Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема определени€ мотивов




ѕроблема мотивации и мотивов поведени€ и де€тельности - одна из стержневых в психологии. Ѕ.‘. Ћомов отмечает, что в психологических исследовани€х де€тельности мотивации и целеполагани€ принадлежит ведуща€ роль (Ћомов Ѕ.‘., 1991; аннотаци€) (рис. 1).
Ќеудивительно, что мотивации и мотивам посв€щено большое количество монографий, как отечественных (¬.√. јсеев, ¬. . ¬илюнас, ¬.».  овалев, ј.Ќ. Ћеонтьев, ћ.Ў. ћагомед-Ёминов, ¬.—. ћерлин, ѕ.¬. —имонов, ƒ.Ќ. ”знадзе, ј.ј. ‘айзуллаев, ѕ.ћ. якобсон), так и зарубежных авторов (ƒж. јткинсон, √. ’олл,  . ћадсен, ј. ћаслоу, ’. ’екхаузен и др.).
 онцепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали по€вл€тьс€ в психологической науке начина€ с 20-х гг. XX в. ѕервой была теори€ мотивации  . Ћевина (1926). ¬след за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии - ј. ћаслоу, √. ќлпорта,  . –оджерса.
¬ зарубежной психологии имеетс€ около 50 теорий мотиваций. ¬ св€зи с таким положением ¬. . ¬илюнас (¬илюнас ¬. ., 1990) высказал сомнение о целесообразности обсуждени€ вопроса, что такое "мотив".
¬ р€де работ "мотив" рассматриваетс€ только как интеллектуальный продукт мозговой де€тельности. “ак, ∆. √одфруа (√одфруа ∆., 1992) пишет, что "мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. ≈ще более резко говорит ’. ’екхаузен (’екхаузен ’., 1986; аннотаци€): это лишь "конструкт мышлени€", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Ќеудивительно, что в его 2-томной монографии за мотив принимаютс€ либо потребность (потребность во властвовании, называема€ им "мотивом власти"; потребность в достижении - "мотив достижени€"), либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведени€ (оказание помощи, про€вление агрессии).
 огда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем?", "дл€ чего?", "почему?", "от чего человек ведет себ€ именно так, а не иначе"? „аще всего бывает так, что то, что принимаетс€ за мотив, способствует ответу только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все.

Ј ƒействительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

o намерени€, представлени€, идеи, чувства, переживани€ (Ћ.». Ѕожович);

o потребности, влечени€, побуждени€, склонности (X. ’екхаузен);

o желани€, хотени€, привычки, мысли, чувство долга (ѕ.ј. –удик);

o морально-политические установки и помыслы (√.ј.  овалев);

o психические процессы, состо€ни€ и свойства личности ( . . ѕлатонов);

o предметы внешнего мира (ј.Ќ. Ћеонтьев);

o установки (ј. ћаслоу);

o услови€ существовани€ ( . ¬илюнас);

o побуждени€, от которых зависит целенаправленный характер действий (¬.—. ћерлин);

o соображение, по которому субъект должен действовать (∆. √одфруа).

“ем не менее большинство психологов сход€тс€ на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состо€ние.
(http://psychol.ras.ru/; см. сайт »нститута психологии –јЌ);
(http://www.pirao.ru/; см. сайт ѕсихологического института –јќ);
(http://www.psy.msu.ru/; см. сайт факультета психологии ћ√”).

 

ќсновные трактовки мотива

ћотив как цель (предмет). –аспространенность этой точки зрени€ обусловлена тем, что прин€тие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "дл€ чего" осуществл€етс€ действие, т.е. объ€сн€етс€ целенаправленный, произвольный характер поведени€ человека.
»менно предмет придает целенаправленность побуждени€м человека, а самим побуждени€м Ч смысл. ќтсюда вытекает и смыслообразующа€ функци€ мотива (ј.Ќ. Ћеонтьев) (’рест. 6.1).
ћотив как потребность. Ёта точка зрени€ на мотив, высказанна€ Ћ.». Ѕожович, ј.√.  овалевым,  . . ѕлатоновым, —.Ћ. –убинштейном, дает ответ на вопрос, "почему" осуществл€етс€ активность человека, поскольку в самой потребности содержитс€ активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворени€ нужд. “аким образом, объ€сн€етс€ источник энергии дл€ волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "дл€ чего" человек про€вл€ет эту активность.
ћотив как намерение. «на€ намерени€ человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым пон€ть основани€ поведени€. Ќамерени€ тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель де€тельности отдалена и ее достижение отсрочено. ¬ намерении присутствует вли€ние потребности и интеллектуальной активности человека, св€занное с осознанием средств достижени€ цели. “о, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведени€.
ћотив как устойчивое свойство личности. ѕодобный взгл€д на мотив особенно характерен дл€ западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и де€тельность человека в той же мере, что внешние стимулы. –. ћейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень прит€заний и сопротивл€емость фрустрации. ѕодобной точки зрени€ придерживаютс€ и р€д отечественных психологов, в частности  . . ѕлатонов, ћ.Ў. ћагомед-Ёминов, ¬.—. ћерлин.
ћотив как побуждение. Ќаиболее распространенной и принимаемой точкой зрени€ €вл€етс€ понимание мотива в качестве побуждени€. ѕоскольку мотиваци€ детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она св€зана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. ѕоэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. “аким образом, побудителем мотива €вл€етс€ стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. ¬ этой св€зи ¬.».  овалев определ€ет мотивы как осознанные побуждени€ поведени€ и де€тельности, возникающие при высшей форме отражени€ потребностей, т.е. их осознании. »з данного определени€ вытекает, что мотив - это осознанна€ потребность. ѕобуждение рассматриваетс€ как стремление к удовлетворению потребности ( овалев ¬.»., 1988).
ѕопытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту - это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. ѕоэтому монистический подход к пониманию сущности мотива не оправдывает себ€, что вынуждает заменить его плюралистическим. ƒл€ правильного понимани€ психологического содержани€ мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым. ѕри таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образовани€.
—ледовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm; см. статью ¬.». „иркова "—амодетерминаци€ и внутренн€€ мотиваци€ поведени€ человека").

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1048 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

800 - | 658 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.