Правовые понятия-форма человеческого мышления, которая отражает в специфическом виде, специфическом виде свойства и черты явлений, процессов, состояний и отношений государственно-правовой действительности. Они выступают логико-языковой основой права, юридической науки и практики.Виды-общеправовые,межотраслевые,отраслевые.
Правовые категории-предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления. Например,категория правовая система раскрывается через понятия право,правосознание,правоотношение. В процессе познания государственно-правовых явлений и процессов в ТГП используются не только общеправовые категории и понятия, но и категории и понятия других наук, в частности, философских – сущность, содержание, форма. От правовых категорий и понятий следует отличать правовые термины-слова или словосочетания, обозначающие смысловое значение правовой категории или правового понятия.Виды-общеупотребительные, специально-юридические, специально-неюридические. Категории и понятия в юриспруденции употребляются либо без указания их существенных признаков либо с указанием таковых. В последнем случае речь идет об определении правовых понятий – краткое раскрытие его содержания. Определения широко используются не только в юридической науке, но и в законодательстве. Так,например, определение понятия преступление в УКРФ позволяет отграничивать его от административного проступка.
В процессе изучения теории государства и права постоянно придется иметь дело с научными понятиями как содержательными образами, в которых отражены реальные процессы из жизни государства и права, причем каждое понятие фиксирует отдельные их свойства, не допуская повторения.
В системе понятий теории государства и права главную теоретическую и познавательную роль выполняют наиболее общие понятия — категории, являющиеся результатом максимального обобщения: «сущность государства», «форма государства», «тип государства», «функция государства», «механизм государства», «сущность права», «форма права», «правовое отношение», «система права» и т. д.
Содержание понятий теории государства и права объективно задано государственно-правовыми закономерностями, поэтому понятие — это мыслительный образ, аналог закономерностей государственно-правовой жизни общества. В этом онтологическая сторона понятия как научно достоверного знания. Каждое понятие как бы представляет ту или иную закономерность, «материальное» свойство государства и права. Это не просто результат формальных определений частей государственно-правовой надстройки, а итог предметно-теоретической деятельности, отражающей объективные свойства государства и права.
Любое понятие в теории государства и права объективно по содержанию, по природе, но субъективно по происхождению, иными словами, это результат мышления, отражающий гносеологическую сторону. Важно уяснить переход от одного понятия к другому, т. е. от знания одного уровня к знанию другого уровня.
Для глубокого усвоения понятий (категорий) теории государства и права недостаточно простого заучивания соответствующих определений, требуется усвоение творческое, поскольку каждое из них имеет свое содержание, отражающее объективную закономерность, свойства той или иной стороны государственно-правовой жизни. Но так как сами эти закономерности, свойства развиваются, не остаются неизменными, предстают на каждом отрезке времени в новом виде, то и содержание понятий (категорий) также развивается (в меру того как научная мысль поспевает за ходом развития объективной реальности).
Чтобы усваивать категории с этой стороны — со стороны их исторически развивающегося содержания, необходимо обогащать свою память сведениями о фактах современной жизни обществ, классов, государств. Но задача не сводится к простому накоплению фактов о событиях. Требуется их восприятие в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, какие закономерные связи в этих фактах проявляются.
Творческий характер познания государства и права, использование существующих категорий в этом процессе как в настоящем, так и в будущем отражают их методологическую сторону.
В специальной юридической литературе главное внимание уделяется онтологической стороне понятий, т. е. раскрытию их содержания, хотя методологическая сторона требует умения и навыков использования категорий в процессе познания государственно-правовых явлений.
Так как понятия — не простой результат формальных определений, то и оперирование ими не может заключаться в формальном «подведении» фактов государственно-правовой жизни под понятия. Теория государства и права имеет дело не с формальным оперированием выработанными понятиями, а с установлением отношений между содержанием понятий и их реальным эквивалентом (аналогом) в государственно-правовой деятельности. При этом проверяется, действительно ли изучаемые факты, явления охватываются теми или иными категориями, и выявляется, какую именно связь между собой они выражают.
Из этой научной роли понятий (категорий) вытекает возможность оперирования ими в учебных целях. Всякий достоверный фактический материал, характеризующий государство и право, должен осваиваться в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, как через этот материал раскрываются объективное содержание категорий и связи между ними. Иначе говоря, материал не просто запоминается, а, проходя через память, как бы «фильтруется» и «сортируется» через призму тех или иных категорий.
Таким образом, каждая категория теории государства и права имеет свою онтологическую, гносеологическую и методологическую сторону, является частью логически стройной, проникнутой определенным иерархическим началом системы категорий, связанных между собой в логической субординации (т. е. соподчиненности). Основу этой субординации составляют всеобщие исходные категории — «сущность государства» и «сущность права». На их базе формулируются другие всеобщие основные категории, в которых конкретизируются исходные. Они отражают развитие государства и права как особых форм общественной жизни. Всеобщие (предельно общие) категории глубоки по содержанию и нуждаются в конкретизации через другие категории. Эта необходимость и объясняет тот факт, что все категории находятся в иерархической зависимости друг от друга, предполагают друг друга, как бы продолжают одна другую в цепи конкретизации.
Итак, теория государства и права является по отношению к отраслевым и другим юридическим наукам теоретико-методологической наукой, при этом многие ее категории функционируют в специальных дисциплинах, где вместе с тем имеется ряд категорий, присущих только им.