Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История развития идей о возможности формализации психических явлений




В настоящее время в психодиагностику стремительно вне­дряются различные компьютерные технологии. Применение автоматизированных психодиагностических средств вызвано не только модой. Это продиктовано большими возможностями компьютера по реализации многомерных измерений в психо­логии, способности всестороннего и динамичного изучения психики человека. Практика применения автоматизированных тестов демонстрирует наглядные преимущества компьютерных техник над бланковыми методами. Хотя тестирование с исполь­зованием ЭВМ имеет ряд недостатков и разночтений*, оно по­истине завоевывает тестологию. В последнее время во многих вузах читается курс компьютерной психологии и компьютер­ной психодиагностики. Причем компьютерная психодиагнос­тика представляется как учебная дисциплина, находящаяся на стыке психодиагностики и компьютерной психологии. Психо­логи все чаще доверяют компьютеру подготовку материалов тестирования к интерпретации и нередко даже позволяют ма­шине конструировать тесты и делать некоторые психологичес­кие выводы**. Многие исследователи уже говорят об измене­нии или проявлении особенностей деятельности человека в условиях компьютеризации***. Все больше входят в обиход такие понятия, как «искусственный интеллект», «компьютерное мышление», «машинная память» и др. ЭВМ становится партне­ром человека, а с появлением всемирной компьютерной сети - его незаменимым учителем.

* См.: АнастазиА., УрбинаС. Психологическое тестирование.—СПб.: Питер,2001. — С. 30.

** Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. — 364 с.

*** Тихомиров O.K., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии.— М.: Изд-воМГУ, 1986.-204с.

 

В этих условиях нам представляется необходимым рассмот­реть некоторые вопросы компьютерной психологии, связанные с разрешением психодиагностических проблем.

Проблема искусственного интеллекта в истории теоретичес­ких изысканий человечества проявляется в двух основных на­правлениях:

1. Идея создания «думающих» машин или машин, способ­ных осуществлять отдельные функции мыслительной деятель­ности человека.

2. Идея искусственного интеллекта, основанная на сведе­нии сущности мышления человека к математическим и фор­мально-логическим операциям.

Первое направление представляло собой догадки средневе­ковых мыслителей о возможности скопировать поведение и действия человека, создав его подобие (или подобие его отдель­ных функций). Уже в XIII веке предпринимались попытки сформулировать процедуру поиска человеком истинных выс­казываний. Большое влияние на приверженцев этого направ­ления оказали взгляды испанского монаха Раймонда Луллия (1235 — 1315), изложенные в его книге «Ars magna» («Великая наука»), которая пользовалась большим успехом в допетровс­кой России.

В рамках первой парадигмы противоборствовали свои скеп­тики и оптимисты.

Среди первых следует особо выделить Рене Декарта, кото­рый скептически относился к возможности конструирования машин, аналогичных человеческому разуму*. Он писал, что «невозможно иметь достаточно органов в одной машине, что­бы они заставляли ее действовать во всех обстоятельствах жиз­ни таким же образом, как нам позволяет действовать наш ра­зум»**.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». — М., 1978.-С. 7.

** Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950. — С. 301.

 

Однако Декарт считал животных автоматами, действующи­ми по схеме рефлекса: воздействие — внутреннее движение -реакция.

Ж. Ламетри в этом плане был оптимистом и, признавая, что животное «способно чувствовать и разумно действовать в со­ответствующих ситуациях», относил к ним и человека. Следо­вательно, развивая мысль Декарта о животном как машине, он делал вывод, что человек — это тоже машина, только более сложная.

Второе направление в создании «думающих» машин осно­вывалось на сведении сущности мышления человека к матема­тическим и формально-логическим операциям.

Оптимисты второго направления отталкивались от учения Пифагора о числовой гармонии мира. Согласно Т. Гоббсу («Уче­ние о теле», «Левиафан»), мышление есть «не что иное, как под­считывание (...) связей общих имен с целью отметить и обо­значить наши мысли»*. Г. Лейбниц мечтал создать «универсаль­ную математику», которая должна исследовать в воображении формализуемые элементы. Он предполагал, что основным раз­делом математики должна стать комбинаторика, то есть наука оперирования формулами. Но и он не сумел найти «алфавит человеческой мысли»**.

* Гоббс Т. Избранные произведения, т. 2.— М.; 1964. — С.76.

** Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». — М., 1978.-С. 7.

 

К числу пессимистов во втором направлении следует отне­сти И. Канта и Г. Гегеля, которые не увидели позитивного зер­на во взглядах оптимистов Р. Луллия, Г. Лейбница и др., назы­вая их бесполезными* и даже бессмыслицей**.

