Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материя, ее всеобщие свойства и способы существования




 

Понятие материи («вещь», «вещество») является ос­новным в философском материализме. Оно концентри­рует в себе длительный опыт познания мира и человека с позиций естествознания и просто здравого смысла, объяснения мира естественными причинами.

Первые представления о материи возникли в древней философии в связи с попытками найти некую первоос­нову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой представлялась вода, для Гераклита огонь, а для Демокрита атомы. Эмпедокл выделял одновременно четыре стихии («корни вещей») воду, землю, воздух и огонь.

Понятие «материям появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней некую бесформенную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя это как бы возможное бытие Конкретные вещи
возникают под воздействием энергии («формы»), и этот переход материи в иное состояние есть, по Аристотелю, движение, процесс.

Платоном материя рассматривалась как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она служит как бы строительным материалом для воплощения идей в конкретные вещи. Например, идея дома воплощается в конкретный дом, где живут люди. Идея кувшина стара­ниями гончара превращается в нужный для людей пред­мет и т.д. Высшим демиургом (творцом, ремесленником) является Бог.

Философия средних веков считала, что материаль­ный мир был создан в течение весьма краткого времени актом воли Творца. Сотворив мир, Бог наметил и опре­деленный порядок (иерархию) в нем. Природа рассмат­ривалась как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дескать, нет ни души ни свободы. Всего этого нет ни у растений, ни у животных. Такие качества имеются лишь у человека, поэтому он и призван властвовать на планете над всеми иными тварями.

В эпоху Возрождения и Нового времени материя рас­сматривалась как совокупность физических тел. В ней выделялись различные виды вещества. Большую роль в изучении материального мира сыграл И.Ньютон, открыв­ший закон всемирного тяготения. Н.Коперник создал ге­лиоцентрическую картину мира. Б.Спиноза призывал исследовать процессы и явления мира с точки зрения их естественного (природного) происхождения.

Во французском материализме XVIII в. (Ж.Ламерти, Д.Дидро) подчеркивалось, что материя не сотворена Бо­гом и существует вечно. Природа есть колоссальная мас­терская, снабженная всеми необходимыми инструмента­ми и материалами. Человек — это «венец» природы, ак­тивный и умелый работник в этой мастерской.

На рубеже XIX —начала XX в. в естественных науках произошел ряд крупных открытий. На их основе насту­пила ломка ранее сложившихся представлений о матери­альном мире. В середине XIX в. сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаи­мосвязь между человеком и всем остальным миром жиз­ни. В 1869 г. Д.И.Менделеев создал периодическую сис­тему химических элементов. Были открыты элемент ра­дий (В.Рентген) и электрон (У.Томсон), естественная радиоактивность (А.Беккерель). В 1916 г. А.Эйнштейн разработал общую теорию относительности, которая рас­крыла связь между движением, пространством и време­нем. Имели место и другие крупные открытия в естество­знании.

В результате развития науки была подорвана господ­ствовавшая прежде механическая картина мира. Было показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и дополнился новыми сведениями. Обобщая эту важную тенденцию в науке, В.И.Ленин в 1908 г. предложил раз­вернутое определение материи. Он писал, что материя — это «философская категория для обозначения объектив­ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается на­шими ощущениями, существуя независимо от них». Крат­ко говоря, материя есть объективная реальность, су­ществующая вне и независимо от человека и человече­ства.

В этом емком определении подчеркнуто, что материя является основным предметом исследовательского инте­реса для «линии Демокрита». Автором формулировки было выделено прежде всего основное свойство мате­рии — объективность существования. Указано также и на принципиальную познаваемость внешнего мира чело­веком. В.И.Ленин подчеркивал, что материя как реаль­ность включает в себя не только известные, но еще и неизвестные явления. Данное понятие есть, таким обра­зом, предельно широкое в философском материализме. В своей же действительности материя несводима к кон­кретным проявлениям (видам). Понятие материи харак­теризует мир как единство многообразного и исследует его действительную природу. С его помощью формиру­ются научные представлений о мире, обобщаются дан­ные частных наук, ведется полемика с философским идеа­лизмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм. Понятие материи выполняет, таким обра­зом, мировоззренческую функцию.

