Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научная революция и философия ХVІІ века




 

Новоевропейская философская мысль формируется в условиях качественных изменений социально-экономического и духовной жизни европейского общества, в эпоху нового буржуазного социально-политического порядка. Эпоха религиозных войн, фрагментами которой стали и первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии, привела к глубокой секуляризации (лат. светский, мирской) морального сознания. Процесс секуляризации сопровождается моральным кризисом. Традиционные ценности теряют свое влияние. Приходит в упадок доверие к таким добродетелям, как альтруизм, сочувствие, милосердие, которые довольно часто становятся орудием лицемерия. Моральный кризис сопровождается рождением и укреплением новой ценностно-нормативной системы. Главные добродетели: трудолюбие, профессионализм, стремление к самосовершенствованию. Человек должен «создать себя сам». Материальный достаток (деньги) есть мерилом нравственности: богатый человек имеет больше добродетелей, чем бедный (ему легче быть добропорядочным); богатство способствует авторитету человека, в том числе и моральному; честность ведет к успеху (коммерческому также); моральный ущерб компенсируется деньгами.

Новоевропейская философская мысль формирует два направления: эмпиризм (лат. опыт, считает единственно истинным познание вещей через чувственное восприятие) и рационализм (лат. разум, считающий, что истина познается лишь мышлением).

Новоевропейская философия построена на глубоком расколе между субъектом и объектом. В рационализме восторжествовал субъект, а в эмпиризме – объект, когда своеобразие человеческого субъекта потонуло в закономерном протекании чувственных вещей. Получается, что либо изолированный субъект и влияет на такой же объект и проецирует на него свои же собственные субъективные построения и настроения (рационализм), либо изолированный объект игнорирует всю специфику субъективно-человеческой жизни и трактует ее лишь как продолжение закономерности объективного развития вещей (эмпиризм).

Эмпиризм – источником всего знания полагает чувственный опыт. Согласно эмпиризму рациональное является лишь надстройкой над данными чувственного опыта. Рациональное создается комбинациями опытных данных в уме человека, а значит ничего не прибавляет к содержанию знания. Как целостная система эмпиризм сформировался в ХVІІ-ХVІІІ вв. Но был эмпиризм и субъективно-идеалистическим, признающий единственной реальностью субъективный опыт (Беркли и Юм). Это направление довело до крайности эмпирико-сенсуалистическую методологию, сведя предметный мир, данный человеку в опыте и ощущениях, к самим ощущениям.

Позднее окажется, что чисто эмпирическая гносеология не выдерживает критики. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиризм оказывается вынужденным выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания и активной деятельности рассудка, а также логическими операциями. Попытки обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта оказались несостоятельными.

Рационализм – признает разум основой познания, он противостоит как иррационализму, так и эмпиризму (сенсуализму). Как целостная система гносеологических воззрений рационализм сложился в ХVІІ-ХVІІІ вв. Он представле такими философами как Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц. Рационалисты в противоположность религиозному мировоззрению исходил из идеи естественного порядка вещей, признавал единую причинную зависимость, пронизывающую все мироздание.

Рационализм может быть как математическим тяготеет Спиноза), так и идеалистическим (Лейбниц). Но и тот и другой противостоят эмпиризму, так как признают самостоятельность, независимость рассудочного знания от эмпирического опыта. Если основной тезис сенсуализма звучал так, - «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», то Лейбниц добавил к нему: «кроме самого разума». Только разум способен постигать всеобщее и необходимое, чувственный же опыт застревает на частном и случайном. В своем крайнем выражении рационализм вел к теории врожденных идей Декарта и Лейбница, принижал роль чувственного восприятия, что могло повлечь отрыв мышления от эмпирически реального объекта познания. У Гегеля само рацио становится демиургом, превращая его метод в панлогизм.

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) в своих работах систематизировал опыт разных эпох («Опыты»). Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность. Человек не выше и не ниже всей остальной массы живых существ. Человек является частицей действительности, которая меняется и как другие живые существа, покоряется естественным закономерностям. Свобода человека в единстве с природными законами. Душа и тело человека едины, поэтому нельзя проявлять заботу только о душе, необходимо ценить земную жизнь и отойти от аскетизма. Необходимо принять жизнь (радость и страдание). Поведение человека не должное основываться лишь на религиозных взглядах, обычаях (они довольно разнородные, поэтому и относительные). Истинные добродетели руководствуются природой и сопровождаются счастьем, наслаждением. Человек должен руководствоваться личным опытом, постоянно в нем сомневаться, критически переделывать его и на его основе строить моральное суждение.

Выступал против фальшивых добродетелей, которые чаще прикрывали эгоистические стремления людей, а также подчинение интересов человека интересам группы или государства. Он делал ударение на приоритете интересов индивида, самоценности жизни человека. Моральный человек – это человек, который размышляет и имеет сомнения, скептически относиться к догмам, совершенствует себя.

Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) – был основателем методологии эмпирической науки. Свои этические взгляды изложил в произведении «Опыты, или Наставления моральные и политические». В этой работе он подвергает критике этические учения киренаиков, эпикурейцев, стоиков и скептиков за проповедь в них пассивности, успокоенности и созерцательности. По его мнению, благо должно быть активным и направленным на усовершенствование человека, есть два определяющих моральных стремления: к индивидуальному благу; к общественному благу. Первое приводит к формированию целостной личности, второе – делает человека частью общества. Второе стремление играет более важную роль, чем первое. Моральной добродетелью, которая оказывается в стремлении к общественному благу, является обязанность (моральная обязанность качественной высокопрофессиональной деятельности). Проявлением высоконравственной готовности человека является деятельный альтруизм.

