Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Память 1 / 14 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.




Родился 25 мая / 7 июня 1877 года в деревне Малые Подберёзы[33] Свияжского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Киприана Васильевича Овечкина.

Священник Дмитрий Овечкин

6 / 19 мая 1896 года окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики.

С 1 / 14 сентября 1896 года по 1 / 14 сентября 1902 года был помощником учителя Ординского училища Министерства народного просвещения Пермской губернии.

Перед свадьбой переехал на родину будущей жены - город Оса той же губернии. Преподавал математику в селе Буткееве Красноуфимского уезда.

С 1 / 14 сентября 1902 года по 1 / 14 сентября 1903 года работал учителем Деменёвского земского училища.

Был женат. Жена - Ольга Григорьевна Китаева (1882-1961), дочь благочестивых уральских купцов, преподавательница русского языка. Будущие супруги познакомились в Казани. В семье родились семеро детей: Елена (1903 г.р.), Геннадий (1906 г.р.), Валериан[34] (1907 г.р.), Августа (1909 г.р.), Лидия (1911 г.р.), Алексей (1913 г.р.) и Ангелина.

Во многом под влиянием родителей жены - людей глубоко верующих - принял решение стать священником.

12 / 25 октября 1903 года был рукоположен во диакона к Христорождественской церкви села Рождественского Осинского уезда Пермской губернии.

С 17 / 30 октября 1903 года по 1 / 14 сентября 1910 года работал законоучителем церковно-приходской школы при Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

Учился в Вятской духовной семинарии[35]. С 1 / 14 по 17 / 30 сентября 1908 года занимался на миссионерских курсах.

27 января / 9 февраля 1909 года рукоположен в сан священника. Служил в Успенском соборе города Осы[36] и в церкви села Кузнечиха Осинского уезда.

Дети с малых лет помогали отцу в храме: Геннадий - чтецом, Елена, Августа и Лидия пели в хоре. Вся семья отличалась музыкальностью и красивыми голосами. Семья часто собиралась вместе, и тогда звучал домашний хор в сопровождении гитары, балалайки. Дети помогали родителям не только в храме, но и по хозяйству.

Детей в семье учили жить по-евангельски. Однажды дочь Ангелина нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец, выслушав её, нахмурился и сказал: "Ты, Аличка, пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя. Тот, кто потерял, придет и возьмет".

Ангелина Дмитриевна Овечкина впоследствии также вспоминала:

"Потом, когда немного подросла, помню, любила сидеть с подружками на лавочке, а мимо, по дороге, ходили барышни и дамы с детьми, хорошо одетые. Время было тяжелое, иногда и надеть было нечего, почти весь город в лаптях ходил, а тут - первые сандалии у богатых девочек появились. Увидела я их однажды, пришла домой и говорю маме: "Девочки ходят в таких красивых сандалиях - как бы мне такие!" Папа услышал и сказал: "Аличка, это называется зависть. Завидовать никогда никому не надо. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Придет время, будет и у тебя что-нибудь хорошее".

Много таких уроков дал мне отец. Когда я пошла учиться в школу, со мной вместе учились дети из разных семей, в том числе и других национальностей. Коля Бабынин, с которым я занималась как с отстающим, дразнил одну мою подружку "еврейкой", другую - "татаркой", и это меня очень огорчало. Увидев это, отец однажды сказал: "Аличка, скажи Коле и сама знай, что каждый человек Богом создан, еврей ли он, татарин, русский - все люди одинаковые…".

С 7 / 20 октября 1909 года по 1 / 14 ноября 1912 года был на должности законоучителя в Северном земском училище. Состоял заведующим и законоучителем в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 / 14 сентября 1911 года по 1 / 14 ноября 1912 года. Состоял учителем пения в той же школе с 27 ноября / 10 декабря 1911 года по 1 / 14 сентября 1912 года.

Проходил должность законоучителя в Пьянковском земском училище с 27 ноября / 10 декабря 1911 года по 1 / 14 ноября 1912 года. Состоял законоучителем и учителем вечерней церковно-приходской школы для взрослых обоего пола с 1 / 14 декабря 1911 года по 12 / 25 октября 1912 года.

12 / 25 октября 1912 года перемещен к Вознесенской церкви села Буткеева. Состоял законоучителем в Редькинско-Буткеевском народном земском училище с 28 ноября / 11 декабря 1912 года по 8 / 21 июля 1913 года.

Перемещен к Прокопиевской церкви села Кузнечихи 8 / 21 июля 1913 года. Состоял законоучителем и заведующим в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 / 14 сентября 1913 года.

С 1916 года[37] служил в Успенском соборе города Осы. С 1917 года служил в Троицком соборе того же города. Строительство этого храма было только что закончено при большой поддержке горожан и крестьян из окрестных сел.

