Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предфилософия и философия Древнего Китая




Философия Древнего Востока, Античная философия.

 

План.

 

1. Предфилософия и философия Древнего Китая.

2. Предфилософия и философия Древней Индии.

3. Античная философия: натурфилософский период.

4. Античная философия: классический период.

5. Античная философия: эллинистическо-римский период.

 

Предфилософия и философия Древнего Китая

 

Письменная история Китая составляет почти пять тысячелетий, а идеал высокой древности, вечности Небесной империи и в современных условиях побуждает китайских мыслителей соизмерять современность с уходящими в глубь тысячелетий корнями великой китайской культуры. Трепетное отношение к традиции получило в Китае особый культурный смысл, что породило у европейцев представления о Китае, как обществе традиционалистского (патриархального) типа.

Отличительной чертой древнекитайских мифов является зооморфизм. Многие из древнекитайских божеств имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными-полулюдьми. Весьма архаичным и характерным в этом отношении является миф о прародительнице Нюй-ва получеловеке-полузмеи (или дракона). В мифах, культе предков, тотемизме отражались связи, существовавшие в родоплеменной организации общества.

Основными персонажами древнекитайской мифологии являются культурные герои – первопредки. Они, возможно, являются реальными историческими правителями глубокой древности, создателями культурных и материальных благ. Так, Хуан-ди (Желтый первопредок) изобрел средства передвижения, лодки и колесницы, одежду, строил дороги. Известны также предания о культурном герое Фу-си, который был первопредком племен Восточного Китая. Считается, что он изобрел рыболовные сети, гадательные триграммы (Ба гуа), научил людей охоте и рыболовству, приготовлению пищи на огне.

В ХІ-ІІІ вв. до н.э. в Древнем Китае складывается культ Неба (Тянь) как некоего высшего начала. Правителя называли «сыном Неба». В основе древнекитайской культуры в философии лежит ряд памятников; «Шу цзин» - «Книга истории» (нач. І тыс. до н.э.). «Ши цзин» - «Книга песен», «И цзин» - «Книга перемен» (VІІІ-VІІ вв. до н.э.).

В VІ-ІІІ вв. до н.э. в жизни Древнего Китая произошли качественные изменения. Во-первых, начались кровопролитные войны между отдельными государствами, в которых погибло более двух третей населения. Примерно в это же время возникают различные философские концепции, направленные на гармонизацию и умиротворение Поднебесной. Эту задачу и призвана была выполнить философия. VІ-ІІІ вв. до н.э. называют золотым веком китайской философии, именно тогда возникли основные философские школы и были написаны основополагающие литературно-философские памятники.

Основными понятиями китайского мировоззрения являются следующие: Ян: небо, юг, мужское, светлое, твердое, горячее, успешное и т.д.; Инь: земля, север, женское, темное, мягкое, холодное и т.д.

Основные философские школы в Древнем Китае представлены:

- натурфилософская (главный представитель – Цзоу Янь);

- даосизм (основатель – Лао-цзы);

- конфуцианство (основатель – Кун Фу-цзы или Конфуций);

- моизм (основатель – Мо-цзы);

- школа имен (школа логиков), видные представители – Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

- школа закона (легизм), видные представители – Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли сы.

Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший примерно в VІ-V вв. до н.э. Его произведение – Дао дэ цзин (книга о Дао и Дэ). Главным содержанием даосской философии является учение об универсальности Дао как закономерности спонтанного развития космоса, человека и общества, идея единства микро и макрокосмоса и аналогичности процессов, происходящих в космосе, человеческом организме и социуме. В рамках даосского учения постулируются два основных принципа поведения, обязательные для адептов этого учения, а именно: принцип естественности, простоты, близости к природе («цзы-жань») и принцип недеяния («у вэй»), означающий отказ от целенаправленной деятельности, не согласующейся с естественным миропорядком, подчиняющимся «сокровенному пути» Дао. На основе этих принципов развивается и даосская практика: психофизические упражнения, медитативная техника, дыхательные упражнения и т.д.

Принципы осуществления Дао:

- естественности («цзы-жань»): «Дао не отдает приказаний, а следует естественности»; «совершенно-мудрый следует естественности вещей»;

- недеяния («у вэй»): «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало»; «Обладающий высшим человеколюбием действует, осуществляя недеяние; нет ничего такого, что бы не делало недеяние»;

- ненасилия, бесстрастия: совершенно-мудрый не имеет страсти; безмолвия, спонтанности, постоянства (чан), неслужения, неучения: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает» и др.

В основе конфуцианства лежит ритуал и пиетет перед стариной. Для Конфуция ритуал был не просто набором слов, жестов, действий и музыкальных ритмов, но мерой осмысления человеческого в человеке, внутренней самооценкой «культурной личности». Именно знанием ритуалов человек выделялся из животного мира и преодолевал свою тварную сущность. Позже конфуцианский ритуал действительно перерос в сложный, но зачастую пустой и утомительный церемониал. Вероятно, опасность этого, заложенную в апологетике ритуала, почувствовал Лао-цзы, за что и критиковал Конфуция.

