«Два трактата о государственном правлении»
Локк во многом продолжал развивать идеи Гоббса, но в его учении идеи естественного права и договорного происхождения государства рассматриваются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод, разделения властей и правовой организации государственной власти.
Как и Гоббс, Локк допускал естественное состояние людей, но если Гоббс полагал, что это состояние «войны всех против всех», то Локк представлял его состоянием мира разумных людей. Он считал, что в таком естественном состоянии людям присущи естественные права: свобода, жизнь, собственность.
По Локку, необходимость обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства. В отличие от Гоббса, который полагал, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав в пользу суверена, Локк считал иначе: государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая индивидам возможность реализовать свои естественные права. Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную).
Существенным моментом договорной концепции государства, по Локку, является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Данная доктрина включает в себя право народа на восстание против деспотической власти, что входит в суверенные правомочия народа как учредителя государства. Также Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства хочет стать.
Философско-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Гарантированность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного правосудия и властной публичной силы.
Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны соответствовать велениям естественного закона, неотчуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.
Общеобязательность гражданского закона, в т.ч. и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон выражает "волю общества". Должностные лица, действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лишь той волей и властью, которая представлена в законе. Когда же их деятельность определяется их личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер.
19. Концепция «просвещенного монарха» Вольтера (1694-1778)
В центре французской философско-правовой мысли XVIII в. проблемы человека и его благополучия в условиях «разумного» государства, возглавляемого просвещенным правителем.
Наиболее четко эти идеи выразил Вольтер. Корень существующих социальных зол Вольтер видел в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Бог изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Осуждаются религиозные преследования и фанатизм.
Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы — свободу совести и слова. В то же время, относясь крайне враждебно к католической церкви, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность. Антиклерикальный настрой не мешал ему полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс. «Если бы Бога не существовало, Его следовало бы выдумать».
Свобода у Вольтера — свобода личности, частная свобода,а не свобода общества в целом. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.
Вольтер выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует заменить бюрократией.
В разных ситуациях и в разные периоды государство может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает абсолютной монархии. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Суть концепции «просвещенного монарха» в том, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.
Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.