* Кант И. Соч., т. 1. - М., 1963. - С. 269.

** Гегель Г. Соч., т. VI. - М., 1939. - С. 132.

 

Спор о думающих машинах, о возможности моделирования человеческого интеллекта, начавшийся еще в середине второ­го тысячелетия, получил новый импульс в период развития ки­бернетики. Реальность ему придало появление искусственного сердца, искусственной почки... клонирования и пр. Около по­лувека ведутся исследования в области искусственного интел­лекта (ИИ). Это очень малый срок; для сравнения: создание привычных ныне орудий труда и изобретений, таких, как коле­со, топор, двигатель и т. д., длилось не одно поколение.

Ныне наметился поворот к синтезу взглядов на ИИ. Уче­ные, признавая, что наши возможности по созданию ИИ в на­стоящее время ограничены, акцентируют внимание на пробле­мах: а) расширения функциональных возможностей человека при использовании современной техники, в частности, ком­пьютера и б) оптимизации связей человека и ЭВМ.

Основой компьютерных технологий, применяющихся и в психологии, является информационный обмен. Причем инфор­мацию порождает не ЭВМ, а человек в процессе своей жизне­деятельности. Кибернетические или информационные систе­мы представляют собой лишь устройства по преобразованию информации. Кстати, название «кибернетические машины» они завоевали в терминалогической борьбе. Одни исследова­тели (Г. Гюнтер, 1957) предлагали называть их «неархимедовы­ми машинами», другие (Н.С. Будько, 1966) — «маперинами» (машины по переработке информации) и т. д.

Кибернетические (информационные) системы — это тех­нические устройства, предназначенные для переработки инфор­мации в форме сигналов. Физическая природа и энергетичес­кие характеристики их подчинены законам, условиям и целям переработки информации*.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». — М., 1978. - С. 12-14.

 

В конце 50-х годов пионеры эвристического программиро­вания X. Саймон и А. Ньюэлл прогнозировали, что буквально через десять лет компьютер станет непобедимым шахматистом, докажет важную недоказанную математическую теорему и впи­тает в себя в виде программного продукта большинство психо­логических теорий. Увы, этому не суждено было осуществить­ся! Теорема не доказана; Г. Каспаров в 1999 году все же обыграл компьютер; психология «не опустила голову» перед ЭВМ.

Влияние кибернетики на психологию все же состоялось, и «кибернетизация» психологических исследований все же произошла. Но, с одной стороны, исследование психичес­ких явлений на уровне процессов переработки информации оказало значительное влияние на психологические исследования в целом: изменились возможности исследователя, ре­формировалась структура эксперимента, появилась возмож­ность наиболее полного моделирования условий исследова­ний и воздействия с независимой переменной, быстрой и точной статистической обработки данных и т. д. А с другой стороны, было определено, что некоторые психические фе­номены все же нельзя адекватно раскрыть в терминах кибер­нетики. Это в первую очередь относится к творческой актив­ности человека.

Теоретические же споры философов, кибернетиков и пси­хологов о возможности создания ИИ, подобного естественно­му интеллекту человека, продолжаются на благодатной почве разработки кибернетических систем.

Серьезные трудности в области создания ИИ, на которые натолкнулись «оптимисты»-исследователи, усилили эту дискус­сию. Структура данной дискуссии в настоящее время практи­чески не отличается от рассмотренной ранее. Первая точка зре­ния — оптимистическая — основывается на убеждении в возможности создания ИИ, другая - пессимистическая — на ее отрицании и третья отражает колебания и сомнения в такой воз­можности*. Эти различия взглядов, возможно, являются след­ствием влияния трех основных факторов: а) оценки достиже­ний специальных наук о человеке (философии, этики, социо­логии, психологии, медицины и др.), б) оценки возможностей современной техники и в) нравственно-теоретических позиций ученых.

* «IEEE Transactions on Sistems, Man and Cybernetics,» 1974, vol. 4, № 1, p. 88-103. (Цит. по: Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интел­лект». - М., 1978. - С. 16).

 

1. Оптимистическая точка зрения базируется на прогнос­тических парадигмах (а может быть, на преувеличении) воз­можности развития техники, гипотезе о возможности формали­зации интеллекта человека и теоретических концепциях един­ства мира. Ее в той или иной форме высказывали З. М. Амосов, П. Анохин, Н. Бердяев, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Е. Галантер, В. М. Глушков, Э. В. Ильенков, Дж. Мак-Карти, Дж. Миллер, М. Минский, А. Ньюэлл, К. Прибрам, Г. Саймон, Р. Хейес, К. Штейнбух и др.

