Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы измерения Я-концепции




Обратимся к схеме, с которой мы начали знакомство с проблемой Я-концепции (рис. 1). Попробуйте вновь заполнить эту таблицу, не ориентируясь на свои первоначальные ответы. Теперь давайте критически рассмотрим как саму эту шкалу, так и те ответы, которые вы дали. Для этого сформулируем следующие вопросы.

Охватывает ли эта таблица всю совокупность элементов Я-концепции индивида? По какому принципу отобраны эти характеристики?

Ясно ли вам значение каждого из указанных качеств?

Будет ли значение, которое вы вкладываете в эти слова, совпадать с тем значением, которое может вкладывать в них другой человек? Измеряет ли на самом деле эта шкала Я-концепцию? На чем основано утверждение, что она действительно ее измеряет? Иными словами, насколько она валидна?

Ваши ответы были честными или они были продиктованы социальными ожиданиями? Быть может, вы отрицаете какие-то качества, которыми обладаете, но не хотите их признать? В тех случаях, когда ваши ответы при первом и повторном заполнении таблицы совпали,.является ли это свидетельством вашей убежденности в обладании соответствующими качествами? Есть лн существенные расхождения между первым и вторым вариантами ответов? Иными словами, насколько эта шкала надежна?

В этих вопросах отражается круг проблем, связанных с измерением Я-концепции. Приблизительно такие же вопросы возникают и при измерении других психологических образований, таких, как интроверсия, тревожность и т. д.

Подавляющее большинство методик измерения Я-концепции основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании.

Комбс, Соупер и Коурсон считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я-концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия "Я-концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: "Как следует из всех определений, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.

Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я-концепции индивида, определяется следующими факторами:

· ясностью индивидуального самосознания; - наличием адекватных символов для его выражения;

· готовностью индивида к сотрудничеству; - социальными ожиданиями; чувством личной адекватности индивида; - отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.

В этой связи Паркер отмечает, что, если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение Я-концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее многие исследователи считают, что изучение Я-концепции должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представления индивида о себе включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.

Джемс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я-сознающее - рефлексивно-процессуальное и Я-как-объект - содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.

Кули и Мид подчеркивали ведущую, роль социальных взаимодействий как источника Я-концепции индивида. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.

Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях: - поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

· этот ракурс по своей природе субъективен; - всякое вое приятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;

· Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;

· соответственно Я-концепция регулирует поведение;

· Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;

· расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

· главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 856 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2273 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.