Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Античная философия: эллинистическо-римский период




 

Обычно начало эпохи эллинизма связывают с завоеваниями Александра Македонского, который за три года (334-336 гг. до н.э.) подчинил себе Персию и стремился создать вселенскую монархию. В собственно историческом отношении термин «эллинизм» (от гр. говорить по гречески, одновременно – эллинизировать, делать греческим) весьма условен, обозначая греческий мир после Александра и до завоевания его римлянами. Покорив страны, в которых господствовал греческий язык, римляне в конце концов были побеждены культурой эллинов и сами стали распространять ее. Гораздо шире термин эллинизм в культурологическом отношении: под ним стал подразумеваться период восприятия эллинской культуры всем Средиземноморьем, Ближним Востоком и Северной Африкой уже благодаря римскому оружию и цивилизации – с конца ІV вв. до н.э. по V в н.э. (восемь столетий), именно поэтому данную эпоху называют еще «эллинистически-римской». В этом значении понятие эллинизм вошло в историю и философию в ХІХ в.

Еще со времени Пелопонесской войны Греция переживала острый социально-политический кризис (ІV вв. до н.э.). Она утратила политическую независимость, что явилось причиной падения полисной формы государственного и общественного устройства. Город-государство превратился в простую единицу местного самоуправления. Почти все крупные центры, где продолжала развиваться греческая культура, располагались отныне за пределами собственно Греции, в столицах новых эллинистических царств. Выйдя за пределы полиса, греческая культура стала более открытой, впитала в себя новые, прежде всего восточные элементы, становилась все больше культурой космополитической. Тогда же, в ІІІ в. до н.э., греки впервые соприкоснулись с миром римской цивилизации. Эллинистические государства не могли противостоять растущей государственной мощи Рима и постепенно лишились независимости. На месте бывших эллинистических государств возникли обширные римские провинции, стали образовываться новые центры цивилизации и культуры: наряду с Афинами это Рим, Александрия Египетская и Пергам.

Культура эллинизма не только распространилась вширь, но развиваоась и вглубь. Наряду с развитием материальнойт сферы и науки возникло эллинистическое искусство – самое замесательное в истории западной цивилизации как по количеству созданных произведений, так и по многообразию стилей и жанров: знаменитый алтарь Зевса из Пергама, Родосский колос – статуя Гелиоса высотой свыше 30 м, Колизей – лишь некоторые примеры. Важнейшей четрой этого искусства стало все большее обнаружение человеческой индивидуальности, субъективности, - черта, которая перейдет и в философию. Человеческая личность получает многообразие оттенков, она становится дифференцированной, самостоятельной. Если «в Греции философия – это развивающаяся до самостоятельности наука; в эллинизме и в римском государстве она поступает вполне сознательно на служение нравственному и религиозному призванию человека».

Интерес к теоретическому выяснению картины мира, природы действующего в нем человека, к космогонии, физике, астрономии повсеместно падает. Философов интересует не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ из созерцателя превращается в мудреца, знающего путь к счастью. Философия понимается как деятельность и строй мысли, освобождающий человека от бедствий и страхов, ненадежности и превратностей его существования. В свете этих задач философия из мудрости теоретической, должна была стать мудростью просвещающей. Девизом этой эпохи философствования могут стать слова Эпикура: «Пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». В этих условиях эллинистическая мысль шла по пути выработки рецептов достижения мудрости, избавляющей от невзгод. Дух систематизаторства – объединяет все философские школы эпохи эллинизма, когда не столько создавались новые идеи, сколько приволились в систему более ранние филисофские взгляды.

Стоицизм. Основателем школы был Зенон Китионский (336-264 гг. до н.э.). Зенон учил философии в портике, который носил название Stoa (Стоя). Отсюда происходит и название. В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (ІІІ – ІІ ст. до н.э.), Средняя Стоя (ІІ – І ст. до н.э.), Новая Стоя (І – ІІ ст. н.э.).

Стоицизм уделял внимание этике и образу жизни, смягчил и уравновесил кинические парадоксы, продолжил выработку нового понятия мудреца. Он также оказал влияние и на христианство, особенно его аскетическую сторону. Рассуждения свои стоики излагали, прохаживаясь по Расписной Стое (портик на афинской агоре), отчего произошло название данной школы – стоицизм. Согласно стоицизму, удовольствие не есть длаго. Добродетель же есть согласное расположение души, когда она сама себе довлеет. К добродетели нас ведет природа, поэтому цель стоической морали – жизнь в согласии с природой. Однако это не голая киническая природа. Для того чтобы жить по природе, необходим разум для руководства. Разум является творцом влечения, и жить согласно разуму значит жить согласно природе. Страсти же есть нечто привходящее, противоестественное состояние души. Так печаль – это неразумное сжатие души, вожделение – неразумное стремление и т.д. Совесть же наоборот есть душевная чистота, предусмотрительность. Она сообразна с долгом и есть то, что внушается разумом. Мудрец беспрстрастен, не печалится, общителен и никогда не бывает в одиночестве. Он богоподобен, так как в самом себе содержит как бы божество. Мудрецы – истинные священнослужители, только они поистине свободны. Для стоиков безбожник – дурной человек, так как благочестие есть знание того, как служитель богам. Без бога нельзя стать честным человеком, говорит Сенека.

