость, свободу от об€занностей и превосходство, тем более попадает она в рабство объективно данного. —вобода духа прив€зываетс€ на цепь постыдной финансовой зависимости, независимость поступков врем€ от времени совершает робкое отступление перед общественным мнением, моральное превосходство попадает в тр€сину неполноценных отношенийЕї. “.е. подавление экстравертной установки приводит к тому, что интроверт попадает в великую зависимость от окружающего его мира. » вновь мы видим громадную диагностическую и психокоррекционную ценность классификации психологических типов. ќпира€сь на превалирующую установку клиента и вед€ его к подавленной установке, психолог может помочь клиенту достичь высокого уровн€ внутренней целостности. », наконец, следует рассмотреть еще одну пару противоположностей, а именно рациональную и иррациональную установки. Ќа первый взгл€д кажетс€, что это уже Ђпереборї. –азве мышление (логика) Ц это не рациональный подход к познанию, а эмоции не иррациональный? Ќа самом деле, нет. ћышление Ц это познание с помощью пон€тий. », во-первых, оно может быть самым что ни на есть иррациональным. ј, во-вторых, здоровые эмоции тоже характеризуютс€ высшей степенью рациональности. ёнг писал: Ђ–ациональное есть разумное, соотнос€щеес€ с разумом, соответствующее ему. я понимаю разум как установку, принцип которой состоит в оформлении мышлени€, чувства и действи€ согласно объективным ценност€м. ќбъективные ценности устанавливаютс€ в опыте среднего разума, посв€щенном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой фактам внутренним, психологическим. ѕодобные переживани€ не могли бы, конечно, представл€ть собой объективных ценностей, если бы они, как таковые, оценивались субъектом, что было бы уже актом разума. Ќо разумна€ установка, позвол€юща€ нам утверждать объективные ценности как значащие, €вл€етс€ делом не отдельного субъекта, а предметом истории человечестваЕ»так, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю правильную, приспособленную установку. –ационально все то, что согласуетс€ с этими законами, и напротив, иррационально все, что с ними не совпадает. ћышление и чувство €вл€ютс€ функци€ми рациональными, поскольку решающее вли€ние на них оказывает момент размышлени€, рефлексии. Ёти функции наиболее полно осуществл€ют свое назначение при возможно совершенном согласовании с законами разумаї ј что же такое иррациональное? ¬новь обратимс€ к ёнгу: Ђя пользуюсь этим пон€тием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то, лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано.   этому относ€тс€ элементарные факты, как, например, что у «емли есть Ћуна, что хлор есть элемент, что вода при четырех градусах ÷ельси€ достигает своей наибольшей плотности и т.д. »ррациональна также случайность, хот€ впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность. »ррациональное есть (экзистенциальный) фактор быти€, который, хот€ и может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объ€снени€, но который, в конце концов, настолько осложн€ет этим само объ€снение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума. ’от€ иррациональное, как таковое, никогда не может быть предметом науки, однако дл€ практической психологии все же очень важно оценивать верно момент иррационального. ƒело в том, что практическа€ психологи€ ставит много проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют иррационального разрешени€, т.е. разрешени€ на таком пути, который не соответствует законам разума. —лишком большое ожидание или даже уверенность в том, что дл€ каждого конфликта должна существовать и возможность разумного разрешени€, может помешать действительному разрешению на иррациональном пути. »ррациональные же функции суть те, целью которых €вл€етс€ чистое воспри€тие, таковы интуици€ и ощущение, потому что они должны дл€ достижени€ полного воспри€ти€ всего совершающегос€ как можно более отрешатьс€ от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего внеразумногої.

»так, существуют четыре пары противоположностей, ориентиру€сь на которые, мы можем составить примерный психологический портрет каждого человека, пон€ть, каковы его ресурсы (сильные стороны) и чего ему не хватает, и проводить психокоррекцию по принципам целостности и дополнительности. »спользу€ знание о противоположност€х, ёнг предложил следующую типизацию типов личности:

