Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕри шизофрении и бредовых расстройствах 6 страница




—толь быстрое Ђвыздоровлениеї бредового больного вскоре после отказа признать его психически здоровым может говорить только о сохран€ющейс€ возможности приспособлени€ бреда к конкретной ситуации, но никак не о его исчезновении. ќбнаружившийс€ вскоре после выписки обман врачей, продолжение прежней линии поведени€, св€занной с бредовыми переживани€ми, подтверждают наличие в данном случае не выздоровлени€, св€занного с разлучением с индуктором, а диссимул€ции болезни. ѕо существу, отмечавша€с€ врачами Ђформальна€ критикаї выступала как форма приспособлени€ бреда к сложившейс€ ситуации: Ђвынужден был обмануть в св€зи с необходимостью убедить всех, что нас преследовалиї.

ѕон€тно, что у анализируемого больного диссимул€ци€ облегчаетс€ сн€тием эмоционального напр€жени€, обусловленного изменением обстановки (госпитализаци€ в больницу и исчезновение взаимовли€ни€ коделирантов). ќ существенном изменении характера психоти-

—уицидальное поведение при шизофрении и бредовых расстройствах 429

ческих переживаний говорит не только возможность их диссимул€-ции, но и исчезновение бредовой трактовки событий насто€щего после выписки из больницы. ѕосле возвращени€ больного домой бред поддерживаетс€ только Ђфактамиї прошлого. Ѕредова€ установка теперь распростран€етс€ лишь на прбшлое и не касаетс€ происход€щих в насто€щее врем€ событий.

»зменение бреда ни в коей мере не говорит о его дезактуализации и тем более о его исчезновении. ќтсутствие Ђкознейї со стороны соседей объ€сн€етс€ больным тем, что они Ђпочти добились своегої. » даже в отсутствии жены супруг ведет интенсивную Ђборьбу за выживаниеї их семьи путем продолжени€ прежней линии поведени€, св€занной с обращением в различные инстанции. Ѕолее того, бред больного и вне вли€ни€ жены развиваетс€ и приобретает Ђсвоюї масштабность: целью Ђборьбыї оказываетс€ обращение в ќќЌ и ћеждународный суд.

ќ дальнейшем развитии самосто€тельно существующих у больного бредовых идей, своеобразном увеличении их масштабности свидетельствует и совершенна€ больным суицидальна€ попытка. ѕокушение на самоубийство, прерванное по не завис€щим от больного причинам, очень четко свидетельствует о бредовых умозаключени€х, лежащих в основе мотивации данного суицида. ’отелось бы подчеркнуть Ђсамосто€тельностьї принимаемого больным решени€ о самоубийстве в отличие от весьма нередких коллективных уходов из жизни кодели-рантов. –азвитие бреда и по€вление св€занных с бредовой установкой умозаключений, определ€ющих решение о суициде вне какого-либо вли€ни€ жены, говорит о безусловном наличии самосто€тельного психического расстройства, развивающегос€ в дальнейшем независимо от причин и условий его возникновени€ по своим внутренним механизмам.

¬месте с тем этот Ђсамосто€тельныйї суицид, как никакой другой, несет безусловный отпечаток продолжающегос€ вли€ни€ первично заболевшей жены на принимаемое мужем решение о самоубийстве. «десь не просто общеприн€тое предсмертное обращение к самому близкому человеку, а попытка Ђвосстановлени€ справедливостиї по отношению к Ђпреследуемойї семье, своеобразный выход из Ђтупикаї, в котором супруги находились ранее и который муж не может разрешить, даже обманув врачей. јдресованна€ жене предсмертна€ записка включает фразу о том, что Ђтеперь об€зательно во всем разберутс€ї. —воеобразный призыв к органам следстви€ Ч это подробное изложение всех Ђфактов преследовани€ї и учреждений, куда он обращалс€ за помощью.

