Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Играизация как фактор конструирования виртуальной реальности




Играизация как способ социальной адаптации к нелинейности

Играизация как тип рефлексивной рациональности

Играизация как фактор конструирования виртуальной реальности

 

Теоретико-методологический инструментарий предлагае­мого подхода, основанного на нелинейно-гуманистическом мышлении, позволяет анализировать неопределенности пост­модернистского общества через нахождение в них определенного порядка и относительной определенности. Он дает возможность ис­следователям получить более углубленные представления о ха­рактере социальных практик, жизненных стратегий индивидов постмодернистского общества, которые все больше становятся детерминированы эвристическими элементами. В современных условиях характерная игра структур, играизированный тип дискур­са, разумеется, как идеальные типы (М. Вебер), представляют собой нечто специфичное и относительно стабильное, на что социологи могут опереться при изучении неопределенностей радикального модерна и постмодерна.

1. Игра и играизация как определенные формы социальных кон­тактов

 

Играизация — объективно востребованное явление, которое возникло под влиянием нелинейной соииокультурной динамики современных обществ и становления самоорганизованного, авто­номного социума с внутрисистемной неопределенностью. Вместе с тем, играизация сама вносит существенный вклад в нелинейное трансформирование существующих социальных практик, разви­вая способность современного социума к саморефлексии и само­творению. И что принципиально важно — порождает социальные практики открытого характера с внутрисистемной неопределен­ностью, которые достаточно адекватны усложняющейся социокультурной динамики, особенно увеличению рискогенности со­циума.

Под играизацией имеется в виду следующее:

1) внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии и самотворения достаточно эффективно выпол­нять основные социальные роли, адаптироваться к неравновес­ности, инновациям, жизни в условиях плюрализации систем знания, многомерности времени и пространства;

2) новый, формирующийся тип рефлексивной рациональности;

3) фактор конструирования, поддержания и изменения социальной реаль­ности неравновесного типа;

4) социологическую парадигму с теоретико-методологическим инструментарием, позволяющим анализировать порядок и хаос в динамичных современных соци­альных системах. Концепция играизации общества, преломлен­ная через призму социологического воображения, нашла отраже­ния в исследовании Л.Р. Митровича «Создатели новых парадигм в социологии».

Играизация есть новое утверждающееся и распространяю­щееся явление в обществе радикального/рефлексивного модерна и постмодерна, которое связано с кризисом традиционной системы социального управления, основанной на жестком контроле пове­дения людей. Она обозначает зарождение особого стиля жизни, предполагающего парадоксальное сочетание серьезного и потеш­ного, реального и виртуального, чувственного и интеллектуаль­ного, организационного и дезорганизационного, рационального и иррационального. Естественно, у многих индивидов возникает потребность к духу страсти, шанса, счастливого случая. Играизация выступает в качестве фактора социального регулятора, дина­мической организации социальной жизни людей, в которой весь­ма активная роль принадлежит самим субъектам. Посредством саморефлексии успешные игровые и эвристические практики социально конструируются, а затем включаются в хозяйственно-экономические, политические, культурные структуры. Играизация дает возможность социальным акторам, создавая игровые по духу «программы», эффективно взаимодействовать друг с другом, осуществлять рефлексию жизнедеятельности в условиях увеличе­ния неопределенностей и институциональных рисков.

Корни играизации уходят в игровые социальные практики. Однако взаимоотношения игры и играизации носят сложный ха­рактер.

Традиционные представления об игре характерны для закры­тых, линейно развивающихся социальных систем, в которых пове­дение людей жестко управлялось институциональными структу­рами, исходя из господствующей единой системы знания. Играизация же явление современных, открытых, плюралистических обществ, имеющих тенденцию к нелинейному развитию.

Несомненно, у этих социокультурных явлений есть общие чер­ты. Высшие формы игры социального характера (в отличие от игр животных), как и играизация, представляют способ переживания реальности, предполагающий взаимопроникновение эвристиче­ской деятельности и культуры. Игра, как и играизация, олице­творяют собой свободную, добровольную деятельность человека, которая не может осуществляться «по принуждению». Обе дея­тельности являются характерными формами социального взаи­модействия, сформировавшиеся в конкретной культуре, обуслов­ленные характерным воспитанием, социальными практиками, повседневным опытом. «Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть, — замечает Э. Берн. — Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры, а различные племена и семьи предпочитают разные варианты игр. В этом состоит куль­турное значение игр». И. Гоффман особо отмечает в игре амби­валентное социальное взаимодействие, в котором индивиды об­мениваются ресурсами друг с другом, изображают заданные им роли, лицедействуют ради достижений цели, учитывая, однако, при этом контекст, границы устоявшегося повседневного опыта.

Как игре, так и играизации свойственна страсть, то, что И. Хейзинга назвал «напряжением»: «Напряжение — свидетель­ство неуверенности, но и наличие шанса... Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, то или иное этическое со­держание. Ведь напряжение игры подвергает силы игрока ис­пытанию: его физические силы, упорство, изобретательность, находчивость, мужество и выносливость, но вместе с тем и его духовные силы».

