Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы этой теории встречаются уже в работах античных ученых Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Джон Локк – английский философ и политический деятель. Джон Локк не выделял в качестве самостоятельной судебную власть и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш.Л. Монтескье. В дальнейшем концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.
Термин «судебная власть» был введен в оборот на белорусских землях еще в 16 веке Статутами Великого Княжества Литовского. Затем два столетия спустя широко применялся Судебными Уставами 1864 г.и во всей дореволюционной юриспруденции. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроичные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти.
В современном национальном законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст.7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7).
Термин «судебная власть» используется во многих нормативных правовых актах. Так, в ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей определено, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленным Конституцией и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном действующим законодательством порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.
К целям судебной власти относится:
· восстановление нарушенного права;
· обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.
Вместе с тем в белорусском законодательстве отсутствует легальное определение понятия судебной власти. В юридической литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «судебная система». При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие полномочия, как:
1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;
2) правосудие – деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов;
3) обеспечение исполнения судебных решений, в частности, процессуальный контроль за действиями (бездействием) судебного исполнителя, который будет реализован путем разрешения судом соответствующих жалоб;
4) разъяснение в порядке судебного толкования действующего законодательства по вопросам судебной практики;
5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;
6) организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
7) аналитическая и организационная работа;
8) осуществление иных полномочий, входящих в компетенцию суда.
С учетом изложенного, судебную власть можно определить следующим образом. Судебная власть – это система независимых судебных учреждений, призванных от имени государства реализовывать всю совокупность возложенных на них властных полномочий по осуществлению правосудия, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства (признаки). При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие свойства судебной власти: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Эти свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.
Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний (соблюдение тайны совещательной комнаты) на основе закона и внутреннего убеждения суда, сформулированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Полнота и исключительность судебной власти означают полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Решения суда могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями, при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий.
Объективность и беспристрастность суда – неотъемлемые свойства судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол. Судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают споры непредвзято (при отсутствии какой –либо заинтересованности в исходе дела) и всесторонне (посредством исследования всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера). Гарантией данного свойства судебной власти является содержащийся в процессуальном законодательстве институт отвода (самоотвода) судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.
Верховенство судебной власти определяется особым правовым статусом суда среди правоохранительных органов, а также в том, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом) и осуществляется от имени Республики Беларусь.
Политическая нейтральность заключается в том, что суды и судьи как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе должны быть вне политики и политической борьбы. Рассматриваемая черта обеспечивает беспристрастность и объективность суда.
Легитимность судебной власти означает ее соответствие закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.
Символы судебной власти. В соответствии со ст. 15 Кодекса о судоустройстве в судах используются государственные символы Республики Беларусь: Государственный герб и Государственный флаг. На зданиях Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, в помещениях заседаний Конституционного Суда, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь.
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии, которые относятся к атрибутам судебной власти.