Большинство ученых основными текстовыми категориями, составляющими саму сущность текста, признают его структурную связность, содержательную цельность и смысловую завершенность.
Связность текста формируется благодаря наличию в материале системных отношений между составляющими. На наш взгляд, в журналистском тексте выделяется несколько уровней связи:
• Связи языковые (уровневые), которые обеспечивают существование текста как вербального целого: иерархическая зависимость друг от друга избранных автором единиц фоники, лексики, грамматики;
• Связи внутритекстовые (между высказываниями и сложными синтаксическими целыми), которые могут быть различны: цепная, параллельная, ассоциативная, т. д. Связность этого типа может быть глобальной и локальной. Локальная связность – связь следующих друг за другом высказываний, межфразовых единств и т. д. Глобальная связность обеспечивает внутреннее единство текста как смыслового целого[49], родство микротем. Локальная и глобальная связность использует средства когезии – лексические единицы (объективно-логические, субъективно-логические, композиционно-логические сцепки) и пунктуационно-графические знаки.
• Связи функционально-речевые (стилистические) обеспечивают выбор языковых и внутритекстовых единиц в зависимости от ситуации, предмета разговора, типа СМИ, настроя коммуникантов. Именно функционально-речевое, стилистическое решение текста, завязанное на экстралингвистику и на замысел автора, определяет активность тех или иных текстовых категорий в материале.
• Связи предметно-тематические требуют соблюдения логических правил организации текста: законов формальной логики, композиционных требований соразмерности, взаимоисключения, непрерывности деления понятия. Из-за нарушения логико-содержательных связей в тексте возникают участки с неясным содержанием (смысловые «скважины» или «колодцы»), что влияет на восприятие текста, снижает эффективность его воздействия, вызывает отрицательное отношение к материалу и изданию.
• Связи идейно-содержательные оформляются текстовыми категориями. Именно за счет соединения коммуникативных линий, их смысловой и формальной сцепки[50] создается общее представление об идее журналистского текста, об авторском замысле.
Завершенность – наделенность текста полнотой, законченностью. В завершенном тексте доведена до логического конца основная тема произведения. Она содержательно развита и раздвинута до необходимого предела с помощью составляющих ее микротем. Ключевая информация снабжена уточняющей и – по риторической необходимости – повторной. В завершенном тексте гармоничны содержание и форма, он доведен до полного окончания, обладает целостностью.
Целостность текста связана с сюжетом, со смысловой, тематической завершенностью произведения. Она во многом определяет образ автора, сквозное лирическое начало, единые принципы языкового оформления. Ясно выраженная позиция автора, его точка зрения, соотнесенность с ним персонажей текста и любого компонента произведения помогают понять отбор содержательного и речевого материала.
Рассмотренные текстовые категории сопряжены друг с другом, но друг другу не равны. Так, речевая связность текста не равна содержательной цельности материала. Связность текста ориентирована на связь внутренних синтаксических единиц целого. Целостность – характеристика текста как смыслового единства, законченной структуры. Связность обычно является условием целостности. Но целостность не может полностью определяться через связность. Цельный текст должен быть связан, но связный текст может быть лишен цельности. Тексты, лишенные завершенности и цельности при наличии формальной (языковой, внутритекстовой) связи, к сожалению, встречаются в федеральной и местной прессе:
Решил стать Гэсэром [51]
В этот зимний морозный предпраздничный день решил стать Гэсэром (и это у него красиво и достойно получилось) Бэликто Цыбенов, ученик 9 класса.
За свою смелость Бэликто получил диплом третьей степени с пожеланием от членов строгого справедливого жюри стать Гэсэром Окинского района в следующем году. Бэликто был номинирован как самый смелый парень Горной Оки.
О чем плачет Лайза? [52]
Лайза Миннелли и Дэвид Гест объявили, что собираются удочерить трехлетнюю девочку. В настоящее время адвокаты заняты процедурой оформления документов. Планируется, что маленькая Серена появится в доме супругов в январе. Однако «не все спокойно в Датском королевстве». Недавно вездесущие репортеры увидели Лайзу в одном из модных ресторанов Нью-Йорка в компании неизвестного мужчины. Но это еще не все: кинозвезда горько плакала на его плече. О чем плакала Лайза? Надо думать, репортеры не успокоятся, пока не выяснят точную причину.
Основные текстовые категории можно разложить на совокупность, парадигму более частных категорий, которые способствуют пониманию отдельных составляющих содержания медиатекста, обнажают воздействующие механизмы произведения, демонстрируют журналистские намерения и технологию ввода авторской идеи в индивидуальное сознание адресата. Среди частных текстообразующих категорий [53] – информативность как воплощение информационной насыщенности и новизны текста[54], оценочность, тональность, модальность, локальность, темпоральность, диалогичность, экспрессивность[55]. Категории тесно переплетаются, взаимодействуют друг с другом, поскольку существуют в едином тексте и реализуют единое авторское намерение: убедить адресата в правомерности своей точки зрения.
При таком подходе к произведению оно понимается не только как высшая ступень языковой иерархии, но и как речевое произведение адресанта, направленное адресату. Текст рассматривается как целенаправленное социальное действие, предполагает общественную значимость, включается в идеологическое пространство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1
1. Что такое «текстовая категория»? Как введением этого понятия обогатилось представление о содержании и структуре медиапроизведения?
2. Назовите текстовые категории, составляющие суть понятия «текст». Охарактеризуйте категории «связность», «завершенность», «цельность». Обоснуйте и проиллюстрируйте примерами их взаимоопределяемость и несовпадение.
3. Перечислите члены текстообразующей парадигмы медиа. Объясните, чему способствует их синтез в тексте указанного типа.
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 1
1. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
2. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина. – М.: МедиоМир, 2008. – С. 17–65.
3. Кобозева И. М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ / И. М. Кобозева // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академ. Проект; Альма Матер, 2008. – С. 221–237.
4. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк / Т. В. Матвеева. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. – С. 13, 27–28, 91–97.
5. Трофимова О. В. Публицистический текст: Лингвистический анализ: учеб. пособие / О. В. Трофимова, Н. В. Кузнецова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 304 с.
6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; редкол.: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 533, 539, 542, 549–552.