К началу XVII в. система пошлин в Московском государстве представляла, по мнению исследователей таможенного дела, механический конгломерат долголетних исторических напластований. Сложившиеся еще в XVI и XVII вв. таможенные пошлины обросли множеством дополнительных налогов, которые с трудом поддавались систематизации. Направленность таможенной политики Московского государства диктовалась закономерностями экономического развития страны. К началу XVII в. экономический аспект объективно сложившейся таможенной системы утратил свое значение. Дифференциальное таможенное обложение стало тормозом экономического развития страны. «Местные привилегии, дифференциальные пошлины... стесняли не только торговлю чужестранцев, но довольно часто также и торговлю целых категорий собственных подданных государства,...нигде не было равенства шансов для буржуазных конкурентов, а между тем это равенство являлось первым и все более настоятельным требованием», - писал Ф.Энгельс.
Дифференциальные таможенные пошлины замедляли экономическое развитие государства. В силу сложившегося положения в России отдельные феодальные княжества в рассматриваемый период сохраняли особые таможенные границы. Это тормозило ход экономического развития централизованного государства, так как рост общественного разделения труда приводил к концентрированию небольших местных рынков в единый всероссийский рынок. Однако несмотря на феодальную структуру государства к середине XVII в. возникают новые экономические явления: районы с торгово-промышленной специализацией (хлеб, металлообработка, производство полотна, холста и др.), а также мануфактуры.
Рост хозяйственной жизни, как уже отмечалось, привел к формированию российского рынка и оптовой торговле, созданию крупных ярмарок в Москве, Архангельске, Макарьевске и др. Главными пограничными пунктами внешней торговли были Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск и другие города. Таможенная реформа середины XVII в. способствовала развитию промышленности России. Не было отрасли, которая не достигла бы определенных успехов. Довольно успешно стала развиваться промышленность. Значительных успехов добились производства: сыроварение, винокурение, варка пива и меда, добывание селитры, металлическое, пушечное, шелкоткацкое и кожевенное дело и др. Однако, по мнению зарубежных торговцев, промышленность России смогла бы достигнуть более высокого уровня развития. При определенных условиях Россия могла бы обойтись без привоза многих заграничных товаров, если бы не проводила таможенную политику свободной торговли и более надежно защищала свою экономику. В то же время допуская свободный ввоз заграничных товаров в Россию, правительство было заинтересовано в расширении торговли России с Западной Европой. В Россию шли драгоценные металлы и другие товары, которые были для нее необходимы. Линию на свободную торговлю поддерживал А.Л.Ордин-Нащокин. Таким образом, таможенная реформа способствовала росткам нового, появившегося в XVII в., которое пробивалось к жизни медленно, с трудом. XVII в. не стал «новым периодом русской истории», хотя и мог. Более благоприятные возможности для отечественной торговли хотя и были открыты Новоторговым уставом, но принципиально ситуация не изменилась. На вопросы, которые объективно возникли в середине XVII в., были даны ответы Петром 1 в начале XVIII в.
Торговый устав 1653 г.
25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной. Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара — фактически государство забирает часть прибыли торговца, и тот должен переложить убыток на покупателя. Сумма пошлины составляла 5% от цены товара (10 денег — 5 копеек с рубля). Простой подсчет показывает, что пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин. Несколько по иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом. В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая — пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5% от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5%. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5% от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом. Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью использовать его, а продать. Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной. Это положение Указа действительно максимально упрощает и упорядочивает уплату торговых пошлин. Определялось, что единственной пошлиной, которая уплачивается с товара, является рублевая.
Проезжие, мелкие пошлины отменялись и для непривозных, и для привозных товаров, сохранялись лишь перекупные пошлины с привозных товаров. В одном из вариантов дошедшего до нас Указа приводится также конкретный список отмененных мелких пошлин — посаженное, полозовое, отвозное, головщина, мытовое и т.д. Пошлины взимались как с привозных, так и непривозных товаров, с местных жителей и приезжих в одинаковом размере. Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина берется с денег, а не с товара. Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимики и деньги», то есть обладает определенной суммой, которая предназначена не для торговли, то «и с тех золотых и с ефимиков и с денег пошлины не имать», т.е. обложение пошлиной ввозимых и вывозимых денежных сумм возможно лишь в случае использования таковых для покупки товара. Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, за снижение цен и др. В Указе также содержатся положения об обязанностях таможенных голов и целовальников. Люди «торговых чинов» говорилось в документе, не имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Все товары, деньги должны быть предъявлены в соответствующей таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». Таможенным чиновникам запрещалось злоупотреблять своим положением, ставить цену на товар при расчете цены пошлины выше покупной. За нарушение этих требований Указ предусматривал санкции к нарушителям. Если таможенный голова или целовальник завысит продажную цену товара и получит лишнюю пошлину, то им «иметь наказание без всякой пощады». Такое же наказание предусматривалось и для купцов, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену.
В Именном указе было также отражено требование о снятии ответственности с купца за действия его подчиненных Правительство стремилось выявить сокрытия таможенных платежей, используя для этого самые жестокие способы. Для определения факта утаивания товара таможенным чиновникам было дано право обыска. В случае необходимости такие же меры применялись и к иностранным купцам. Вводилось и такое новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях ставили таможенные печати. В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным купцам. Правительство, допуская торговлю, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства условиях. Для иностранцев устанавливались пошлина 6% (2 алтына — 12 денег 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России. Если же русские товары вывозились за границу, то с иностранцев брали пошлину четыре деньги с рубля — всего 2 °/о таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %). Вводились единые хлебные меры. Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10%-ная таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.