Бэкон был деистом. Деизм – дуалистическое мировоззрение, признающее одновременно и бытие Бога, и относительно независимый от него, развивающийся по своим собственным законам мир. Деизм позволил реабилитировать науку перед лицом религиозного сознания. Данное мировоззрение получило распространение п Новое время (от Декарта и Бэкона до Руссо).

Вместе с тем Бэкон всеми силами стремится очистить человеческий интеллект от так называемых четырех видов идолов, или призраков: призраков рода (все восприятия и ум человека – кривое зеркало), пещеры (суть заблуждения отдельного человека) рынка (из сообщества людей) и театра (из догматов философии и неверных доказательств).

Рене Декарт (1596-1650 гг.) – основатель философского рационализма Нового времени. Базируясь на рационализме, Декарт главный принцип морали, моральное благо усматривал в разумном поведении на основании знания истины. Все пороки происходят от невежества, а зло является отсутствием истины или ее недостатком. Истина и зло несовместимы. Знание истины обеспечивает свободу духа и сдерживает страсти, прихоти и произвол.

Учение Декарта утверждает как субстанциональность Бога в отличие от мира (теологизм), так и субстанциональность мира в отличии от Бога (натурализм), что приводит к дуализму, который до конца не преодолевается в рамках философии Декарта. Учение Декарта ставит своей задачей полное согласование субстанций. Вместе с тем такое согласование возможно лишь через изменение исходных принципов метафизики Декарта. Необходимо изначально уничтожить противоположность субстанций, оставив лишь противоположность атрибутов, которые и должны выражать противоположности духа и тела.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) развил положение о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека» и пользы как определяющего морального принципа. Взаимное ограничение эгоизма людей на основе естественного закона самосохранения и созданной на договорных началах государство, кладут конец «войне всех против всех» и доморальному состоянию человека. Общественный договор и государство позволяют предоставить понятиям добра и зла общезначимый характер: государство, устанавливая единые для всех законы, вводит интересы и стремление людей в определенные границы, которые наилучшим образом отвечают их общему интересу в поддержке мира и самосохранению. В основе устройства государства и его законов должен быть высший, естественный моральный закон, ради чего люди и объединились в государство - это гражданское благосостояние, благополучие народа. Сущность этики и состоит в раскрытии этих естественных законов человеческого общежития и налаживания гражданской жизни людей.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Основная работа называется «Этика». Этическая доктрина базируется на рационалистических и натуралистических принципах, определенным образом опираясь на идеи стоицизма. Этика, как особая дисциплина исследует свойства, которые присущи человеку. Человек – эгоистический индивид, который руководствуется законами самосохранения и печется о собственной выгоде. Свобода является познанной необходимостью, а потому разным людям она присуща в разной степени. Моральный идеал Спинозы включает в себя: право человека на самоутверждение и всестороннее развитие; активная деятельность как содержание счастья, которое находит свое высшее выражение в познании. Познание, по Спинозе, это не только путь к свободе, но ее цель и оправдание, ее высшее содержание и сущность.

У Спинозы все же сохраняется противоположность атрибутов единой субстанции (мышления и протяжения), поэтому картезианское учение преобразовано Спинозою частично. Кроме того, его субстанция поглощает в себе все единичные вещи и души, буквально растворяя их в себе, что нивелирует самостоятельность субъекта.

Джон Локк (1632-1704 гг.) выдающийся философ и педагог. Этика Локка является преимущественно утилитаристской (полезной). Главная заслуга – разработка проблемы прав человека. В «Трактате про государственное правление» Локк определил три основных врожденных права человека: право на жизнь; право на свободу; право на собственность. Эта формула прав человека вошла во многие ранние буржуазные конституции и стала отправным пунктом для дальнейшей положительной разработки проблематики прав человека и гражданина.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) продолжил рационалистическую тенденцию в разработке этических проблем. Его взгляды основывались на утверждении, что наш мир есть наиболее гармонический, а потому наилучший из возможных миров. С точки зрения вечного универсуму, зла нет вообще. Во временном земном бытии зло служит для понимания и верной оценки добра. Подобно тени от света зло – лишь «тень» добра. Наличие зла является стимулом для совершенствования человека на путях углубления познания.

Лейбниц разработал плюралистическо-идеалистическую концепцию активно действующих субстанций – монад. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении. Будучи метафизическими точками, или «живыми нулями», субстанции Лейбница с не меньшим правом могут быть названы и метафизическими индивидуальностями, т.е. монадами (гр. единица), как философ стал их называть с 1696 г. Монады не возникают, ибо возникновение субстанции из ничего было бы чудом, а телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибнуть могут только сложные тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, т.е. монады бессмертны и в этом подобны духам.

Бог-личность оказывается вне ряда монад, как бы монадой монад. Лейбниц был автором самого термина «теодицея», что значит «богооправдание», и он рассмотрел несколько его видов, четыре из которых важнейшие. Бог есть причина высшей морально-целевой детерминации.

Общество, в представлении Лейбница, гармонический «хор» монад-людей, каждая из которых через развитие своей индивидуальности способствует развитию и благу всех. Все личности самостоятельны, активно и свободно служат интересам целого, совпадающим с интересами их самих. Возникает своего рода «демократическая монархия» монад, в которой каждый индивид соучаствует в процветании общества.

Доктрина Лейбница оказала влияние на философию И. Канта и др. известных философов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2351 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.