ј) Ёкстравертированный мыслительный тип (Ёћ). Ђ” человека, принадлежащего к этому типу все ставитс€ Ђв зависимость от интеллектуальных выводов, которые в конце концов всегда ориентируютс€ на объективно данное, или на объективные факты, или на общепризнанные идеи. „еловек этого типа придает не только самому себе, но и окружающему его в зависимости от объективной действительности, ее объективно ориентированной интеллектуальной формулы, решающую силу. ѕо этой формуле измер€етс€ добро и зло, определ€етс€ прекрасное и безобразное. ѕравильно все, что соответствует этой формуле, неправильно то, что ей противоречитї, писал ёнг. Ёћ судит по результатам, а не по причинам действий, жестко следует правилам и законам. ќн последовательно добиваетс€ выполнени€ тех или иных действий в социальной сфере. ќн может быть активно действующим идеалистом, который реально вносит в социальную жизнь положительные изменени€ и позитивно структурирует жизнь своих близких. ќднако если его компенсирующа€ установка подавл€етс€, то он может стать брюзгой, морализатором и бездушным механизмом. ≈го эмоции подвергаютс€ воздействию Ђтемной стороныї, и поэтому он соершает зло, дума€, что делает это во им€ добра, и может Ђпролить слезу невинного ребенкаї, ради Ђспасени€ мираї. Ќо эмоции тайно действуют на »Ё, поэтому при неблагопри€тном развитии он предрасположен к нервным срывам вплоть до психотических состо€ний (великий физик понимает, что натворил, создав €дерную бомбу). «адача психолога Ц обратить »— его внутрь себ€, к своим чувствам и миру иррационального. ѕричем здесь (как и в других случа€х) лучше идти в Ђобходї через иную пару функций. —кажем, сначала можно предложить клиенту поразмышл€ть о различных эмоционально значимых ситуаци€х, потом (станцевать, нарисовать) эти ситуации, а затем уже работать с внутренним миром эмоций.

Ѕ) Ёкстравертированный эмоциональный тип (ЁЁ). Ђ“ак как эмоциональное переживание бесспорно есть более €вное свойство женской психологии, чем мышление, то самые выраженные эмоциональные типы наход€тс€ среди женского пола.  огда экстравертированное чувствование обладает первенством, то мы говорим об экстравертированном эмоциональном типе. ѕримеры, которые при упоминании этого типа встают передо мной, касаютс€ почти исключительно женщин. ∆енщина этого рода живет под руководством своих эмоций. ≈е эмоции вследствие ее воспитани€ развились в приспособленную и подвергнутую контролю сознани€ функцию. ¬ случа€х, которые не €вл€ютс€ крайними, эмоции имеют личный характер, хот€ субъективное уже в значительной степени подавлено. Ћичность кажетс€ поэтому приспособленной к объективным отношени€м. Ёмоции соответствуют объективным положени€м и общеприн€тым ценност€м Е Ёто не должно значить, что така€ женщина вообще не думает; напротив, она думает, может быть, очень много и очень умно, но ее мышление никогда не бывает sui generis, но всегда €вл€етс€ эпимитической прибавкой к ее эмоци€мї, - такое описание ёнг дал данному типу. я считаю, что во многом он прав, однако этот тип существует и среди мужчин (например, прирожденных артистов). ѕри благопри€тном развитии человек этого типа может эмоционально (на этическом уровне) оценивать различные концепции и см€гчать их Ђмеханистичностьї. ќн может быть своеобразным Ђэтическим предохранителемї, помогающим обществу и конкретным люд€м ощущать важность полнокровного общени€ на уровне чувств, а не мыслей. ќднако если мыслительна€ установка подавл€етс€, то эмоции ЂЁЁї станов€тс€ неконтролируемыми и истерическими, а исповедуемые им идеи Ц сумасбродными. ¬ этом случае ЂЁЁї падает жертвой своего же подавленного мышлени€, ибо наход€щиес€ в “ени мысли Ђутаскиваютї туда и эмоции, и ЁЁ начинает нападать на любимого им человека, обесценивать его, учин€ть истерические припадки. ѕсихолог здесь может помочь клиенту прийти к пон€тийному познанию мира, к логической оценке его эмоционального опыта, к осмысленному при€тию убеждений. Ќапример, сначала имеет смысл предложить ему Ђвыплеснуть эмоцииї на бумагу, затем поработать с этими образами, в частности, на уровне тела, и затем уже про€снить их в области логики.