Игра и играизация - определенные формы социальных кон­тактов, в которых есть скрытая мотивация и латентный смысл — несказанное, квазисказанное, блеф, нередко приводящие их участ­ников к драматичным исходам. «Она [игра] представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мо­тивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох». И. Гоффман указывает на то, что есть целая «область игр, предполагающих блеф», участнику таких игр «есть что скрывать, он способен либо не способен это делать и старается действовать так, чтобы соответствовать правилам», из чего следует, что реальному, неподдельному взаимодействию соответ­ствует определенная «норма честности».

Однако играизация принципиально отлична от игры. Вот неко­торые характерные различия.

1)Игра есть деятельность, лишенная прямой практической целесообразности, не имеющая «никакой очевидной цели, кроме удовольствия». В игре все осуществля­ется лишь «ну просто», «как будто» взаправду, «понарошку». «В этом "ну просто" всякой игры, — отмечает Хейзинга, — заключе­но осознание её неполноценности... Не будучи "обыденной жиз­нью", она стоит вне процесса непосредственного удовлетворе­ния нужд". По И. Гоффману, «действо» игры важнее выигрыша. Играизация, напротив, прагматична, что проявляется в следова­нии соображениям выигрыша, выгоды и пользы.

2)В игре и играизации используются разные типы коммуника­ции. Концепция языковой игры, обоснованная Л. Витгенштей­ном, позволяет проследить эволюцию моделей коммуникации при переходе от игр к играизации. Языковая игра, как известно, дает возможность интерпретировать поведение социальных ак­торов, использующих принципиально разные стратегии прочитывания текста (напомним, имеются в виду связные коды, ха­рактерные для конкретной культуры). Примечательно, что Ж.Ф. Лиотар, известный теоретик постмодернизма, отмечает следую­щую характерную тенденцию развития языковых игр: от легитимности нарратива в доиндустриальных обществах через науч­ные «денотативные» игры современности, побуждающие к поис­ку знания, к техническим языковым играм, в которых суждения оцениваются не потому, истинны ли они, а потому, насколько они полезны и эффективны для человечества, развития свобод. В условиях нелинейного развития текст приобретает иной характер — открытость, как правило, содержит несказанное и квазисказанное, соответственно, изначально имеет множественность смысла, что предполагает и иной характер знания, и другую модель ком­муникации, акцентирующую роль свободы, самоуправления, само­организации и самотворения.

3)Еще одно отличие играизации от игры состоит в том, что «пра­вила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никако­му сомнению... Стоит лишь отойти от правил, и мир игры тотчас же рушится. Никакой игры больше нет». На это же указывает и Ж.Ф. Лиотар: «Если нет правил, то нет и игры; даже небольшое изменение правила меняет природу игры, а "прием" или высказы­вание не удовлетворяющие правилам, не принадлежат определяе­мой ими игре». Играизация же не знает строгих, организационно фиксированных правил. Она делает правила открытыми, постоян­но их корректирует, что неизбежно предполагает девиацию, хаос, влекущие за собой парадоксы общественного сознания. Однако, на определенном этапе она может привести к новому, качественно иному правилу организации социальной жизни, основанному на динамичных игровых «семейных сходствах» (Л. Витгенштейн), на определенных «знаковых кодах» (Ж. Бодрийяр). Она, соответ­ственно, ведет к созданию новых алгоритмов самоорганизованного, рефлексивного поведения, как определенного порядка.

4)Играизация выступает как своего рода аутопойетическая опе­рация, зачастую содержащая перформативность, театрализацию. Она нацеливает на развитие саморефлексии и самоорганизации у социальных акторов, побуждает их на извлечение конкретной пользы из следования эвристическим социальным практикам, адекватным утверждающейся нелинейной социокультурной ди­намике. При этом современные акторы все более используют перформативную стратегию — своего рода художественное творение самой жизни с использованием мистификаций, манипуляций, хитростей, театрализованных эффектов, представлений себя дру­гим (в том числе ложных) в повседневной жизни. Здесь домини­рует свободный актор-художник: «его эпопея — это эпопея осво­бождения от всего, что ему мешает управлять собой», - заявляет Лиотар.

Суть перформативности постмодернисткого мира, в част­ности, исследует французский социальный теоретик Ги Дебор, предложивший концепцию «общества спектакля», основанную на использовании неомарксистского методологического подхода — концепций отчуждения, товарного фетишизма, гегемонии — к интерпретации современного общества. По его мнению, нынеш­няя социально-культурная динамика способствует трансформа­ции общества потребления в «общество спектакля»: «вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия произ­водства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстра­нилось в представление... Спектакль — это не совокупность обра­зов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами».

В этих общественных отношениях, отмечает социолог, доми­нируют симулякры, которые отчуждают человека от объектив­ной реальности, заменяя ее реальностью виртуальной: «действи­тельность возникает в спектакле, а спектакль является действи­тельностью. Это взаимное отчуждение есть сущность и опора общества».

Социолог особо подчеркивает роль «звезд» в «обществе спекта­кля»: «сосредотачивая в себе образ некой возможной роли, звезда — эта зрелищная репрезентация живого человека — концентри­рует, следовательно, эту усредненность в себе. Удел звезды — это специализация мнимого проживания жизни... Звезды существуют, чтобы олицетворять типы разнообразных жизненных стилей и стилей понимания общества». Иными словами, «звезда» лишь симулирует жизнедеятельность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1241 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2312 - | 2017 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.