Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ажнейшие философские категории, их кратка€ характеристика




ќчевидно, что окружающий человека мир как объект философского исследовани€ представл€ет собой единст≠во разнообразного. Ётот факт обусловливает богатство и единство самих философских категорий. ќни сформи≠ровались в ходе многовековой духовно-практической де≠€тельности человека как отражение этого мира и образо≠вали систему (Ђсетьї) пон€тий.

ќсваива€ процесс познани€ мира, человек выдел€л вначале его отдельные, отделенные друг от друга пред≠меты и их характеристики Ч цвет, размеры и др. “ак со временем сформировалось пон€тие Ђсвойствої. —войст≠во есть философска€ категори€ дл€ отражени€ отдель≠ных сторон и характеристик предмета, вытекающих из его природы. “аковыми €вл€ютс€, например, твердость и ковкость металла, холод льда и тепло огн€ и т.д. «на≠ние свойств давало человеку возможность обретать власть над природой и удовлетвор€ть свои потребности.

¬ ходе фиксации взаимозависимости вещей и €влений сформировалась категори€ Ђсв€зьї (отношение). „ело≠век научилс€ выдел€ть и учитывать в своей де€тельности временные, пространственные, генетические и иные св€≠зи.  аждому здравомысл€щему человеку известно, на≠пример, что за весной следует лето, а не наоборот и т.д. ¬се вещи наход€тс€ во взаимной св€зи, взаимодейству≠ют, и это придает миру упор€доченность и гармонию.

¬ цел€х познани€ вещей и €влений с точки зрени€ их вплетенности друг в друга и наличи€ в вещах внутренне≠го строени€ философи€ выработала такие пон€ти€, как Ђчастьї и Ђцелоеї, а также Ђэлементї, Ђструктураї и Ђсистемаї. ѕод структурой прин€то понимать внутрен≠нее устройство (Ђпор€докї) целого с точки зрени€ нали≠чи€ в нем различных элементов. ћожно говорить, на≠пример, о структуре личности, структуре общества и т.д. Ёлемент же Ч это исходный компонент, клеточка вс€кой структуры. —истема есть упор€доченное единство св€≠зей и зависимостей между элементами сложного целого, отношени€ его с другими предметами. —истемный анализ позвол€ет раскрывать целостность предмета и вы€вл€ть разнообразные взаимосв€зи между элементами. Ётот ме≠тод широко примен€етс€ в современном научном позна≠нии. »сследуютс€ живые и неживые, материальные и ду≠ховные системы, их внутреннее строение и протекающие в них процессы.

ƒл€ характеристики предмета как внутренне расчле≠ненного и вместе с тем структурно организованного (упо≠р€доченного) философи€ выработала такие парные по≠н€ти€, как Ђсодержаниеї и Ђформаї. ѕод содержанием прин€то понимать единство всех элементов и внутренних св€зей, процессов, противоречий и тенденций в развитии предмета. ћожно говорить, например, о содержании (Ђсо≠держимомї) реформ в современной –оссии, о содержа≠нии процесса обучени€ и воспитани€ и т.д. ‘орма Ч это оформление (организаци€) содержани€, способ его вы≠ражени€ и существовани€. √овор€т, например, о формах про€влени€ современной политической жизни в нашей стране, о формах собственности. ‘ормы проведени€ за≠н€тий в вузах и уроков в школе означают способы орга≠низации учебного процесса и зан€тий. —одержание всег≠да единственно, но про€вл€ет себ€ в разных формах. —о≠держание оформлено, а форма наполнена содержанием.

ƒл€ перехода познани€ на более высокий уровень от≠ражени€ философи€ использует пон€ти€ Ђсущностьї и Ђ€влениеї.

—ущность Ч это внутренн€€ и устойчива€, чувствен≠но не воспринимаема€ сторона предметов и процессов, €вл€юща€с€ основой их существовани€. ќна есть как бы глубинный закон вещи, определ€ющий все ее функцио≠нирование и развитие. Ќапример, сущностью классичес≠кого капиталистического способа производства €вл€етс€ частна€ собственность. ќна есть исток и Ђтайнаї этого способа производства. —ущностью электрического тока €вл€етс€ направленное перемещение электронов от одно≠го полюса к другому; сущностью политики Ч процесс управлени€ обществом. —ущность представл€ет собой ос≠новное (суть) в содержании предмета или процесса. яв≠ление же есть про€вление (обнаружение) сущности, не≠что внешнее и чувственно воспринимаемое. “ак, частна€ собственность про€вл€ет себ€ в €влени€х свободного пред≠принимательства и конкуренции товаропроизводителей на рынке. Ёлектрический ток как процесс обнаруживает себ€ в таких €влени€х, как нагревание и свечение про≠водника и т.д. ѕолитика про€вл€етс€ в де€тельности пар≠тий и движений, отдельных политиков.