Римский стоицизм, или Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на І-ІІ вв. до н.э., представлена такими философами как Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Данный стоицизм характеризуется ослаблением интереса к логике, теории познания и физике и, наоборот, возрастанием субъективных этико-религиозных и идеалистических мотивов.

Сенека Люций Анней (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) – крупнейший из стоиков Древнего Рима. Высшее благо, говорит Сенека, в способности пренебрегать скоротечность судьбы и удовлетворяться добропорядочностью, то есть ощущать радость от сознания собственной духовной силы и величия духа. Нужно отказаться от удовольствий как основы моральной жизни и подчиниться требованию - «Обязанность и Добро»! Для учения Сенеки характерны элементы пантеизма (растворение Бога в природе), так и монотеизма (Бог есть разум, который создает). Стоики остаются в пределах субъективизма. Ригористическая ориентация определяет отношение добропорядочности (она самоценная) и счастья (ценность второстепенная): «Добропорядочности достаточно, чтобы быть счастливым» (Сенека).

Стоицизму присуще требование сурового и непоколебимого соблюдения обязанностей, следование необходимости как условие достижения человеком достоинства и счастье. Это получило название ригористической этической позиции (лат. rigor - стойкость, строгость) - неуклонное выполнение своих принципов, которое исключает любые компромиссы в моральном отношении. Как говорил Сенека, «лучше достойно умереть, чем недостойно жить».

Одно из основных философских этических течений этого времени – эпикурейство, основанное Эпикуром, который жил 341-270 гг. до н.э. (в 306 г. до н.э. в Афинах основал собственную философскую школу «Сад»). Наиболее известный последователь Эпикура – римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (І ст. до н.э.).

Физическая картина мира, по Эпикуру, такова. Вселенная состоит из тел и пространства, «то есть пустоты». Тела же представляют или соединения тел, или то, из чего образуются соединения, а это – неделимые, неразрезаемые плотные тела – атомы, которые различаются не только как у Демокрита, формой и величиной, но и весом. Атомы вечно движутся с одинаковой для всех скоростью и, в отличие от взглядов Демокрита, могут спонтанно отклониться от траектории происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. Эпикур вводит гипотезу самоотклонения атомов для объяснения спонтанной между атомами и трактует это как минимум свободы, который необходимо предложить в элементах микромира – в атомах, чтобы объяснить возможность свободы и в жизнедеятельности человека.

Эпикур рассматривал этику как «лекарство души», что помогает избавиться от страданий и найти внутреннее равновесие. Присоединяясь к эвдемонистической традиции, Эпикур определил счастья как свободу от страданий и душевных тревог. Соответственно, основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. В отличие от представителей гедонистической этической традиции (гр. hedone - удовольствие), что рассматривают стремление к удовольствиям и наслаждениям как мотив и цель всего морального существования человека (Аристипп - IV-III ст. до н.э.), Эпикур отмечал, что счастье и удовлетворение не тождественны. Счастье - это совокупность физических и духовных ценностей. Счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям (избегать неестественных удовлетворений, отдавать предпочтение духовным, соблюдать меру), иначе страданий не избежать. Условиями счастья есть: атараксия (беззаботность души, невозмутимое, спокойное состояние духа), индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. Главная добродетель по Эпикуру, мудрость, которая связана с занятием философией, которая содействует прояснению сути вещей и помогает преодолеть страх смерти.

Главным душевным недугом Эпикур объявил страх. Чувство страха – это естественная реакция на Вселенную, преисполненная зла и несовершенства. Преодоление страха – главная задача истинной философии. Эпикур считал, что человечество одиноко во Вселенной. В космосе отсутствует любой смысл, и люди должны смириться с этим фактом.

Неприхотливость Эпикур считал одной из важных добродетелей. К политической жизни философ ощущал непреодолимое отвращение. Он учил, что нужно освобождаться от пут будничных дел и общественной деятельности. Девизом Эпикура были слова: «Живи незаметно».