Социальные идеи конфуцианства: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться». «Основные принципы: преданность государю и забота о людях, больше ничего». «Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, но он должен печалиться о том, что он не укрепился в морали». «Если государство управляется правильно, то богатство и знатность также вызывает стыд». Государство в конфуцианстве должно строиться по принципу патриархальной семьи, где император (ван) – сын Неба.

Концепция «благородного мужа»: Учитель сказал: «О как мудр Хуэй! Немного пищи и воды, скромное жилище, то, что других повергает в печаль, ему не портит настроения. О как мудр Хуэй!». «Благородный муж, впадая в неудачу, стойко ее переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается». Конфуцию первому принадлежит оформление «золотого правила морали»: «чего не желаешь себе, того не делай и другим». Если даосизм был по преимуществу мистической философией, то конфуцианство – социально-этической концепцией.

Школа закона. Теоретиком легистской школы (легизм – латинизированное от китайского «фа-цзя», те.е. закон) был Хань Фэй (ум. в 233 г. до н.э.). Он был страстным сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Законники выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, защищавших привилегию родовой знати. Конфуцианцам они попытались противопоставить иную мораль, которая выше всего ставила интересы государства и закон, а не отдельного человека и его добродетель. Главные принципы данной школы изложены в книге «Хань Фэй-цзы». Основная идея здесь состоит в том, что на основе только добродетели невозможно управлять государством, ибо не все граждане добродетельны и законопослушны. Поэтому если полагаться на одну только добродетель, то можно развалить государство, и вместо порядка в обществе привести его к анархии и произволу. Однако легисты ушли в другую крайность, они считали, что спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществлялись бы на основе награды или наказания (политика «кнута и пряника»). Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Вместе с тем законники выступали за равенство всех перед законом, за назначение государственных чиновников, а не передачу должности по наследству. Их тип управления государством сводится к принципу утилитаризма.

Моизм. Основателем школы был Мо-цзы (Мо-ди), философ и политический деятель, живший ок. 480-400 гг. до н.э. Книга «Мо-цзы», где излагаются взгляды данной школы, представляет собой плод коллективного творчества на протяжении двух веков. Мо-цзы и его последователи принадлежали к классу «служащих» (ши) людей, что во многом предопределяло и их мировоззрение («Если, управляя царством, не заботиться о служилых, то страна будет потеряна»).

Моисты проповедовали «всеобщую любовь и взаимную выгоду», ибо, по их мнению, беспорядок возникает там, где люди не любят друг друга, и чтобы всем было хорошо, нужно создавать «новые полезные и хорошие вещи». Также необходимо разумное управление и уважение старшинства. Вместе с тем они выступали с критикой конфуцианства: «Они много размышляют, но не могут быть полезны людям; невозможно постичь их учение, за целый год невозможно выполнить их обряды, и даже богатый не может позволить себе услаждаться их музыкой».

Моисты выступали также против: 1) понятия судьбы: почитать судьбу не имеет смысла, ибо тот, кто усерден в труде, имеет возможность жить. Они отрицали фатализм, вытекающий из признания конфуцианцами неотвратимости судьбы; 2) чрезмерного пиетета по отношению к предкам: «в поднебесной множество отцов и матерей, но человеколюбивых среди них мало. Поэтому если принять за образец отцов и матерей, значит считать образцом нечеловеколюбие».

Вместе с тем в качестве всеобщего образца для подражания моисты определяли небо: «Нет ничего более подходящего, чем принять за образец Небо. Действия Неба обширны и бескорыстны». Необходимо сопоставить свои поступки с желаниями Неба, последнее же непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди слуги Неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз». Небо, таким образом, обладает качеством всеобщности. Если человек питает к людям любовь, то Небо обязательно сделает его счастливым. И наоборот, оно покарает жестоких правителей. Правитель есть сын Неба, он должен быть образцом для всех, быть самым добродетельным. Он должен «почтительно слушать, когда говорят правду в глаза».

Небо взращивает все сущее и приносит ему пользу, не требуя вознаграждения. Оно любит справедливость и не терпит войны. Поэтому моисты были против войн и справедливость ценили как высшую драгоценность Поднебесной. Абсолютизируя культ Неба они выступали за введение религиозных обрядов, признавали духовидение. Это сочеталось с эмпиризмом и сенсуализмом в их теории познания.

Представителем материализма и гедонизма в древнекитайской философии – Ян Чжу (ок. 395-335). Его сочинения до настоящего времени не дошли, но сохранились некоторые суждения в текстах других философских школ. Он выступал против конфуцианского принципа «цзы-жань» (человеколюбие), ритуала, моистского принципа «всеобщей любви» и т.д. «Следуй разуму и не отвергай своих естественных чувств», а «ради большой выгоды Поднебесной не стоит жертвовать хотя бы одним волоском с голени».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.