Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дж. Локк о человеке как правовом существе (1632-1704).




«Два трактата о государственном правлении»

Локк во многом продолжал развивать идеи Гоббса, но в его учении идеи естественного права и договорного происхождения государства рассматриваются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод, разделения властей и правовой организации государственной власти.

Как и Гоббс, Локк допускал естественное состояние людей, но если Гоббс полагал, что это состояние «войны всех против всех», то Локк представлял его состоянием мира разумных людей. Он считал, что в таком естественном состоянии людям присущи естественные права: свобода, жизнь, собственность.

По Локку, необходимость обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства. В отличие от Гоббса, который полагал, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав в пользу суверена, Локк считал иначе: государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая индивидам возможность реализовать свои естественные права. Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную).

Существенным моментом договорной концепции государства, по Локку, является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Данная доктрина включает в себя право народа на восстание против деспотической власти, что входит в суверенные правомочия народа как учредителя государства. Также Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства хочет стать.

Философско-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Гарантированность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного правосудия и властной публичной силы.

Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны соответствовать велениям естественного закона, неотчуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.

Общеобязательность гражданского закона, в т.ч. и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон выражает "волю общества". Должностные лица, действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лишь той волей и властью, которая представлена в законе. Когда же их деятельность определяется их личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер.


 

19. Концепция «просвещенного монарха» Вольтера (1694-1778)

В центре французской философско-правовой мысли XVIII в. проблемы человека и его благополучия в условиях «разумного» государства, возглавляемого просвещенным правителем.

Наиболее четко эти идеи выразил Вольтер. Корень существующих социальных зол Вольтер видел в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Бог изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Осуждаются религиозные преследования и фанатизм.

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы — свободу совести и слова. В то же время, относясь крайне враждебно к католической церкви, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность. Антиклерикальный настрой не мешал ему полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс. «Если бы Бога не существовало, Его следовало бы выдумать».

Свобода у Вольтера — свобода личности, частная свобода,а не свобода общества в целом. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.

Вольтер выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует заменить бюрократией.

В разных ситуациях и в разные периоды государство может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает абсолютной монархии. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Суть концепции «просвещенного монарха» в том, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1196 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.