Неоднородность представителей оптимистической точки зрения отражается в их позициях, ориентированных или на логический, или на поведенческий аспекты мышления, или на аспекты концепции единства мира.

Мышление как логика понимается оптимистами как возмож­ность его структурирования в виде компьютерных программ, которые в будущем превзойдут человеческий интеллект. При­чем одни (сторонники дескриптивного подхода) делают упор на моделирование процессов мышления человека при решении им задач, другие (сторонники нормативного подхода) акцен­тируют внимание на создании эффективных информационных программ, которые могут быть реализованы на компьютере.

Поведенческий аспект реализуется в бихевиористской ин­терпретации мышления и в логико-синтаксическом (или фор­мально-логическом) подходе к анализу мыслительной деятель­ности человека. Суть бихевиористской парадигмы, как извест­но, сводится к рассмотрению мышления в форме «S-R», без анализа внутренних характеристик и процессов самого мыш­ления. По их мнению, в основе мышления лежит конечная си­стема элементарных правил переработки информации, что по­зволяет представить в формализованном виде в отрыве от субъекта мышления модель его мыслительной деятельности. Таким образом, логико-синтаксический подход основан на до­пущении, что все механизмы мышления, включая творчество, могут быть описаны на уровне формальных нейронных сетей с помощью языка компьютерных программ.

Особо следует подчеркнуть своеобразие взглядов ученых, стоящих на позициях концепции единства мира или подоб­ных ей*.

* Имеется в виду дискуссия по «проблеме идеального». См.: Ильенков Э.В. Про­блема идеального // Вопросы философии. — №№ 6, 7. — 1979; Ильенков Э.В. Диалек­тическая логика. — М., 1984; Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинает­ся личность. — М., 1984. — С. 319-358; Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М., 1969; Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. — М., 1971; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг.—М., 1980; Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М., 1983; Амиров А.Х., Носс И.Н. Идеальное и творчество // Историзм и творчество. Ч. 1., ФО АН СССР. - М., 1990. - С. 288-294.

 

В биоэнергетических воззрениях Вселенная, как и человек, имеет целостную структуру, состоящую из трех основных взаимосвязанных элементов (см. по Библии: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух святой) — Информация, Вещество и Энергия.

Применительно к категориям психологии под Информаци­ей понимается система ориентировок человека, составляющих субъективный образ мира, основой которого является индиви­дуальная ориентировочная деятельность человека как предста­вителя социума.

Под Веществом понимается организм человека, личност­ные структуры (совокупность психических свойств) и реаль­ные продукты его деятельности. В то же время продукты дея­тельности субъекта можно представить как результаты взаимо­действия людей (отношения в группе, в обществе) и взаимо­действия с природой (продукты труда).

Под Энергией понимается идеальное соотношение и связь вещества и информации. В психологии этот соотносительный акт можно представить в виде процесса интериоризации-экстериоризации, реальным проявлением которого являются пси­хические образования (знания, умения и навыки) человека, а также совокупность психических процессов и состояний субъекта. Особенности протекания психических процессов и состояний накладывают неизгладимый отпечаток на осуществ­ление субъективной интериоризации и экстериоризации, при­дают им своеобразие и индивидуальность. Причем субъектив­ная энергетика индивидуума, реально соотносясь с «энергией мира» (объективной энергетикой), при своем искажении (по­теря «меры») подвластна последней. Объективная энергетика регулирует информационно-вещественный субъективный про­цесс в человеке и его жизнедеятельность в целом.

По сущности Вещество является кристаллизованной фор­мой Информации. Этот переход Информации в Вещество и обратно происходит посредством Энергии. «...Вернемся опять к исходной цепочке. Любовь рождает информационно-поле­вые, то есть пространственные структуры. Информация, пере­ходя в вещество, рождает энергию. Энергия превращается в ве­щество, вещество тяготеет к накоплению энергии и информа­ции. (...) Вселенная появилась сначала как единое целое, еди­ный организм. Это единство на тонком уровне продолжает сохраняться. Внешне совершенно различные живые и неживые объекты на тонком уровне представляют из себя единое целое (курсив мой. — И. Н.). Поэтому любой объект Вселенной на тонком плане имеет абсолютное единство с ней»*.

* Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1-6. — СПб., 1997-1999.