430 √Ћј¬ј 8

Ђјльтруистическийї (по Ё. ƒюркгейму) характер данного суицида подчеркиваетс€ не только необходимостью, по мнению больного, самоубийства дл€ проведени€ следстви€ и наказани€ соседей, но и выбором места и времени дл€ ухода из жизни Ч обща€ кухн€, ночь. ∆елание проведени€ Ђследстви€ї, в процессе которого вскроютс€ все Ђфактыї, в чем-то даже ухудшает услови€ доведени€ суицидального замысла до логического конца (что и произошло в действительности). ѕон€тно, что на общей кухне больша€ веро€тность по€влени€ посторонних, нежели в запертой собственной комнате. ’от€ принципиально здесь нельз€ исключить и мотив своеобразной мести Ђпреследовател€мї-сосед€м в качестве личностного смысла совершенного больным суицида. ѕри этом психологический смысл суицида-мести может до конца и не осознаватьс€ покушавшимс€ на самоубийство в силу наличи€ в качестве определ€ющего мотива стремлени€ установлени€ Ђфактов преследовани€ї, что позволит Ђспастиї жену хот€ бы ценой собственной жизни.

ќтметив альтруистический характер анализируемого суицида, следует указать, что Ђальтруизмї в данном случае Ч вовсе не пр€ма€ аналоги€ введенного Ё. ƒюркгеймом пон€ти€, характеризующего один из видов суицида, св€занного с повышенной зависимостью самоубийцы от общества, интеграцией его, когда самоубийство совершаетс€ во благо того или иного коллектива. Ќесмотр€ на то что Ђсимбиозї данной супружеской пары, безусловно, привел к их чрезмерной интеграции и зависимости друг от друга, Ђальтруизмї совершаемого мужем самоубийства носит заведомо болезненный, бредовой характер. ¬ силу этого социологическое пон€тие Ё. ƒюркгейма может здесь примен€тьс€ условно и с определенными оговорками.

ќднако не вызывает сомнений то, что анализируемый в данном случае суицид, несмотр€ на его заведомую обусловленность бредовыми переживани€ми, действительно направлен во благо и дл€ спасени€ жены, составл€ющей с возникновением болезни у мужа единое целое Ч Ђпреследуемое "ћы"ї. Ќаверное, ббльшую степень интеграции трудно себе представить и в рамках любого рода сообщества психически здоровых. » только действительное выздоровление мужа, его избавление от бреда приводит к дезинтеграции Ђћыї и по€влению Ђяї, способного критически относитьс€ к бредовым построени€м жены и к ее заболеванию в целом.

ѕредставленный выше суицид, по нашему мнению, €вл€етс€ достаточно нагл€дным примером суицидального поведени€, в котором наиболее последовательно прослеживаетс€ зависимость от бредовых переживаний. Ёто, если можно так выразитьс€, бредовой суицид

—уицидальное поведение при шизофрении и бредовых расстройствах 431

в наиболее чистом виде. ¬ отличие от ранее представленных суицидов больных с бредовыми расстройствами, в которых суицид обусловлен Ђтупикомї, созданным болезненным воображением больного, из которого нет выхода, следствием чего €вл€етс€ отказ от жизни. «десь самоубийство, по замыслу больного, должно быть включено в Ђборьбу с преследовател€миї.

ѕривлека€ самоубийство в качестве одного из элементов бредовой системы, больной, по существу, распростран€ет бредовую установку на Ђжизнь после смертиї, поэтому в данном случае сама мотивировка суицида носит заведомо патологический характер. Ёто обсто€тельство не только подчеркивает своеобразие данного суицида, но и показывает возможность существовани€ суицидального поведени€, при котором обнаруживаетс€ не просто психологически пон€тный выход из Ђтупикаї, а, в первую очередь, неадекватные, Ђнелогичныеї умозаключени€ в рамках бредовой системы, имеющейс€ у больного.

√л а в а 9





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

618 - | 549 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.