Ђ... —ущность €вл€етс€. явление существенної - так писал о соотношении этих сторон предмета ¬.».Ћенин, конспектиру€ √егел€. ’от€ сущность и не лежит на по≠верхности, тем не менее она рано или поздно обнаружи≠вает себ€. Ќародна€ мудрость гласит, что Ђзолото и в гр€зи блеститї, Ђна воре и шапка горитї и т.д. Ќо сущ≠ность может и скрыватьс€, как бы пр€татьс€ за многооб≠разием €влений. ѕоэтому и говор€т, что Ђчужа€ душа Ч потемкиї, Ђчтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд солиї и т.д. »ногда в силу извилистости познани€ может возникать и такой феномен, как кажимость, или видимость.   числу таковых относ€т, например, мираж в пус≠тыне.  ому-то из людей кажетс€, что —олнце движетс€ вокруг «емли и т.п.

Ќазванные выше категории сущности и €влени€ ис≠пользуютс€ также и дл€ раскрыти€ поэтапности процес≠са познани€.  ак известно, он движетс€ через изучение Ђмира €вленийї (эмпирическое познание) к постижению Ђмира сущностейї (рациональное познание). ќт €вле≠ни€ Ч к сущности Ч такова кратка€ формула познава≠тельного процесса.

¬ цел€х исследовани€ качественного многообрази€ ве≠щей и процессов окружающего мира, вы€влени€ их не≠повторимости и вместе с тем сходства философией при≠мен€ютс€ пон€ти€ Ђединичноеї, Ђособенноеї и Ђобщееї. ѕод единичным понимаетс€ отдельный предмет с инди≠видуальными характеристиками, например Ч Ђ»ван »ва≠нович »вановї. ќсобенное Ч это то, что присуще ка≠кой-то группе, классу предметов, в данном случае - всем лицам мужского пола. ќбщее есть то, что объедин€ет все без исключени€ предметы. Ќапример, движение как свойство всех материальных предметов, смертность как удел всего живого и т.д. Ќазванные пон€ти€ фиксируют не только бесконечное разнообразие мира, представлен≠ное в отдельных вещах. ќни помогают также познать всеобщие, единые дл€ всего мира свойства и законы.

»звестно, что все предметы и процессы материально≠го мира наход€тс€ в универсальных (всесторонних) св€≠з€х и отношени€х друг с другом. ћежду ними имеет мес≠то взаимодействие, т.е. процесс взаимного вли€ни€ друг на друга. Ѕлагодар€ этому и складываютс€ так называе≠мые причинно-следственные (Ђпорождающиеї) св€зи. ‘.Ёнгельс подчеркивал, что взаимодействие и есть под≠линна€ и конечна€ причина (исток) всех вещей. ѕод при≠чиной в философии понимают процессы или €влени€, которые при определенных услови€х вызывают к жизни новые процессы и €влени€. Ќапример, движение элек≠тронов, их взаимодействие друг с другом и атомными решетками есть насто€ща€ причина нагревани€ и свече≠ни€ электропроводника. ѕовышение температуры воды до 100 градусов при обычном атмосферном давлении вызывает ее кипение, а при снижении до 0∞ образуетс€ лед. Ќизка€ экологическа€ и технологическа€ культура €вл€≠етс€ одной из причин современного глобального эколо≠гического кризиса на планете. » т.д. и т.п.

ѕон€тие полной причины фиксирует совокупность всех действующих причин. “ак, полной причиной гло≠бального экологического кризиса в наше врем€ €вл€етс€ быстрый рост потребностей человека, развитие техники и низка€ экологическа€ культура, недостаточна€ право≠ва€ база и многое другое. Ќо основной причиной €вл€ет≠с€ та, котора€ среди всех названных играет наибольшую роль. ¬ нашем примере таковой €вл€етс€ неконтроли≠руема€ хоз€йственна€ де€тельность человека, порождаю≠ща€ огромную техногенную нагрузку на природу.