 

М.Г. Гаазе-Рапопорт подчеркивает мысль о возможности формализации мышления не отдельного человека вообще, а мышления человека как элемента, или представителя социума. Он даже употребляет термин «человеко-машинный социум»*. Здесь можно проследить связь с позицией Э. Ильенкова о пред­ставлении психики как идеального, причем идеальное тракту­ется им в плане интеллектуальной деятельности субъекта в со­циуме. Мысль, по Э. Ильенкову, становится таковой только тогда, когда она высказана, то есть опубликована, обозначена (см. подобное у Л. С. Выготского, А. Ф. Лосева, П. Я. Гальпе­рина). Иными словами, мысль, родившись в голове у социаль­ного существа, уже социальна, так как в процессе вызревания она сравнивается с опытом индивида (его личным социальным опытом). Но не всякая «вибрация» психики и рефлексов ста­новится мыслью, «мимолетные психические состояния отдель­ной личности» не есть сознание**. Мысль прагматична в плане необходимого обогащения опытом. Она не созреет, если не по­лезна индивиду, а затем и социуму. Все, что опубликовано, воз­можно формализовать, а значит и превратить в информацион­ную модель. Мышление индивидуума социально и формали­зуемо. Вопрос стоит в возможностях психологии определить естественный интеллект, возможностях кибернетиков разрабо­тать соответствующую программу и техников — сконструиро­вать компьютер соответствующей мощности. А значит, созда­ние ИИ — это вопрос времени!

* Гаазе-Рапопорт М.Г. О некоторых философско-методологических проблемах искусственного интеллекта // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 85-88.

** См. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. — С. 30-31.

 

Великий русский философ Н. Бердяев писал: «Совершает­ся роковой процесс машинизации жизни, замена органичес­кого механическим. Многих пугает и страшит (читай «песси­мистов» страшит. — И. Н.) этот процесс, сопровождающийся уродливыми явлениями и гибелью старой красоты. Торжество машины, замена организма механизмом представляется мате­риализацией жизни. Но можно ли сказать, что дух погибает в этой материализации, что машина изгоняет его из жизни? Я думаю, что это слишком поверхностный взгляд. Смысл появ­ления машины и ее победоносного движения совсем не тот, что представляется на первый взгляд. Смысл этот — духовный, а не материальный. Сама машина есть явление духа, момент в его пути (курсив мой. — И. Н.)»*.

* Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России. — М., 1990. — С. 216.

 

И далее: «Но все же этот переход от ограниченности дерева, от благоухающей растительности к механичности машины, к мертвящей искусственности должен быть пережит и прожит религиозно. [...] Машина есть распятие плоти мира, вознесе­ние на крест благоухающих цветов и поющих птиц. Это — Гол­гофа природы*. [...] Нельзя идеализировать органическую при­роду и ее естественный порядок, в котором все основано на борьбе за существование и взаимном истреблении и пожира­нии. [...] С более глубокой точки зрения дуб и машина — одной линии. Развитие в материальном плане идет от элементарного природного организма к сложной искусственной машине»**. В связи с этой мыслью припоминается идея Э. Ильенкова о том, что «мышление и тело вовсе не две разные, порознь существу­ющие и потому могущие взаимодействовать вещи, а одна и та же вещь, только выраженная двумя разными способами или рассматриваемая в двух разных аспектах. [...] Мыслящее тело не может [...] воздействовать на мышление, ибо его существо­вание в качестве «мыслящего» и есть мышление...»***.

** Там же, с. 219.

*** Там же, с. 222.

**** Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М, 1984. - С. 30-31.

 

Заслуживает внимания высказывание по этому поводу П. Ано­хина, когда он писал: «...Поскольку [...] неорганический мир су­ществовал задолго до появления жизни на нашей планете, сле­довательно, интеллект должен был неизбежно отразить законы неорганического мира и «вписаться» в них. Но если это так, то все свойства интеллекта должны были развиться на базе пред­шествующих органических форм и, естественно, должны быть приспособлены для оперирования объектами внешнего мира.

Иначе говоря, естественный интеллект [...] неизбежно дол­жен действовать на основе объективно познаваемых процес­сов и механизмов»*.

* Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. — М.: Наука, 1985. — С. 29-42.

 

Поэтому сущность его «акцептора результатов действия» заключается в оптимальном функционировании организма в неорганическом мире. В целенаправленном поиске средств, форм и методов этого оптимального функционирования.

