Институты (органы) политической жизни представляют собой специальные инструменты, которые люди создают и используют в целях реализации своих интересов в ходе политической деятельности. Драма нашей многовековой отечественной истории состоит, кроме всего прочего, еще и в том, что широкие массы трудящихся никогда так и не были по-настоящему допущены к участию в делах этих институтов. Тем самым они были по сути дела отстранены от участия в публичной политической жизни. В этом и состоит сущность политического отчуждения как весьма негативного явления общественной жизни.
Основным институтом политической жизни является государство как «центр силы» (власти) в обществе. В истории общества оно неизменно играло очень большую роль, и особенно — в России, с ее огромной территорией и общинным укладом социально-экономической жизни. Что касается вопроса о происхождении государства, то на этот счет в истории философской мысли велись разные теоретические суждения.
Например, Демокрит объяснял возникновение государства влиянием совместной деятельности людей и потребностью в выживании. Аристотель развивал «пат риархальную» теорию появления этого социального организма. Он полагал, что государство появилось естественным образом из семьи, копируя ее отдельные функции и распределение ролей между главой семьи и остальными ее членами. Такого же подхода придерживался и древнекитайский философ Конфуций.
В средние века считалось, что государство установлено Богом, как и весь порядок на земле. Однако государству отводилась второстепенная роль в обществе в сравнении с церковью.
В Новое время возникла «договорная» теория происхождения государства (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др.), которая объясняла этот процесс причинами экономического характера. Считалось, что появление государства стало результатом имущественного раскола общества, произошедшего на основе частной собственности. «Война всех против всех» настоятельно требовала создать специальный орган для защиты собственности и обеспечения безопасности людей. Люди договорились жить по единым гражданским законам, создали государство и передали ему часть своих полномочий.
В немецкой классической философии И.Гердер рассматривал государство как одно из многочисленных изобретений человеческой культуры, наряду с языком, правом, техникой. Государство не есть нечто, навязанное людям извне, а является естественным результатом исторического процесса. Позже, во второй половине XIX в. немецкий философ Е. Дюринг выдвинул так называемую «теорию насилия». По его убеждению, государство возникло якобы в ходе насильственного присвоения прибавочного (излишнего) продукта более сильными и воинственными социальными группами.
В классической марксистской философии происхождение государства объяснялось естественными причинами социально-экономического характера. Такой подход наиболее четко и обстоятельно был изложен Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности pi государства». В качестве важнейших причин появления государства здесь называются объективная логика развития материального произвол-
тва и разделения общественного труда, появление прибавочного продукта и имущественного неравенства между людьми. По Энгельсу, государство — это продукт раскола общества на классы. Оно пришло на смену тем регуляторам общественной жизни (нормы морали, традиции, авторитет вождей и т.п.), которые уже оказались неэффективными в условиях социального расслоения общества. Государство появилось для того, чтобы люди, по выражению Ф.Энгельса, не «сожрали» ДРУГ Друга в социальных конфликтах. Оно стало управлять обществом с помощью значительно более эффективных средств, и прежде всего — с помощью законов как способа принуждения людей.
Государство явилось закономерным результатом усложнения общественной жизни и появления в ней новых сфер деятельности человека. Оно возникло из необходимости координировать процессы в обществе, придавать им упорядоченность и согласованность. Самой основной его функцией стало управление экономической жизнью, создание для этого всех необходимых условий. Государство — это многофункциональное явление, и именно поэтому оно являет собой средоточие огромной власти. Ф.Энгельс называл его «публичным дирижером», «связующей силой цивилизованного общества». Предназначение этого «дирижера» состоит в создании всех условий для нормального функционирования общества как весьма сложного организма. Государство отвечает за оборону страны и организует внешнюю политику, издает законы, беспокоится о создании сословий для функционирования культурной жизни, развития образования и воспитания в обществе. В своей Деятельности оно применяет не только «пряник» (поощрительные меры), но и «кнут», т.е. насилие в различных формах.
Всякое государство имеет определенные признаки, или характеристики. Это прежде всего наличие публичной власти в виде специальных органов и учреждена — Суд, тюрьмы, армия и полиция, таможенные служ6ы и пр. Государство имеет свою территорию, в пределах которой действуют его полномочия. Оно со здает и право, т.е. систему законов и иных юридических норм, регулирующих способы и границы деятельности своих граждан. Сбор налогов также является необходимым признаком государства. Эти налоги идут не только на содержание государственного аппарата но и на выполнение так называемых «общих дел» оборона, образование, строительство дорог.
Государство всегда существовало в виде тех или иных исторических типов, которые были вызваны к жизни характером общества, социальной структурой и традициями народа. Это, например, рабовладельческое государство в эпоху древнего мира или же государство советского типа в бывшем Советском Союзе.
Форма государства зависит от способов осуществления власти. Это, например, монархия как власть одно го лица, которая передается по наследству и может быть абсолютной или же конституционной. Но это может быть и республика, где источником власти является весь народ, который осуществляет ее через систему представительных и исполнительных органов — парламент, правительство.
