Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования являются наиболее острыми и сложными мировоззренческими проблемами. В объяснении феномена человека и его происхождения наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции.
Естественнонаучная точка зрения основывается на предположении о том, что человек есть следствие, итог эволюции материи на планете Земля. Он возник, говоря словами Ф.Энгельса, в силу «железной необходимости» как «высший цвет природы». Человек — это результат земных причин, а вовсе не случайная «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его формирования как специфического живого существа явились труд и речь. Привычка трудиться, т. е. использовать специальные инструменты для обработки природы позволила человеку выжить и тем самым закрепила одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Трудовая теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 30 — 40 тысяч лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 3 млн. лет. Возникнув вначале в Центральной Африке, он распространился по всем континентам. Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 5 — 7 млрд. лет.
Отечественный ученый, академик Н.Н.Моисеев разработал концепцию так называемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей В.И.Вернадского и Н.Ф.Федорова. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупности земных и космических факторов. В лице человека материя обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории мира. Появился разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался мозг как носитель мыслительных способностей человека. Возникла воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их. Сформировалась и память как способ сохранения информации и опыта, механизм их накопления и передачи. Так сформировался духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания нового, человеческого мира — мира Культуры.
В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая — к нарастанию степени его свободы на основе знаний о внешнем мире и о самом себе, развития орудий труда и культуры. Вторая — это рост несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.
Мифологическая и религиозная точки зрения диаметрально отличаются от изложенного нами выше. Так, в древнегреческой мифологии утверждалось, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем заключались в свернутом виде все источники жизни мира. Из Хаоса якобы возникло все: весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли — Гея. Под Землей родился мрачный Тартар — бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир — Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги — это сверхлюди, хотя и наделенные человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы богами и вначале жили, не зная ни забот, ни тяжкого труда, ни печалей. То был «золотой век», первый век человечества. На смену ему пришли «серебряный», «медный», «железный» и т.д. Так и стала, с точки зрения древней мифологии, происходить история человеческого рода и общества
В основном письменном источнике христианской религии Библии утверждается, что Бог как Творец на пятый и шестой дни сотворения мира создал весь животный мир планеты. На шестой день появился Человек, созданный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Но, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили грех и были изгнаны Богом из Рая. Началась история человечества как история грехопадения.
В фольклоре народов мира можно встретить разные версии появления мира и человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые племена верят, что человек был создан из камня или же из глины — белой, красной или коричневой. Все эти миры объединяет одно - идея Творца как внешней силы, создавшей мир.
Концепция так называемого «эволюционного финализма» Тейяра де Шардена была попыткой соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира есть история его постоянного усложнения и восхождения к сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, появился некий Дух Земли. Возникший на этой основе человек стремится в ходе эволюции к некоему конечному состоянию, называемом Тейяром «точкой Омега». Она и есть, но мнению философа, завершение эволюции, начало всеобщего объединения и мировой гармонии под воздействием любви. Здесь все фрагменты мира ищут друг друга и соединяются в гармонию. Точка Омега есть будущее Мира и Человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сольется посредством любви. По оценке православного проповедника А.Меня, тейярдизм как учение о месте человека во Вселенной может быть назван «оптимистическим финализмом». Точка Омега это «светлый конец», некое царство, где Бог будет во всем.
Идеи, близкие к тейярдизму, имеются и в творчестве выдающегося русского художника и философа Н.К.Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, еще не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.
Итак, для философии мир представляет собой единое и многогранное целое, объект научного и ненаучного познания, практической деятельности человека. Усилиями человеческого разума в итоге формируется целостная картина мира как единства многообразного, как самоорганизующегося в глобальной эволюции универсума.