Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа, специфика и функции категорий философии




Исходный тезис этой лекции может быть сформулирован так: каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а наука оперирует научным понятиями, или категориями.

Всякая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсенал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание сущности и свойств своего объекта. Сюда относятся исходные принципы как краеугольные положения данной науки, методы познания и категориальный аппарат (понятия). В эту систему входят и законы науки, представляющие собой итоги и выводы исследования.

С помощью своего понятийного аппарата наука проникает в «мир сущностей» и вскрывает основу (сущность) предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюдения. Категории и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутренние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной области внешнего мира. Категории – это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются в рамках обыденно мышления («стол», «дом», «одежда» и т.п.).

Философские категории являются фундаментальны­ми научными понятиями, поскольку на них опирается весь познавательный процесс. Они активно используют­ся во всех сферах научного познания. Эти категории от­ражают наиболее существенные свойства и закономер­ные связи окружающего человека мира.

Категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, так как философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В.И.Ленин, когда писал следующее: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек вы­деляет, категории суть ступеньки выделения, т.е. позна­ния мира, узловые пункты в сети, помогающие позна­вать и овладевать ею».

Поскольку философские категории отражают единый и неделимый мир, то взятые вместе, они образуют собой некую систему («сеть») понятий. В этой сети категории как формы («клеточки») и ступени нашего мышления органически взаимосвязаны, как и все стороны самого мира. Они вытекают друг из друга (например: «чело­век» — «личность» — «индивидуальность» и т.п.) и до­полняют друг друга («общество» и «природа», «причи­на» и «следствие» и т.д.). Система философских катего­рий представляет собой как бы портрет, теоретический образ внешнего мира, где человек занимает определен­ное место.

В системе категорий философии условно можно выде­лить несколько рядов, т.е. совокупностей категорий. Пер­вый ряд составляют универсальные категории, которые отражают («схватывают») внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как «бы­тие», «материя», «время» и др., которые раскрывались в предыдущих темах лекций. Второй ряд составляют част­ные философские категории, отражающие отдельные сфе­ры, грани мира. К ним относятся такие понятия, как «об­щество», «человек», «познание» и др.

Первые попытки анализа и систематизации философ­ских категорий были предприняты античной философией. Наиболее развитое для того времени учение о категориях создал Аристотель. Составленная им таблица включала в себя 10 категорий философии — «сущность», «количест­во», «качество», «отношение», «место», «время» и другие.

В Средние века учение о понятиях активно развива­лось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями. Основной пред­мет спора между ними состоял в том, существуют ли об­щие понятия о вещах вне самих вещей (реализм), или же эти понятия есть всего лишь обозначения (имена) этих вещей, как это полагали номиналисты.

Творчество И.Канта явилось новым этапом в разви­тии представлений о природе и функциях философских категорий. Они рассматривались им как инструменты, с помощью которых человек обобщает и синтезирует ре­зультаты эмпирического познания. По определению Кан­та, категории — это некое «чистое», «подлинное» зна­ние. Он отдельно выделял и рассматривал категории, которые формируются и действуют на уровне чувствен­ного познания («созерцание», «опыт»), рассудочного мышления («анализ», «время», «движение») и разума («мир», «Бог» и др.). Кант предложил систему из 12 наиболее употребляемых в философии категорий — «единство», «реальность», «множество» и др. К числу высших понятий он отнес такие; как «мир», «Бог», «душа», которые являются, по мнению философа, пред­метом веры а не науки.

Г.Гегель предложил более подробную систему фило­софских категорий. Она должна выражать, по его убеж­дению, движение мысли от абстрактного к конкретному, «шествие» абсолютной идеи в мире. Эта система включи­ла в себя 21 категорию - такие, как «ничто», «становле­ние», «сущность», «отрицание», «противоположность», «противоречие», «взаимодействие», «причина», «следст­вие» и др. Учение Гегеля о философских категориях спо­собствовало утверждению в философии системного ме­тода как важного проявления диалектического мышле­ния. Благодаря гегелевской классификации мир предстал как некое единое и динамичное целое, в котором все взаи­мосвязано и взаимообусловлено, вытекает друг из друга.

В марксизме философские категории рассматривают­ся как результат обобщения опыта практической и по­знавательной деятельности человека. К числу наиболее важных марксизм относит такие, как материя, развитие, общество, противоречие и др. Все они активно служат целям формирования диалектико-материалистической кар­тины мира.