—ледствие есть то, что возникает, порождаетс€ под воз≠действием причины. Ќапример, современна€ многопартий≠ность €вилась результатом реформации российского обще≠ства, а испарение воды происходит по мере ее нагревани€. Ќадо иметь в виду, что причина и следствие мен€ютс€ мес≠тами. “ак, если в одном случае дождь есть следствие атмо≠сферных процессов, то в другом случае он уже выступает как причина новых процессов (увлажнение почвы, рост растений и т.д.). ѕричину важно отличать от повода, кото≠рый выполн€ет роль всего лишь Ђспускового крючкаї, вклю≠чающего новый процесс. ѕовод Ч это как бы внешн€€ по отношению к следствию причина, не играюща€ главной роли. ¬ ходе взаимодействи€ и переплетени€ причин и след≠ствий возникают причинно-следственные св€зи мира, кото≠рые нос€т объективный характер. ќни существуют во всех сферах движени€ материи и изучаютс€ различными наука≠ми. ‘илософское учение о необходимости этих св€зей на≠зываетс€ детерминизмом. ¬ своих суждени€х он опираетс€ на данные естествознани€ и выводы практики.

ƒл€ вскрыти€ и анализа закономерных св€зей быти€ философи€ выработала категорию Ђнеобходимоеї. ќна фиксирует устойчивые и повтор€ющиес€ внутренние св€зи и процессы в мире. Ќеобходимое - это то, что об€зательно происходит при соответствующих услови€х.   таким процессам относ€т смену времен года, прорастание растени€ из семени, плавление металла. ƒл€ исследовани€ этих процессов примен€ютс€ и такие пон€ти€, как Ђзаконї, Ђзакономерностьї.

Ќапротив, философска€ категори€ Ђслучайноеї отражает внешние, неустойчивые и необ€зательные св€зи, €влени€ и процессы. —лучайное Ч это то, что может произойти, а может и не произойти. “ак, случайным можно назвать ги≠бель урожа€ от града, выпадение снега в июле на террито≠рии центральной –оссии и т.п. –азумеетс€, случайность небеспочвенна, так как она имеет под собой определенные основани€ и предпосылки. ѕоэтому случайное рассматри≠ваетс€ некоторыми философами как одно из про€влений необходимого и его дополнение. —лучайное Ч это как бы выпадение из общего закономерного потока, маленькое от≠клонение от общей струи. Ќеобходимый процесс всегда пробивает себе дорогу в истории через огромное множество случайностей и преп€тствий. ѕримером этого может быть становление рыночной экономики и важнейших институтов демократии в современной –оссии.

Ќеизбежное, в отличие от случайных событий, на≠ступает независимо от тех или иных условий и обсто€≠тельств. “ак, неизбежной всегда €вл€етс€ смерть живого организма. ¬ данном случае действует весьма жестка€ и однозначна€ св€зь со строго определенным результатом и последующими последстви€ми.

ѕри исследовании развити€ внешнего мира во време≠ни философией примен€ютс€ категории Ђвозможностьї и Ђдействительностьї. ¬озможное есть то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием. Ёто то, что имеетс€ пока лишь в зародыше, потенциально в виде предпосылок. »звестно, например, что возможность ре≠волюции в стране существует вначале всегда в виде опре≠деленных социальных противоречий. ¬озможность талан≠та и гениальности личности представлена в форме задат≠ков как предпосылок способностей. ¬озможность - это как бы Ђназревшееї бытие, еще не приведенный в дейст≠вие резерв. Ќапротив, невозможное исключено, так как дл€ него нет никаких предпосылок (например, Ч создать Ђвечныйї двигатель, обратить врем€ назад и т.п.).

ƒействительность Ч это реальное, или Ђсозревшееї бытие вещей и процессов. Ёто то, что живет и действует, развиваетс€. ¬озможность есть будущее, содержащеес€ в насто€щем. ƒействительность же Ц это насто€щее, которое содержит в себе и прошлое и будущее одновременно. ¬с€ка€ действительность есть результат уже заложенных ранее предпосылок. ќна содержит в себе возможности развити€ в самых разных направлени€х. ћожно поэтому сказать, что у вс€кого человека в юношеском возрасте всегда имеет много вариантов выбора жизненного пути. ќднако действительность всегда одна, единственна.

»так, философские категории представл€ют собой систему знани€, сумму и итог познани€ и практического преобразовани€ человеком окружающего мира. Ѕез овладени€ этими категори€ми невозможно философское мышление как размышление о мире, вопрошание о нем. ¬ последующих лекци€х нами будут рассмотрены и категории, имеющие отношение прежде всего к исследованию общественной жизни.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 795 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

918 - | 680 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.