Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Универсальный закон изменения мира (дхарма).




В индуизме существует универсальный закон изменения мира – дхарма («извечный порядок вещей»). Осознание этого закона помогает человеку обрести жизненную гармонию.


4. Философско-правовая мысль Древнего Китая: основные философско-правовые идеи даосийцев, конфуцианцев и легистов.

В Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет, которым занимались мудрецы, философы. В центре внимания Китайских мыслителей человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.

Даосизм

Основатель - Лао-Цзы (6 в. до н.э.). Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь) – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий (осуждение антинародного активизма властителей и богатых, призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое). Критика всякого рода насилия, войн, армии.

Конфуцианство

Основатель - Кун-Цзы (Конфуций)(551-479-гг до н.э).

Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархальную теорию государства и права. Государство = большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Принцип добродетели (Дэ) составлял основу политического учения Конфуция. Человек по природе добр. Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип "исправления имен" (чжэ мин). Цель "исправления имен" – привести "имена" (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин –-простолюдином, подданный – подданным.

Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называл их Цзюн-цзы - Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ – правила, выработанные традицией, которые никто не нарушает), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао. Цель Цзюн-цзы – заботиться о младших.

Легизм

Основатель – Шан Ян (390–338 гг. до н. э.)

Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Ряд глав трактата написан самим Гун-сунь Яном, известным под именем Шан Ян.

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов".

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности, при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 565 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.