К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII в. обеспечило совершенствование таможенного механизма. Вместе с тем, объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве, возникновение рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.
Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход в России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу. Значительная роль здесь принадлежит Петру Великому. Однако большая часть его стараний по развитию кораблестроения, горного дела, суконного, полотняного, оружейного производств объяснялись больше нуждой в деньгах для военных целей, чем стремлением развивать промышленность.
Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Если в 1703 г. в Россию для торговли прибыло с товаром 113 кораблей, то в конце его правления уже 453. Товаров в начале XVIII века вывозилось на сумму 1,3 млн. рублей, а привозилось на сумму не свыше 150 тыс. рублей. В конце царствования Петра I вывозилось на сумму 2,75 млн. рублей, а привозилось на 1,75 млн. рублей.
Однако русская торговля сохраняла, по преимуществу, пассивный характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные товары вывозило само государство. Оно сосредоточило в своих руках то тот, то другой важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму. К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и т.д. В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары. В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли. В 1719 г. в ожидании мира со Швецией все заповедные товары отданы на свободную торговлю, за исключением поташа и смольчуга.
Петр был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий. В истории экономики со времен Петра остался афоризм «деньги – артерия войны», характеризующий меркантильную политику государства.
Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. Таможенными сборами с 1718 г. управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Для успеха там мероприятий необходимо было укрепить границу. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск). Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток там доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. Поступления от там сборов несколько возросли. В петровский период ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. там доходов.