Скептицизм. В конце ІV ст. до н.э. Пиррон (365-275 гг. до н.э.) впервые систематизировал издавна распространенные в философии идеи, содержание которых состояло в сомнениях относительно познавательной способности чувств. К гносеологическому скепсису Пиррон добавил логический и моральный скепсис и заложил основания (основы) школы скептицизма. Пиррон считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Текучесть и непрерывная качественная неустойчивость вещей ведут к их нечеткой же различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них с точки зрения категорий «истины» и «лжи». Так что лучше всего – воздерживаться от однозначно-определенных утверждений и пребывать в невозмутимости духа и полной свободе суждений.

Если бы всем одно и то же казалось вместе прекрасным и мудрым, то не было бы среди людей враждующего спора.

Скептики считали, что благо, зло и другие этические категории не существуют объективно, а являются понятиями, сконструированными субъективно человеческим воображением. В учении скептиков релятивизм (относительность) и агностицизм достигли абсолютного выражения, разрушая любую определенность этического знания. Скептики воздерживались от категоричных суждений, поддерживали независимость поведения от этических теорий и концепций.

Неоплатонизм. Объективно-идеалистическое направление. Представители: Аммоний Саккас (175-242 гг. н.э.), Плотин (204-270 гг. н.э.), Прокл (410-485 гг. н.э.).

Плотин решал по сути религиозно-теософскую задачу, но посредством философского метода. Неоплатонизм как философская система представляет собой учение об иерархическом строении бытия, эманирующее из первой ступени: Единое, Числа, Ум, Душа, космос, Материя. Выделяют три основных иерархических начала: единое, ум и душа.

1) Единое является наивысшей ступенью и последним завершением всего бытия. Оно представляет собой охват всего существующего в одной неделимой точке. Ему несвойственно ни качество, ни количество, оно недоступно мыслительному познанию, так как выше бытия и сущности, неопределимо ни в каком наименован или категории. Природа Единого творит все вещи, но само оно не есть что-либо из них. «Мы можем иногда приобщиться к нему, - говорит Плотин, хотя неспособны выразить его, подобно тому, как люди в состоянии энтузиазма чувствуют в себе присутствие чего-то высшего, но неспособны дать себе в этом отчет». Чтобы узреть Первоединого, нужно войти в самую глубь собственной души, как бы во внутреннее святилище храма, и отрешившись от всего, вознестись превыше всего. Единое – это все и в то же время ничто, ибо в нем все сущее «не есть, а только еще будет». Поэтому Единое как бы переполнено собою, «и это-то переполнение произвело нечто другое. Произведенное им обращается к нему, наполняется им и его созерцает: таким образом, возникает Ум».

2) Числа («сверхсущные единицы») представляют собой первую определенность бытия.

3) Ум является качественной характеристикой, возникающей в результате эманирования из чисел. Возникает бытие как осмысленное «нечто». Ум есть мир идей, который является прообразом вещей. Каждая идея есть одновременно бог, отвечающий за определенную сторону сущего, а их система Олимп. В целом же этот идеальный мир представляет собой демиурга и первообраза материального мира.

4) Мировая душа есть ум, перешедший в мир смыслового становления. Это мир вторичных, движущих идей (богов) как одушевляющих принципов.

5) Космос есть нечто, ставшее от деятельности Мировой души. Земля неподвижна и находится в центре этого космоса, на его периферии Душа, а за ней Ум. Космос представляет собой иерархию физического бытия, начиная от эфирного неба и заканчивая землей.

6) Материя чувственная есть чистое ничто, распыление и смерть, а также лоно, восприемница формы и смысла. В космосе совершается вечная жизнь в виде ниспадения вещества из высших сфер в низшие и обратного его восхождения. Человек должен стремиться к выходу из плена материи через восхождение к высшей точке мироздания Первоединству, где замирает даже мысль в сверхумном экстазе. Мистика и утонченная логика здесь неразрывны и получают детальную разработку.

Этика неоплатонизма представляет эклектическую смесь идей разных этических учений и школ. Этические добродетели, по Плотину, имеют свою основу в мире Единого, которое характеризуется как высшее Благо. Добро и зло – ценности, которые имеют космическую природу. Добро связано с миром идей – эйдосов, противоположного материальному миру. Материя содержит в себе зло. Поэтому все телесное включает в себя частичку зла. Человек имеет двойную природу – духовную и материальную, а следовательно от рождения включает в себя как начала добра, так и потенциальное зло. В человеке зло присутствует в двух основных видах: в виде телесности и бессилия души. Душа человека наделена свободой. Эта свобода находит выражение в непреодолимом стремлении к Благу. Свобода является атрибутом воли, поскольку воля в Едином совпадает с разумом.

Прокл завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно – в отношении ума, души и Единого – развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады – пребывание в себе (причина, неделимое единство, потенция, отец), второй момент – выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент – возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное.

В 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.