Классификация философских категорий выявляет три слоя понятий.

Первая группа («ряд») включает в себя категории, которые выражают направленность познающего субъек­та на объект познания, или «объектно направленные по­нятия». К ним относятся такие, как «бытие», «материя», «пространство», «время», «причина» и др. Данные кате­гории отражают единый и динамичный мир, взятый вне и независимо от человека. В этом ряду следует выделить и категории диалектики, такие, как «связь», «взаимо­действие», «изменение», «движение», «развитие», «от­рицание» и т.д. С их помощью философия исследует вза­имосвязи и процессы развития в материальном мире.

Вторая группа («ряд») представлена такими катего­риями, которые выражают духовный мир человека как существа разумного и творческого. Это — «субъективно направленные», или смысложизненные категории. К ним относятся такие, как «цель», «идеал», «вера», «надеж­да», «любовь», «свобода», «смысл жизни человека», «смерть», «бессмертие» и другие. Данный ряд категорий наиболее точно и глубоко характеризует человека как существо не только познающее, но и самопознающее. Они раскрывают и особое признание человека в мире — тво­рить по законам красоты, любви и добра.

Третья группа («ряд») — это такие категории, кото­рые выражают одинаковую направленность как на объект (мир) так и на субъект (человек), или «равно направ­ленные». Они раскрывают духовно-практическую деятель­ность человека, активное познание им окружающего мира и преобразование его. Этот ряд представлен категориями процесса познания («истина», «заблуждение», «знание» и др.) и практики («деятельность», «труд», «техника» и т.д.).

Характеризуя функции философских категорий, сле­дует в первую очередь выделить следующие.

Мировоззренческая означает, что философские ка­тегории есть те формы, в которых синтезировано (вопло­щено) обобщенное знание о внешнем мире и месте чело­века в нем. Без них невозможно формирование теорети­ческой картины мира. С их помощью этот мир раскры­вается перед познающим человеком как единое и дина­мичное целое, как огромный Космос. Особую роль в со­здании философской картины мира играют такие древ­ние категории, как «бытие» и «материя», «природа» и «человек», «время», «пространство». Они дают возмож­ность в самом общем виде осмыслить вопрос о сущности мира и месте в нем человека.

Методологическая («эвристическая») функция предполагает, что категории выполняют поисковую роль в познании человеком мира. Категории — это как бы орудия и инструменты, находящиеся на стороне позна­ющего субъекта, в его интеллектуальном арсенале. Они задают человеку общую ориентацию в мире, угол зрения. Таковой может быть, например, нацеленность на познание мира как единого целого, а не суммы разрозненных вещей; изучение человека как существа деятельного и т.д. Философские категории ориентируют также на познание отдельных фрагментов бытия - на изучение причинно-следственных связей, логики развития общества и т.д. Кроме того, категории помогают мыслящему человеку определять и свое отношение к окружающему миру: любить или ненавидеть этот мир строить или разрушать его, выявлять смысл своего существования или отрицать на­личие такого смысла.

Логическая функция указывает на то, что категории любой науки, в том числе и философии, являются эле­ментами («клеточками») процесса научного мышления. Человек мыслит понятиями и категориями, и в этом тоже состоит его специфика и уникальность. Категории составляют структуру (строение, скелет) мыслительного процесса. Они присутствуют и в самом языке как знако­вой системе. Богатство мышления и языка зависит, следовательно, от применяемого в нем категориального (по­нятийного) аппарата.

Функция формирования духовной культуры обще­ства указывает на то, что без научных и философских категорий невозможно складывание и функционирова­ние таких форм духовной культуры, как язык и наука, система образования и воспитания человека. Философ­ские категории есть как бы «кумулятивные узлы» этой культуры. Они концентрируют в себе предельно обоб­щенное знание, полученное в ходе всей истории познава­тельной деятельности человека. Без них невозможно раз­витие культуры мышления, т.е. способности познавать внешний мир и себя в нем, достигать максимальной пол­ноты этого знания.

Практическая, или «технологическая» функция фи­лософских категорий состоит в том, что их разработка и усвоение человеком помогают ему овладевать внешним миром практически. Подчинение мира своей власти про­исходит с помощью знаний о нем, например, знания о причинно-следственных связях в природе, о сущности вещей и процессов. Освоение философских категорий есть, следовательно, необходимое условие для сознательной деятельности человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2025 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.