¬) Ёкстравертированный сенсорный тип (Ё—). ёнг писал: ЂЌет другого человеческого типа, который по реализму равн€лс€ бы экстравертированному сенсорному типу. ≈го объективное чувство действительности необыкновенно развито. ¬ своей жизни он накопл€ет опыты из конкретных объектов, и чем сильнее он выражен, тем меньше употреблени€ от делает из своего опыта. ≈го переживание в известных случа€х вообще не становитс€ тем, что заслуживает название опыта. ¬се, что он ощущает, служит ему только поводом дл€ новых ощущений, и все новое, что входит в круг его интересов, приобретаетс€ путем ощущений и должно служить только дл€ этой целиї. ќриентированный на внешний мир материалист при здоровом развитии выполн€ет очень важную функцию налаживани€ нашего быта, устройства общества согласно экономической целесообразности, прагматического подхода к земным вещам. ¬ этом случае Ђќн вовсе не должен быть чувственным, грубым человеком, но может дифференцировать свое ощущение до самой высокой эстетической чистоты, никогда не измен€€ своему принципу объективного ощущени€, даже в самом абстрактном ощущенииї. ќднако если интуитивна€ функци€ и интравертна€ установка подавл€ютс€, то Ё— становитс€ полуживотным, живущим лишь ради наслаждений. ќднако в каждом из нас живет т€га к запредельному. ѕоэтому наход€щиес€ в оппозиции сознанию интуици€ и экстраверси€ все равно берут свое, принудительно заставл€€ Ё— обратитс€ к себе и встретитс€ с различными комплексами. ¬ыражатьс€ это может в тревоге преследовани€ (желани€ и побуждени€ из внутреннего мира перенос€тс€ на Ђобъектї), суевери€х, нав€зчивых состо€ни€х и т.д. » здесь психолог оп€ть же может, опира€сь на более или менее сознательные функции помочь клиенту восстановить целостность. —кажем, можно было бы предложить ему упражнени€ на телесную экспрессию, потом на эмоциональное самовыражение и (или) на создание логически выверенных текстов и, затем, на работу с возникающими внутри образами и символами.

√) Ёкстравертированный интуитивный тип (Ё»). Ђ“ам, где господствует интуици€, по€вл€етс€ своеобразна€ психологи€, которой нельз€ не узнать. “ак как интуици€ ориентируетс€ на объект, заметна сильна€ зависимость от внешних положений, котора€ совершенно отлична от рода зависимости сенсорного типа. »нтуитивный тип никогда не находитс€ там, где бывают общепризнанные действительные ценности, но всегда там, где имеютс€ возможности. ” него тонкое чутье к зарождающемус€ и сул€щему будущееї. «доровый человек этого типа живет в запредельном, в мире образов и озарений. »нтуитивный человек выходит за пределы себ€, он напр€мую св€зан с бессознательным. ј при установке на внешний мир он Ђловитї различные флюиды в других люд€х. ≈го внутренний Ђлокаторї сигнализирует ему о нарождающихс€ изменени€х. ќн четко улавливает символические оттенки быти€, хот€ и всегда осознает их отношение к себе. Ќе случайно ёнг писал, что среди Ё» Ђћного купцов, предпринимателей, агентов, политиков и т. д.ї. ¬ качестве социального Ђдвигател€ї и посредника здоровый Ё» живет полнокровной жизнью. ≈му надо только обращать внимание на свое тело, испытывать нормальные земные эмоции и трезво обдумывать свои действи€. ≈сли же подчиненные функци€ и установка подавл€етс€, то Ђотрываетс€ї о земли и тер€ет самого себ€, отождествл€€сь с совершаемыми им действи€ми и Ђразбрасыва€ї свое Ђ€ї.¬ этом случае его могут мучить страхи перед различными болезн€ми и реальные психосоматические болезни. ¬ плане психокоррекции работу с ним можно было бы начать, использу€ Ђобразныеї техники, затем перейти к либо к рациональной коррекции, либо к проработке чувств и потом уже Ђвыйтиї к внутренним ощущени€м.

