Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эмпиризм. Учение Ф.Бэкона о четырех идолах.




Родоначальник эмпиризма – Ф.Бэкон.
По его мнению, цель науки – изображение и открытие, назначением которых является человеческая польза. Считал, что нужно перестроить здание философии.
2 вида работ: критическая – направлена на критику схоластики, выявление человеческих заблуждений; позитивная – построение нового здания науки.
Выделял 4 вида заблуждений (идолы):
1. Идолы рода - ложные представления о действительности, является результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Этот идол связан с антропоморфизацией – наделение вещей человеческими характерами.
2. Идолы пещеры – искажение представлений о действительности, связанное с субъективностью восприятия окружающего мира; это идол, с которым бороться невозможно.
3. Идолы рынка (площади) – связаны с языком; связанные с неверным словоупотреблением – искаженное представление о действительности.
4. Идолы театра – ложные представления о мире, связанные со слепым доверием авторитета.
Ф.Бэкон уравнивает науку с религиозным видом знания. Наука – это результат деятельности органов чувств; результаты знаний мы получаем через опыт.

▲ 15. Немецкая классическая философия (Кант)

И.Кант (1724 - 1804) - родился в Кенигсберге.
2 периода:
1. Докритический – Кант как ученый – естественник выдвигает идею саморазвития природы; доказывает гипотезу о происхождении вселенной из газопылевой туманности. Кант обосновывает теорию о влиянии луны на приливы и отливы на земле. В 1755 его труд «Всеобщая и естественная теория неба».
2. Критический – Кант переосмыслил всю существовавшую да него философию. 3 критики: критика чистого разума, критика практического разума, критика способного суждения. Центральной категорией размышления Кант делает познающий субъект. Кант осмыслил роль познающего субъекта.
В субъекте 2 уровня:
1. Эмпирический – включает индивидуально-психологические начала;
2. Трансцендентный – надындивидуальные начала в человеке.
В самом субъекте выделяет опыты рассудка из самой действительности невыводимые. Доопытные – пространства и время; они вносятся в мир самим человеком.
Кант разграничил сферу деятельности рассудка и разума. Отсюда берут начало кантовские антиномии – это противоречивые взаимоисключающие суждения об одном предмете; они возникают, когда человек пытается сделать заключение о мире вещей в себе при помощи рассудка. Рассудок – это мышление, опирающее понятиями и категориями. Его формы конструируют предмет, и человек познает то, что он сконструировал сам при помощи рассудка.
Сфера деятельности разума – мир упостигаемых идей. Бог – категория, которая относится к сфере разума. Это идея умопостигаемого мира.
В рамках гносеологии кант был агностиком – вещи существуют сами по себе. В процессе познания вещи само по себе превращаются в вещи себе, недоступные для человеческого познания. Явление – воздействие вещей в себе на субъект познания.
В рамках этики Кант сформулировал 2 императива: гипотетический, категорический – поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы поступали по отношению к тебе, ибо своими поступками ты формируешь образ действия других людей – всеобщий нравственный закон.
Заслуги: выделение в качестве объекта познания познающий субъект; выведение категорического императива.
Недостаток: осталась проблема непознаваемости вещи в себе – эту проблему пытался решить Фихте.

▲ 16. Немецкая классическая философия (Гегель)

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Его великая заслуга состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал в идеалистической форме законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития):
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне.
Существуют три стадии развития абсолюта:
1. Субъективный дух (уровень индивида);
2. Объективный дух;
3. Абсолютный дух.
Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1145 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.