Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений




Исследование эмоционально-личностной сферы традиционно представляет собой изучение достаточно стандартного набора черт личности, самосознания (в том числе половозрастной идентификации, наличия акцентуации, факто­ров экстра- и интроверсии, самооценки и уровня притязаний) и таких показа­телей эмоционально-аффективного состояния, как тревожность (ситуативная и личностная), различного рода страхи, агрессивность (также дифференциру­емая по отдельным видам), типы мотивации и психологических защит, реак­ции личности в различных ситуациях и т. п. Особняком в этом наборе стоит исследование межличностных отношений (внутрисемейных, в референтной группе и др.). В соответствии с этим перечнем осуществляется и подбор диаг­ностических средств.

В то же время следует придерживаться, по крайней мере, двух принципи­альных положений, выдвинутых впервые Л. Франком (1939)

1. Личность должна рассматриваться как система взаимосвязанных процессов, а не перечня (набора) способностей или черт.

2. Личность должна изучаться как изменяющаяся (развивающаяся), но вместе с тем относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций, индивидуального опыта.

Полностью придерживаясь этой позиции и применительно к исследованию личности ребенка, хотелось лишь добавить известное положение о единстве интеллекта и аффекта, общий смысл которого заключен в необходимости изу­чения взаимосвязи эмоционально-личностной, непосредственно когнитивной и операциональной сторон развития. Кроме того, необходимо отметить, что один из основных принципов психологической диагностики, а именно: прин­цип динамического изучения ребенка — исследования не устоявшихся лично­стных черт и эмоциональных состояний, а субъекта в развитии, его эмоций и аффектов в их ситуационной предопределенности — является наиболее акту­альным, особенно в условиях проникновения в психодиагностику детского возраста методов исследования «взрослой» личности (в качестве примера мож­но привести методику Цветовых Выборов М. Люшера, разработанную для взрос­лой популяции и неоправданно переносимую на детей).

Ситуация подбора адекватных методик исследования личности и аффек­тивно-эмоциональной сферы ребенка осложняется тем, что, как справедливо заметил В. М. Блейхер [16], в связи с недостаточно развитой до определенного возраста способностью к самонаблюдению и самоанализу обследование детейдошкольного и младшего школьного возраста с помощью опросников нецеле­сообразно.

Таким образом, из огромного спектра методов исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей остается практически лишь одна категория психодиагностических средств, эффективно и адекватно удов­летворяющих вышеуказанным условиям и принципам. Это методики проек­тивного исследования личности (из числа тех, которые некоторые авторы от­носят к группе малых проективных техник). Мы считаем эту группу методов наиболее соответствующей поставленным задачам исследования детей дош­кольного и младшего школьного возраста. Во-первых, данные методы позво­ляют оценить аффективно-эмоциональные и личностные аспекты развития ребенка с точки зрения анализа ее отдельных характеристик, которыми, воз­можно, обладает или не обладает с ребенок, согласно диагностической гипо­тезе. Среди таких характеристик следует отметить активность или пассивность личности, коммуникабельность, зависимость, директивность и демонстративность, а также проблемы эмоциональных взаимоотношений между ребенком и окружающими его людьми, наличие фантазий, а также переживаний, свя­занных с агрессией, страхами, спецификой «принятия» ребенком взрослого мира, осознаваемых желаний, потребностей и притязаний ребенка, опасений, отвержений и т. п. Во-вторых, эти методы отчасти дают возможность исследо­вать общую направленность развивающейся личности как устойчивую систе­му взаимосвязанных процессов, основанную на базовой аффективной регуля­ции поведения и сознания (по О. С. Никольской).

Для выявления общей тенденции этих аспектов развития при исследова­нии детей нам кажется продуктивным и адекватным использование дихото­мического анализа направленности реакций ребенка, то есть анализа экстра-и интропунитивных типов личностного реагирования. То есть весь спектр лич­ностных характеристик можно условно рассматривать в рамках двух противо­положных тенденций развития, тем самым обозначая вектор наиболее вероят­ного развития всей системы аффективного, эмоционального и «венчающего» их личностного (а затем и субъектного) развития в их взаимосвязи.