Методологическое (поисковое) значение этого поня­тия состоит в том, что оно ориентирует на строго опреде­ленный (материалистический, естественнонаучный) под­ход к познанию и объяснению этого мира и отношение к нему. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничить предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные посылки и принципы «ли­нии Демокрита».

Что касается строения материи, то современной науке известны два ее вида вещество и поле, переходящие друг в друга.

Вещество дискретно (внутренне расчленено) и струк­турировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества очень разнообразны атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, поли­меры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.

Поле — это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах — гравитационное, электромагнитное, биологическое.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как осо­бое состояние материи. Из нее состоят, в частности, не­бесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем имеет место на уровне элемен­тарных частиц в микромире.

По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного — прерывного и непрерыв­ного, конечного и бесконечного. Наличие вещества и поля друг около друга свидетельствуют именно об этом.

Философия выделяет универсальные (всеобщие) свойства материи) (ее атрибуты).

Прежде всего, материи присуща объективность (т.е. вне и независимо от человека и человечества) существо­вания. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать.

Неисчерпаемость мира означает огромное многооб­разие сторон, свойств, явлений и состояний мира. В.И.Ленин замечал в начале нынешнего столетия, что хотя электрон оказался таким же неисчерпаемым, как и атом, ум человеческий откроет в природе еще больше и увеличит тем самым свою власть над ней. Рост знаний подпитывает давнюю надежду человека найти во Вселен­ной себе подобных. Н.Заболоцкий написал об этом язы­ком поэта: «В который раз томит меня мечта,/ Что где-то там, в другой углу Вселенной, / Такой же сад, и та же темнота, / И те же звезды в красоте нетленной».

Бесконечность мира подразумевает вечную незавер­шенность и незаконченность процессов и состояний в нем. У материального мира нет ни начала ни конца, а есть лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний. В этом смысле жизнь человека — это всего лишь малень­кий мир в истории безбрежного Космоса, хрупкое звено в бесконечной цепи превращений материи.

Материи свойственна также и неделимость, т.е. це­лостность и структурная упорядоченность. Все фрагмен­ты и стороны мира непосредственно или же опосредован­но связаны друг с другом — природа и общество, лич­ность и класс и т.д.

Отражение как свойство материи представляет собой способность предметов воспроизводить (копировать) в процессе взаимодействия внешние особенности и внут­реннее строение других предметов, хранить в себе эти отпечатки (копии). Формы проявления отражения (раз­дражимость, психика и др.) разнообразны, как и сам мир.

Движение есть особое свойство, или атрибут материи, которое выражает ее способность изменяться и перехо­дить из одного состояния в другое. По определению Ф.Эн­гельса, движение есть всякое изменение, присущее мате­рии. Оно представляет собой коренной способ и усло­вие существования всех без исключения вещей матери­ального мира. Движению присущи такие характеристи­ки, как объективность и абсолютность, неуничтожимость и относительность, вечность и другие.

Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неиз­менности вещей. Он относителен, так как постоянно разру­шается силой неумолимого и «безжалостного» движения. Покой всегда мимолетен, краток. Движение вечно, а покой временен такова формула их связи.

Формы (виды) движения материи представляют собой способы ее изменения. До XIX в. все многообразие форм движения сводилось в основном к механическим процессам. Это был механизм как конкретно-исторический тип мировоззрения, исходный принцип объяснения крупных открытий в науке XIX в. (теория клеточного строения, эволюционное уче­ние и др.) разрушил эту однородную картину мира. Учи­тывая все это, Ф.Энгельс в работе «Диалектика приро­ды» простейшую классификацию форм движения материи. Они были выделены им с учетом конкретного материального (вещественного) носителя. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

Механическое движение — это перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или «смена места», по определению Г.Гегеля. Носителями движения здесь являются конкретные тела — падение камня, коле­бание маятника часов, полет спутника и т.д.