С точки зрения устройства, государство может быть унитарным (единым) или же федеративным (союзом относительно самостоятельных государственных образований). Возможна также и конфедерация как союз полностью независимых государств.
Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду, что в нем действует и неукоснительно соблюдается закон всеми членами общества. Правовое государство означает реализацию на деле важнейших прав и свобод человека, отсутствие произвола над личностью со стороны власти, разделение самой власти на представительную, исполнительную и судебную ради недопущения диктата одной из ветвей. Идея такого государства есть идея правового, а не произвольного устройства общественной жизни.
К числу важнейших институтов (органов) политической жизни относятся также и политические партии. Они представляют собой наиболее сознательную и активную часть социальных групп и слоев общества.
Партии создаются для того, чтобы выражать и защищать интересы этих социальных групп и слоев. Поле деятельности политических партий довольно обширно. Сюда относятся их идеологическая деятельность, выдвижение кандидатов в органы власти, проведение избирательных кампаний, деятельность в парламентах и многое другое.
Политический плюрализм в обществе означает многообразие форм и проявлений политической жизни, наличие различных интересов и свободу их проявления. Важнейшей формой этого плюрализма и является многопартийность. Она дает возможность отразить все многообразие существующих в обществе социальных интересов и идей. Многопартийность означает свободную состязательность партий и движений, что не позволяет обществу впасть в состояние стагнации («застоя»). Это также создает условия для выбора гражданами тех партий, которые в наибольшей степени отвечают их интересам и мировоззрению.
Очевидными недостатками многопартийности являются усложнение в связи с ней политической жизни в стране, использование демагогии в борьбе за власть, политиканство. Все это ставил вопрос о культуре многопартийности, о цивилизованности в отношениях между партиями. Речь должна идти прежде всего об умении вести конструктивный диалог и находить разумный компромисс, действовать в рамках морали и права. Все это очень злободневно и для нашего общества с его состоянием политического раскола, конфликтности и нестабильности. Российская многопартийность находится лишь в стадии раннего становления, и ей пока еще недостает компетентности и конструктивности, терпимости к инакомыслию. Она явно обременена максимализмом притязаний, чрезмерными амбициями лидеров, ей не хватает прочных корней в самом обществе.
Институтами политической сферы можно считать также и те общественные организации, которые в некоторой степени ориентированы на участие в политике. Сюда следует отнести прежде всего профсоюзы, Которые защищают социально-экономические права трудящихся и нередко выдвигают политические требования и лозунги. Ряд организаций (женские союзы, молодежные объединения, экологические движения и др.) по природе своей являются неполитическими. Однако в конкретных ситуациях они тоже втягиваются в политическую деятельность, участвуя в избирательных кампаниях и отстаивая свои корпоративные интересы и тем самым оказывают воздействие на политическую жизнь в стране.
Что касается демократии, то она есть, по нашему мнению, не что иное, как механизм согласования многообразных социальных интересов в обществе и самовыражения человека в обществе. Было бы значительным упрощением традиционно рассматривать ее всего лишь как власть народа или как подчинение меньшинства большинству. На наш взгляд, демократия – это механизм сочетания и защиты разнообразных социальных интересов. Общий интерес в таком случае понимается как сбалансированная сумма групповых интересов, их гармония. Исходя из этого, мы предлагаем такое определение демократии:
Демократия – это такая форма, способ общественно-политического устройства, при котором всем гражданам и социальным группам созданы равные правовые возможности для реализации своих интересов. Демократия есть как бы образ жизни, в основе которого лежит гармония, согласованность интересов. Если нет этой гармонии, то нет и самой демократии в обществе.
Важнейшими признаками демократии являются: народ в качестве источника власти, равенство прав граждан и гарантии этих прав, выборность представительных органов власти и их подконтрольность обществу, разделение власти на несколько ветвей, защита прав меньшинства. К признакам демократии следует отнести наличие социальной справедливости, веротерпимость и другое. Демократия, по определению А.Линкольна, - это правление народа, избранное народом и служащее народу. Дух демократии есть дух свободы и ответственности человека, социально равенства и справедливости.
Очевидно, что для демократии требуются такие необходимые условия, как наличие законов, институтов представительной власти (парламент), свобода прессы, высокая политическая и правовая культура граждан. При отсутствии всего этого реальностью становятся антиподы демократии. К их числу относятся охлократия (власть толпы), тирания (власти деспота), олигархия (власть богатых), плутократия (власть мошенников), анархия (безвластие), идеократия (власть одной идеологии). Антиподами демократии являются также тоталитаризм (полный контроль государства над индивидом) и деспотизм как господство человека над человеком. Русский философ С.Л.Франк писал, что демократия – это строй, основанный на внутреннем моральном уважении ко всем мнениям и верам, на терпимости людей друг к другу. Она предполагает уничтожение привилегий немногих на господство, и поэтому противостоит деспотизму. Он подчеркивал, что «… ценность демократии не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех».
Итак, политическая сфера есть сфера взаимодействия и борьбы социальных интересов. Мир политики – это обязательно и деятельность государства как центра власти. Политика всегда многолика, в ней соседствуют динамика и застой, конфликт и согласие, классовые и общечеловеческие начала.