Этот подход может быть правомерно распространен и на анализ развития детской личности в пределах индивидуально-типологических особенностей как условно нормативного, так и отклоняющегося развития во всем его многооб­разии. Подобный взгляд на системное развитие ребенка нисколько не сужает содержание анализа этой стороны жизнедеятельности ребенка, а, наоборот, очерчивает круг его становления как субъекта деятельности (в том числе и в прогностическом плане).

Таким образом, результаты, получаемые с помощью предлагаемых проек­тивных техник, могут быть проанализированы и с точки зрения оценки сфор­мированности системы базовой аффективной регуляции (ее уровневого строения), что позволяет использовать их в дополнение к методу структуриро­ванного наблюдения и изучению истории развития.

Предлагаемые в данном руководстве методы обладают рядом особеннос­тей, делающих их удобными и технологичными для исследования детей в воз­расте от 3 до 11—12-летнего возраста:

1. Большинство методов достаточно кратковременны по процедуре проведения, что позволяет использовать их в качестве своего рода релаксационных в промежутках между энергозатратными и трудоемкими методиками исследования познавательной сферы, реализуя тем самым принцип чередования легких и трудоемких методик, отмечаемый еще И. А. Коробейниковым и Т. В. Розановой.

2. Каждая из этих методик, в то же время, достаточно информативна и позволяет провести как углубленный анализ отдельных характеристик, таки оценку общей направленности развития личности ребенка.

Несмотря на то что каждая методика в определенной степени самодостаточна, получаемые результаты, так же, как и при исследовании особенностей познавательной сферы, необходимо подтвердить использованием «комплементарной» с ней методикой.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что, предлагая в этом разделе подборку методов исследования аффективно-эмоциональной сферы, авторы не подразумевают необходимость использования всей батареи данных методик в рамках одного обследования. Как и в случае исследования познава­тельной сферы, в основе подбора того или иного диагностического средства всегда находится гипотеза, в соответствии с которой наиболее рациональным является использование той или иной конкретной методики. Так, например, если необходимо оценить наличие и выраженность фобического компонента у ребенка — целесообразно использование методики Метаморфозы, но уже при анализе сущностной структуры этого компонента, причин возникновения стра­ха (например, угрозы со стороны сверстников или взрослых) целесообразно дополнить исследование методиками: Тест Рука, Контурный САТ-Н.

Практика диагностической деятельности показывает, что методику Мета­морфозы с определенной степенью достоверности можно рассматривать как центральную, как ключевой момент исследования аффективно-эмоциональ­ной сферы, личностных особенностей ребенка. Как уже отмечалось в Главе 2, именно результаты ее выполнения дают возможность не только уточнить ди­агностическую гипотезу, но и, при необходимости, изменить ее, определив за­одно и комплекс требуемых для исследования этих особенностей методик.

Для исследования самой возможности оценки ребенком эмоционального состояния, сформированности эмоциональных дифференцировок использу­ются такие методики, как Цветовой Тест Отношений (ЦТО), Эмоциональные лица.

При выявлении проблем коммуникативного плана возможно использова­ние как методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга [32], так и методики Контурный САТ-Н или методики СОМОР, а в случае, когда нужны более тща­тельная детализация коммуникативных проблем, подключение анализа эмо­циональных компонентов отношения к людям — Цветового Теста Отношений (ЦТО).

При необходимости оценить особенности эмоциональной и личностной идентификации, таких характеристик самосознания, как самооценка, уровень притязаний, идентификации по полу, особенностей эмоциональных дифференцировок целесообразно использование следующих проективных методик: ЦТО, Тест Рука, Эмоциональные лица.

При этом авторы полностью отдают себе отчет в том, что любая из предла­гаемых проективных методик в опытных руках может дать довольно полную информацию и поэтому не может считаться направленной на исследование какой-либо отдельной характеристики аффективно-эмоциональной сферы, личности ребенка в целом. В то же время использование каждой из этих мето­дик может быть наиболее оптимальным в каком-либо конкретном случае (в за­висимости от степени открытости и откровенности ребенка, его возраста, сти­ля сложившихся взаимоотношений со специалистом и т. п.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2741 - | 2304 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.