Физическое движение включает в себя такие явле­ния, как теплота, свет, электричество, магнетизм, грави­тация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движе­ния, я иногда оно носит даже хаотический характер (бро­уновское движение молекул газа).

Химическое движение включает в себя сложные взаи­модействия атомов, что порождает в ходе реакций но­вые, более сложные вещества. Ф.Энгельс в качестве са­мой простой химической реакции называл образование озона в атмосфере во время грозы В рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни.

Биологическое движение — это существование и разви­тие живых организмов, включая и растения. В настоящее время на Земле обитает около 12 млн. видов живых орга­низмов. Носителем процессов жизни является белок. По определению Ф.Энгельса, жизнь представляет собой спо­соб существования белковых тел. Благодаря жизни тенденция к самосохранению все же преобладает над тенденцией распада, и на нашей планете не господствует Хаос.

Социальная форма движения материи включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек как существо мыслящее и деятельное. Самым слож­ным проявлением социального движения является процесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений.

Классификация форм движения материи, предложен­ная Энгельсом, фиксирует важнейшие области внешнего мира и процессы в нем. Однако она имеет все же ограни­ченные познавательные возможности для объяснения это­го мира, поскольку не учитывает новейшие открытия, произошедшие в XX столетии в ходе развития науки.

В настоящее время наука выделила и изучает ряд но­вых для нее форм движения материи - геологическую, географическую, космологическую и др. Они являются комплексными, так как соединяют в себе различные про­цессы и состояния мира. Разумеется, поиск наукой но­вых форм движения будет продолжаться и далее. В свя­зи с этим можно предложить новый вариант классифи­кации форм движения, а именно:

«мир ядра» (частицы и античастицы). Это так назы­ваемые ядерные формы движения материи;

«мир электромагнетизма» включает внутриатомные, молекулярные процессы, движение и взаимодействие за­ряженных частиц;

«мир тяготения» (плазма, планетарное вещество). Это - «гравитационные» формы движения материи;

«мир жизни» объединяет биогенетические, популяционные, организменные и иные подобные процессы па нашей планете;

«мир человеческого общества» есть тесное единство материального и духовного, система деятельности людей и их отношений.

Очевидно, что в данной классификации формы дви­жения выделены с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложнения. Для простоты можно выде­лять формы движения в 1) неживой, в 2) живой природе и в 3) общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, синтез самых различных форм движения материи.

Кроме названных нами выше универсальных свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Они есть формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Волею судьбы он погру­жен в них и существует в просторах пространства и пото­ке времени.

Пространство — это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и опреде­ленный порядок взаимосвязи. Оно есть сосуществование («рядом — существование») вещей мира. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства — это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотроп­ность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в лю­бую точку пространства). История существования чело­века убеждает, что он властен над пространством. Благо­даря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активного освоения земных недр, Мирового океана и космического пространства. Мир всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится изменить его своими действиями. Писатель П.Проскурин верно заметил, что природа предназначила человека для освоения широких пространств. Но тем самым она созда­ла острое и вечное противоречие между деятельным че­ловеком и пространствами окружающего мира. Иначе говоря, сложилось неисчерпаемое противоречие между человеком и внешним миром как сферой своего сущест­вования. К сожалению, в XX в. это противоречие про­явило себя в острых формах во взаимоотношениях меж­ду обществом и природной средой, что даже поставило под вопрос само дальнейшее существование человечест­ва.

Время есть длительность существования вещей и про­цессов, последовательность смены их состояний. Оно представляет собой поток событий, или, говоря словами Платона, «движущийся образ вечности». Разным мате­риальным системам присуще свое время и его характе­ристики - физическое, биологическое. Можно вести речь о социальном, космическом времени. Философы иногда выделяют и экзистенциальное время, имея в виду слож­ный поток чувств и эмоций, переживаний человека, дру­гих его духовных состояний.

