Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Играизация как тип рефлексивной рациональности




 

Играизация — новый, формирующийся тип рефлексивной ра­циональности, позволяющий в предпринимательстве, политике, культуре и даже личной жизни противостоять давлению хаоса, ста­новясь фактором социального порядка постмодернистского типа — порядка, порожденного из хаоса. Играизация как раз способствует тому, что она упорядочивает неопределенности, разумеется, до определенной степени — «умеренной надежды», «смутных» пред­ставлений, которые характерны для нелинейной динамики.

Играизация — специфический, гибридный тип рациональности. Так, играизация из практической рациональности берет прагмати­ческое отображение повседневной реальности в виде «убегающе­го мира» и акторов, стремящихся к практическим целям, отрицая при этом нормативность средств их достижения. Из субстанци­альной рациональности она заимствует некий набор ценностей — этику успеха и случая, становясь своего рода религией. Однако, если макдональдизация является «религией потребительства», то играизацию, полагаем, можно назвать религией успеха. Обе рели­гии относительно самостоятельны. Но у них есть одно общее, свя­зующее звено — развлечение. «Потребление все меньше и меньше имеет дело с приобретением товаров и услуг, — пишет Дж. Ритцер, — и все большее и больше с развлечением. В самом деле, о средствах потребления мы все чаще узнаем из шоу-бизнеса, ибо они становятся его частью». Поклонение успеху и счастливому шансу постоянно воспроизводится благодаря распространению игровых стоимостей, содержащихся во многих товарах и услуг.

Играизация весьма часто выступает и как гибрид рациональ­ности и иррациональности, проявляясь в виде иррациональной ра­циональности. Значительная часть людей, участвующих в играизированной деятельности, по существу, низводится до технических ресурсов, что, так или иначе, способствует дегуманизации челове­ческих отношений. Играизации сопутствует регрессия: люди ис­пытывают тягу к социальным действиям, связанным с повышен­ными рисками и мистикой, возрастающего влияния случая. Они полагают, что счастливый случай и рисковые игровые практики, услуги магов и экстрасенсов могут быстро решить их личные про­блемы, избавить от невзгод и болезней.

Играизация находит свою нишу для сосуществования постмо­дернистскими типами рациональности, в частности, с макдональдизацией, постфордизмом, сникеризацией.

Играизацию подобно макдональдизапии можно измерить в со­ответствии с четырьмя критериями, предложенными М. Вебером для формальной рациональности — эффективность, калькуляция, предсказуемость и контроль.

Под эффективностью играизации понимается оптимальный, возможно быстрый способ достижения прагматической цели, осуществляемый с использованием нестандартных, эвристичес­ких приемов, влекущих нарушения общепринятых правил. На­пример, за деньги можно купить определенный статус — от во­дительских прав до графского титула. Для России особенно специфично то, что, используя такие средства как мигалки, спецномера, обеспечивающие индульгенцию от остановки ав­томобиля работниками автоинспекции, можно ехать, нарушая правила, и быстрее добраться до места назначения. Во всех этих и других подобных случаях эффективность налицо при очевид­ном умалении формальных бюрократических процедур.

Калькулируемостъ предполагает учет количественных и каче­ственных затрат на реализацию конкретных прагматических стратегий. Можно, например, подсчитать временные затраты на ту или иную играизированную активность и сравнить получен­ные результаты с тем, сколько времени потребует достижение той же цели, если идти к ней строго по существующим прави­лам.

Предсказуемость означает сознательное принятие отсутствия принудительной каузальности, строгих правил деятельности, не­определенности и рисков, альтернативности и случайности. Но по совокупности случайных социальных практик вполне можно выявить их статистические причинности и общие, результирую­щие составляющие социальной жизни. Высшей детерминантой предсказуемости того, что может произойти, по существу, вы­ступают типичные социальные практики, которые «одинаковы» в определенном времени и пространстве благодаря характерно­му общественному сознанию социальных акторов, их габитусу и рефлексивности.

Контроль здесь не прямой, а рефлексивный. Основной акцент делается на отслеживании перемещения реальных и виртуаль­ных капиталов. Можно также проконтролировать и характер де­ятельности акторов с учетом игровых кодов и дискурсов, к кото­рым они привержены. В итоге рефлексивный мониторинг позволяет актору, контролируя свою деятельность, соизмерять свои желания с возможностями в контексте взаимодействия с другими людьми.

Играизация, несомненно, оказывает общее рационализирую­щее влияние на социокультурное развитие современного обще­ства. Она расширяет число благ и услуг, предоставляя их много­миллионным массам людей. Акторы играизации могут занимать­ся своей деятельностью вне зависимости от их местоположения и времени суток. Резко сокращается время для достижения желан­ных целей. Играизация способствует в относительно мягких фор­мах утверждению таких защитных механизмов как вытеснение, отрицание и сублимация. Она, в частности, позволяет удалять из сознания мысли о рисках как о нечто враждебном.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 724 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2254 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.