Подводя итоги анализа взглядов «оптимистов» на пробле­мы создания искусственного интеллекта, следует сказать, что все они основываются на парадигме идентичности материаль­ного и идеального и, как следствие, на идентичности органи­ческой и неорганической форм существования сознания. Иде­альное и есть сознание. Оно же и есть материальное как офор­мленная человеком материя. Форма как сознание есть возмож­ность существования человека как единицы социума. Сознание и мышление социально прагматично и поэтому формализуе­мо, и поэтому подвержено моделированию, и поэтому может являться в форме искусственного интеллекта.

Эмоционально-мотивационные аспекты мышления и его творческие компоненты, на которые как на якобы не форма­лизуемые при помощи компьютера опираются противники ис­кусственного интеллекта, представляют собой механизмы при­способления органического существа к неорганической при­роде и поэтому тоже подвержены формализации и моделиро­ванию. Причем творческие элементы человеческого мышления уже сегодня относительно успешно реализуются при помощи эвристических программ.

Таким образом, задача создания искусственного интеллек­та — это не задача кибернетиков (они создадут свои системы и программы), но задача психологов (адекватное исследование и определение естественного интеллекта) и техников (создание соответствующей ЭВМ).

2. Пессимистическая точка зрения представляет собой от­рицание возможностей каких-либо аналогий между мышлени­ем человека и искусственным интеллектом.

X. Дрейфус (Dreyfus H., 1972), Д. Крутч (1968), А. Гоулд (1966), Т. Мейберри (1970) и П. Косс (1958) являются наиболее яркими представителями так называемого экзистенционально-феноменологического понимания мышления, которое заклю­чается в представлении человека как иррационального суще­ства, а его поведение описывается только в терминах интрос­пективно наблюдаемых явлений сознания, а не в объективных понятиях. Они отвергают наличие каких-либо продуктивных аналогий между человеческим и «машинным» интеллектом*.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». — М., 1978. - С. 20-22.

 

Во взглядах представителей субъективно-идеалистической философской школы Д. Дубровского идея о невозможности со­здания искусственного интеллекта основывается на парадигме семантической неадекватности формальной и субъективной ло­гики. По их мнению, объективные компоненты мышления, су­ществующие в социуме в виде оформленных материальных пред­метов, не являются в полной мере мышлением. Различные люди, придавая им субъективный личностный смысл, по-разному ха­рактеризуют их функциональность. Мышление кодируется в форме предметов, но проблема состоит в их адекватном раско­дировании*. «Личностный смысл» является для данных иссле­дователей тем камнем преткновения, который определяет невоз­можность формализации естественного интеллекта.

* См.: Д.И. Дубровский Расшифровка кодов // Вопросы философии. — № 2. — 1979.

 

А.В. Брушлинский, говоря о невозможности создания ис­кусственного интеллекта, подобного человеческому, подчерки­вает, что в отличие от «континуального» (непрерывно развива­ющегося, целостного, то есть возникающего из одной оплодот­воренной яйцеклетки — зиготы — и постоянно развивающего­ся как целого) человеческого мышления ИИ является собранным из «отдельных деталей» дизъюнктивным способом копирования (курсив мой. — Н. И.) естественного интеллекта. Поэтому он поддается логико-математической формализации в отличие от человеческого мышления и возможен в виде необходимого на современном этапе орудия творческой и нетворческой челове­ческой деятельности*.

* Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный «интеллект»// Вопро­сы философии. - № 2. - 1979. - С. 61-63.

 

3. Колебания и сомнения в вопросе о возможности созда­ния ИИ наиболее отчетливо просматриваются у X. Пунтана, М. Скривена, К. Гундерсона, Д. Мак-Кея и др. Они считают, что вопрос о различии естественного и искусственного ин­теллектов есть псевдовопрос. Его решение зависит от «об­щества, которое может признать робота личностью, если он будет способен делать все то, что способны делать люди, или от самих роботов, если перед ними этот вопрос будет постав­лен»*.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». — М., 1978. - С. 22.

 

Таким образом, исторический обзор взглядов ученых на проблему ИИ обозначает:

1) Основные задачи, стоящие перед психологией и кибер­нетикой, состоят в изучении и формализации компонен­тов естественного мышления, а также совершенствова­нии средств автоматизации.

2) Современный уровень развития психологии и киберне­тики не позволяет говорить о конкретном разрешении спора о возможности создания ИИ. То есть это вопрос времени.

3) Согласие исследователей в том, что кибернетические си­стемы в настоящий момент являются только орудиями де­ятельности и развития человека, освобождающие его мышление от рутинной, стандартной деятельности для истинно творческих изысканий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.