ƒ) »нтравертированный мыслительный тип (»ћ). Ђ»нтровертированное мышление Е находитс€ под преобладающим вли€нием идей, которые происход€т, однако, не из объективного данного, но из субъективного основани€ї. »ћ Ц это человек, погруженный в собственные мысли, которые возникают у него в результате событий, которые происход€т во его внутреннем мире. «акономерности внешнего мира дл€ него важны постольку, поскольку помогают исследованию внутреннего мира. ¬ случае здорового развити€ »ћ может сделать великие открыти€. Ёти открыти€ делаютс€ именно в результате изучени€ внутреннего идеального мира. “акой мир, из которого »ћ контактирует с ƒругим вовне, €вл€етс€ главным досто€нием погруженного в себ€ мыслител€. ≈сли подчиненные функци€ и установка дополн€ют сознательные приоритеты »ћ, то он представл€ет собой насто€щее сокровище дл€ научного мира и дл€ вовлеченных во внешний мир людей. ≈сли же бессознательное встает в оппозицию сознанию, то »ћ превращаетс€ в объект манипул€ций со стороны окружающих. ќн и так побаиваетс€ внешнего мира, будучи смелым только в своем внутреннем мире. ј в случае оппозиции со стороны бессознательного, чувства станов€тс€ дл€ »ћ предметом самой насто€щей фобии (особенно он может бо€тс€ женщин и всего женского). » тогда »ћ закрываетс€ в виртуальном фантазийном мире, тер€€ контакт с реальным миром вовне и внутри. ѕсихокоррекци€ »ћ могла бы начинатьс€ подстройкой психолога к Ђвиртуальному мируї клиента. «атем можно было бы поработать с образами и измененными состо€ни€ми сознани€ или выполнить телесные упражнени€, после чего обратитс€ собственно к св€занными с другими людьми чувствам »ћ.

≈) »нтравертированный эмоциональный тип (»Ё). Ђѕреобладание интровертированного чувствовани€ € нашел главным образом среди женщин. ѕословица Ђ“иха€ вода глубокаї касаетс€ этих женщин. ќни по большей части молчаливы, труднодоступны, непон€тны, часто скрываютс€ за детской или банальной маской, часто также бывают меланхолического темперамента. ќни не блистают и не выдвигаютс€ вперед. “ак как они руковод€тс€ преимущественно своими субъективно ориентированными эмоци€ми, то их истинные мотивы остаютс€ по большей части скрытымиї, так ёнг писал об этом типе. ќп€ть-таки, € считаю, что представител€ми »Ё €вл€ютс€ и мужчины, у которых развиты феминные черты. «доровый »Ё Ц это человек огромного душевного богатства, которое он открывает только тем, кого считает достойным этого. ЂЅлагодар€ этому этот тип приобретает известную таинственную силу, котора€ может в высокой степени очаровать именно экстравертированного человека, потому что она затрагивает его бессознательноеї. Ёта сила проистекает из прочувствованных бессознательных образов. »Ё обладает огромной способностью к радости и состраданию, именно потому, что может посмотреть на ƒругого Ђиз себ€ї. ќднако его эмоции часто кажутс€ отстраненными, ибо они Ц Ђорудие дальнего действи€ї. ≈сли же »Ё подавл€ет свои подчиненные функции, то в результате Ђтаинственна€ сила интенсивных эмоций превращаетс€ в банальное и высокомерное стремление к господству, в суетность и тираническое самодурствої. ¬ этом случае »Ё Ђноситс€ї с иде€ми о своем Ђвеличииї и позвол€ет себе судить людей на основе свои эмоциональных предпочтений. ѕон€тно, что ни к чему хорошему это не приводит. ¬озникают конфликты, совершаютс€ подлые поступки и, в конце концов, наступает истощение. ѕсихокоррекционную работу с »Ё лучше начинать так, чтобы он почувствовал искренний интерес психолога к свои эмоци€м и к значимости своего Ђ€ї. «атем можно переходить с работе с ощущени€ми или продуктами интуитивной де€тельности и, наконец, прийти к логическому суждению о своей эмоциональной жизни в контексте взаимоотношений с ƒругими вовне.