Принято считать, что время имеет три измерения - настоящее (текущие события, поток мгновений), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события) Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении — от прошлого через настоящее к будуще­му. Еще никому не удавалось повернуть свою жизнь на зад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к помощи фантазии. Время про­текает неравномерно в разных материальных системах. Наиболее быстро и плотнее оно течет в обществе, что связано с высокой активностью человека, многообразием форм его духовно-практической деятельности и ее мае штабами.

Время — это всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего, но вместе с тем оно является и твор­цом всего нового. Временное означает тленное, умираю­щее и уходящее. Напротив, вечное есть сохраняющееся, бессмертное, непреходящее. Время одновременно движет миром в направлении и к жизни и к смерти, непосредст­венно затрагивая тем самым судьбу человека, его про­шлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда тра­гична под властью «смертоносного» времени. Говорят, что каждый час ранит, а последний — убивает. Лишь непрерывное творчество позволяет человеку преодолеть смерть и приобщиться к вечному. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому всякий мыслящий человек вряд ли будет смотреть на бегущие секунды «свысока» Он осознает свою временность и беспокоится в связи с этим, задумывается о содержании и целях своей жизни, о смысле своего существования в этом мире.

С точки зрения философии, социальное пространст­во создано людьми и представляет собой множество об­щественных процессов и отношений, предметов культуры, сосредоточенных в рамках конкретного отрезка со­циального времени (период истории, ее конкретная эпо­ха). По большому счету социальное пространство и со­циальное время - это вся всемирная история Человека как арена его практической деятельности и ее результа­ты. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени. В этом несложно убедиться, сравнивая для примера го­род античной эпохи и современный город, дистанцию между рабом и господином в древнем обществе и взаимо­отношения в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время устремлено в будущее, оно становится все более насыщенным событиями и динамичным. Не­удивительно, что в наше время под воздействием научно-технического прогресса общество стремительно мчится вперед, чем-то напоминая пылающую комету в просто­рах Вселенной.

В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим смыслом и является объектом эмоционального восприятия и рациональ­ного осмысления. В философии подчеркивалось, что время обозначает некие пределы человеческой жизни. Будучи насыщенным событиями и живым общением людей, оно есть и одновременно, говоря словами К.Маркса, «простран­ство человеческого развития».

Увы, но время неподвластно человеку. Неудивитель­но, что люди мечтали о так называемой «машине време­ни», с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечта человека об этом сквозит и в словах У.Шекспира: «Не хвастай, время, властью надо мной!». Но все же время неумолимо течет, уходит, и потому оно - «день­ги», имеющие особую ценность. Поэтому, по словам поэ­та С.Я.Маршака, «пока в руках у нас частица време­ни,/ Пускай она работает на пас!». Но для этого непре­менно требуется, чтобы душа человека трудилась и день и ночь, не уставая. Философия и народная мудрость на­поминают человеку: спеши жить, поскольку «часы идут, дни бегут, годы летят», а ведь если иногда «день упу­стишь - годом не наверстаешь». «Делу время - потехе час», и т.д.

В философском материализме весьма существенным является также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии Гераклитом, Демокритом я другими мысли­телями. По сути своей данная проблема означает следующее.

Окружающий человека мир материален (веществен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют в итоге единую материальную основу. Мир един (целое ген), единственен и динамичен. Все его сферы органи­чески взаимосвязаны, переплетены. Мир многообразен, «разноцветен» в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же общие (универсальные) свойства и характеристи­ки, единые законы развития.

Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе - физи­кой, химией, астрономией и др. Особую роль в этом иг­рают теории Д.И.Менделеева, А.Эйнштейна, И.Ньюто­на и других ученых. Во-вторых, - науками об органи­ческой природе — биологией, анатомией, генетикой и др. Большой вклад в это внесли учения Ч.Дарвина, А.И.Опа­рина и других ученых. Данная идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлени­ях Вселенной Речь идет прежде всего о таких областях знания, как история и этнография, социология, экология и др. Ф.Энгельс верно заметил, что единство материаль­ного мира «... доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии в ес­тествознания», всем опытом человечества.

В философском идеализме и религии также имеет место идея единства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмысливается с принципиально иных миро­воззренческих позиций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3109 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.