∆) »нтровертированный сенсорный тип (»—). ќб этом типе ёнг писал: Ђѕреобладание интровертированного ощущени€ создает определенный тип, который отличаетс€ известными особенност€ми. Ёто иррациональный тип, так как из происход€щего он делает выбор, не руководству€сь преимущественно разумным суждением, но основываетс€ на том, что именно происходит Е¬нешне это выгл€дит так, как будто действие объекта вообще не доходит до субъекта. Ёто впечатление правильно постольку, поскольку субъективное, происход€щее из бессознательного содержание втискиваетс€ между ними и перехватывает воздействие объектаї. »— тип ищет в своих ощущени€х нечто, что позвол€ют ему ощутить сопричастность с природой Ђизнутриї, на глубинном физическом уровне. ќн Ђвслушиваетс€ї в речь своего тела. Ёто Ц один из вариантов быти€ в ƒругом, вариант при€ти€ жизни здесь и насыщенного ее ощущени€. ѕарадоксальным образом »— может быть еще больше, чем экстраверт, слит с миром, ибо »— сконцентрирован не на внешних Ђобъектахї, а на едином течении телесной жизни. ќднако здоровое развитие »— подразумевает, что его концентраци€ на своих глубинных ощущени€х происходит именно за счет внимани€ к ƒругому вовне (за счет Ђэкстравертированной интуицииї), причем внимани€ на уровне —лова. ≈сли этого не происходит, то »— заболевает нарциссизмом, впадает в гедонистическую, аутоэротическую установку и начинает разрушать самого себ€, причем это разрушение носит нав€зчивый характер. Ќачало работы с »— лучше вести на Ђ€зыке телаї, причем именно тела клиента. «атем можно поработать с эмоци€ми или с убеждени€ми, а после перейти собственно к образно-символическому пласту быти€-в-ƒругом.

«) »нтровертированный интуитивный тип (»»). Ђ—воеобразие интровертированной интуиции создает также, когда она достигает преобладани€, человека своеобразного типа, а именно, с одной стороны, мистического мечтател€ и €сновидца, а с другой, - фантаста и художникаї,- утверждал ёнг. »» Ц это человек, живущий в мире символических образов, которое исход€т из глубин его бессознательного. ќн не посредник, каковым может €вл€тьс€ Ё». ≈го задача Ц св€зан это мир с миром запредельного, с миром вечных образов. ≈сли »» не подавл€ет компенсирующую функцию своего бессознательного, то ему удаетс€ донести до людей свое интуитивное знание и в люд€х найти опору дл€ путешестви€ в глубины духовного мира. “огда он живет гармоничной и устремленной вверх жизнью. ≈сли же он Ђотрываетс€ от землиї и начинает пренебрегать физическими ощущени€ми, то бессознательное грубо срывает его Ђвнизї, лиша€ и озарений. ¬ этом случае внутренний ƒругой в »» становитс€ Ђэкстравертированным сенсорным типом низшего примитивного родаї (эдаким “рикстером). » тогда »» впадает в различные вида зависимость (от химических веществ или от людей), начинает бо€тс€ своих ощущений и т.д. ѕри работе с »» психологу лучше начинать с исследовани€ тех продуктов бессознательного, которые демонстрирует клиент. «атем можно работать с эмоци€ми или убеждени€ми, после чего можно перейти к телесным упражнени€м.

»так, мы вкратце рассмотрели типологию, созданную  .√. ёнгом. — моей точки зрени€, она имеет право на существование, однако необходимо помнить: речь идее скорее не о типах, а о функци€х и установках, которые присутствуют в каждом человеке. ќписани€ же типов могут помочь психологу лучше следовать принципам целостности и дополнительности.

 

¬ернемс€ к биографии ёнга. ќна неплохо иллюстрирует его собственную теорию. ќсознав, что архетипы не поддаютс€ редуцированию, ёнг начал отходить от теоретических позиций ‘рейда, что тому очень не нравилось. ѕосле публикации не соответствующей классическому психоанализу и основанной на Ђамплификационномї толковании мифа о герое книги ёнга ЂЋибидо, его метаморфозы и символыї дело дошло до открытого конфликта, в ходе которого ёнг отправл€л ‘рейду письма, подписыва€сь как президент психоаналитического сообщества (инфл€ци€ эго). Ћюбопытно, что ёнг выиграл у ‘рейда выборы, но не воспользовалс€ своей победой, ибо Е сошел с ума (“енью прорвалась наружу и маска президента сорвалась). ќднако посредством амплификации архетипических содержаний (в процессе толковани€ сновидений и фантазий), арт-терапии, песочной терапии ёнгу удалось справитьс€ с психозом. ¬ернувшись к активной де€тельности, ёнг написал уже хорошо нам известный труд Ђѕсихологические типыї. «атем ёнг активно изучал символику изначальных образов, пыталс€ пон€ть сущность миссии ’риста, вел обширную психокоррекционную и психотерапевтическую де€тельность. ѕри приходе нацистов к власти ёнг первоначально их поддерживал, но, увидев, что Ђ“ень получила свободу действийї, сотрудничество с нацистами прекратил. ¬ начале сороковых годов 20 века ёнг поверил в бессмертие души. ќн тесно сотрудничал с продвинутыми физиками, использу€ в психологии метафору корпускул€рно-волновой теории: человек - это и отдельный субъект (частица), и нераздельна€ часть ≈динства (волна).  роме того, ёнг изучал парапсихологию и такое €вление, как синхронистичность (событи€, происход€щие вопреки всем положени€м теории веро€тности). ѕри всем при том он регул€рно выпускал новые книги. ѕоследние годы жизни ёнг провел в своем имении на берегу озера, вед€ отшельнический образ жизни. Ќа приезжавших к нему людей (в частности,  речмера) он производил впечатление отрешенного о мира, Ђшизоидногої человека. ”мер  арл √устав ёнг в 1961 году.

¬опросы к лекции:

1)  ак вы понимаете сущность комплекса?  акой комплекс, с ¬ашей точки зрени€, пр€мо сейчас заполн€ет ¬аше сознание?  акой комплекс, в ¬ашей точки зрени€, присутствовал в ¬ашем последнем сновидении?

2)  аким образом пон€тие комплекса отсылает нас к пон€тию ƒругого, а также пон€ти€м сознани€ и бессознательного?

3)  ак соотнос€тс€ между собой Ђступениї архетипов √еро€ и ∆енщины?

4) ¬ чем разница между убежденностью и одержимостью? ѕочему амплификаци€ архетипического образа позвол€ет избежать одержимости?

5) ѕроведите сравнительный анализ теорий ёнга и јдлера. ќпишите этапы психокоррекции в Ђадлерианскомї и Ђюнговскомї ее вариантах.

6)  аким образом можно соотнести матрицу Ђпсихолог-клиентї (смотри лекцию 2), пон€ти€ субъекта и ƒругого, сознани€ и бессознательного, индивидуации и трансцендентной функции?  аким бы образом пон€тие индивидуации мог бы раскрыть ј.јдлер?

7) ѕочему, с ¬ашей точки зрени€,  .ёнгу удалось без помощи психиатра возвратитьс€ к адаптивной жизнеде€тельности?

8) ѕочему, в ¬ашей точки зрени€, больш у ю часть своей жизни  .ёнг был отшельником?

9)  ака€ из психологических функций у ¬ас развита в наибольшей степени?  ака€ €вл€етс€ Ђвспомогательнойї? ј кака€ максимально глубоко Ђпогруженаї в бессознательное? ƒополн€ютс€ ли друг друга ¬аши функции или Ђподавл€ютї кажда€ каждую?

10)  ем, экстравертом или интровертом, ¬ы, с ¬ашей точки зрени€, €вл€етесь в наибольшей степени?

11) „то ¬ам ближе, рациональный или иррациональный подход к жизни?

12)  ак какому психологическому типу ¬ы бы могли себ€ отнести?

 

ѕрактическа€ работа: во врем€ данной сессии происходит продолжение работы с образами, со своим внутренним миром. ƒл€ этого можно, в частности, использовать вводное упражнение Ђ«авистное местої. ќтправл€€сь в воображаемое заветное место, человек обретает Ђплацдармї дл€ работы с бессознательным, устанавливает доверительные взаимоотношени€ с самим собой. ”пражнение Ђѕродолжение сновидени€ї может следующим шагом после работы с ранними воспоминани€ми. — одной стороны сновидение €вл€етс€ образом из внутреннего мира, а с другой диалог между слушател€ми, выполн€ющими функции психолога и клиента, помогает клиенту амплифицировать содержание сновидени€, изменить его ход посредством сознательного обращени€ к вышедшему из бессознательного материала, заполнить Ђлакуныї, возникшие в результате внутренних конфликтов. ¬ принципе, при наличии времени можно провести оба упражнени€.

 райне желательным элементом €вл€етс€ Ђзапечатлениеї эмоций, мыслей и ощущений на рисунке.

1) ѕриветствие

2) Ќастрой на погружение в свой собственный мир, на обращение внутрь самого себ€

3) јутогенна€ тренировка Ђ«аветное место и мой цветокї или упражнение Ђѕродолжение сновидени€ї

4) –исование

5) ќбмен впечатлени€ми в группе. ¬ случае необходимости работа с негативными состо€ни€ми.

6) –итуал подведени€ итогов и прощани€.

 

 

Ћекци€ є 6





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-17; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

768 - | 755 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.087 с.