В 1922 году был осужден решением местного ГПУ на 6 месяцев заключения условно за отказ работать в комиссии по изъятию церковных ценностей, но находился в тюрьме почти год. После освобождения работал бухгалтером в одном из советских учреждений.

В 1923 году ему было разрешено вернуться к обязанностям священнослужителя. После того как в том же году был закрыт Успенский храм города Осы, священник вместе иеромонахом Александром (Копейко) при поддержке прихожан сорвал печати и продолжал проводить богослужения.

В январе 1923 года присутствовал на собрании градо-осинского духовенства, которое постановило не принимать назначенного обновленческим епархиальным управлением в город Осу «епископа» Михаила Бирюкова и священника И. Шешина, от управления отделиться, "приискать" другого православного епископа, учредить в Осе самостоятельную кафедру. В мае 1923 года вошел в состав Осинского церковного совета, учрежденного собранием. Стал благочинным Градо-Осинского округа.

В начале 1920-х годов неоднократно вызывался в Осинский отдел ОГПУ, где ему предлагали сотрудничать с властями, а в 1925 году даже предложили стать обновленческим архиереем. Все эти предложения были решительно отвергнуты.

Власти постоянно проводили обыски. Семью выселили из дома церковного причта, она была вынуждена снимать квартиры.

В конце 1920-х годов единственный из местных священнослужителей участвовал в трех (больше не допустили) диспутах с пропагандистами атеизма, организованных властью в Перми. Жена отговаривала его: "Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?"

В 1929 году был арестован, заключен в тюрьму города Осы, а имущество было конфисковано.

21 марта 1930 года осужден Особой тройкой при Постоянном представительстве ОГПУ по Уральскому краю[38] и приговорен по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соликамске на соляных шахтах.

Жена отца Димитрия, дочь Аля и сын-инвалид Алексей (в детстве повредил ногу и с тех пор ходил на костылях) переселились в маленькую избушку в три окна. Остальные дети повзрослели и разъехались. Вскоре и Аля уехала к сестре Августе в село Бикбарда Куединского района Пермского края и там доучивалась, так как продолжать обучение дочь "врага народа" в своем родном городе не могла.

В 1933 году, став инвалидом с больными ногами и поврежденным позвоночником, жил на поселении в Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного округа. Туда приехала жена с сыном Алексеем. В 1936 году они переехали к старшей дочери в Майкоп. Супруга скучала по родине и не раз говорила мужу: "Дмитрий, поедем умирать в Осу".

Осенью 1937 года жена уговорила о.Димитрия вернуться в Осу.

После возвращения служил священником Спасо-Преображенской церкви села Богомягково Осинского района.

Был арестован 21 октября 1937 года по обвинению "в участии в контрреволюционной повстанческой организации, проводившей антисоветскую пропаганду и агитацию ".

После ареста неоднократно допрашивался начальником Осинского РО НКВД сержантом Касаткиным. В одном из протоколов допросов зафиксировано:

- Следствию известно, что вы являетесь членом контрреволюционной повстанческой фашистской группы в Осинском районе. Признаете ли вы это?

- Не признаю. Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и не состою.

- Вы были вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию бывшим священником Осинской кладбищенской церкви Вострецовым. Признаете ли вы это?

- Не признаю. Никогда у меня с Вострецовым о контрреволюционной деятельности разговоров не было.

- Вы лжете. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.

- Я следствию дал правдивые показания и больше добавить ничего не могу.

- Зачитываем вам выдержку из показаний обвиняемого Вострецова Афанасия Григорьевича за 9 и 12 сентября 1937 года по этому вопросу. "Мною завербованы следующие лица Овечкин Димитрий Киприянович, бывший священник, осужден за контрреволюционную деятельность в 1929-1930 годах, завербован мною в январе месяце 1937 года. Овечкин Д.К. – бывший священник, проживающий в г. Оса, завербован мною в январе месяце 1937 года в очереди за хлебом на площади перед раймагом в г. Оса." Признаете ли вы это?

Сщмч. Димитрий Овечкин. Икона. Кон. XX в.

- Не признаю.

4 ноября Особой тройкой УНКВД по Свердловской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 14 ноября 1937 года. Сведений о месте расстрела и захоронения не сохранилось.

Семья не знала ни о приговоре, ни о расстреле. В 1957 году, на запрос вдовы священника был дан заведомо ложный ответ, согласно установленной форме:

"Овечкиной Ольге Григорьевне объявить устно, что Овечкин Дмитрий Киприянович 4 ноября 1937 года осужден на 10 лет ИТЛ, находясь в местах заключения умер 5 декабря 1941 года от пеллагры. Смерть зарегистрировать в ЗАГСе Осинского райисполкома"[39].

Пермская епархия назначила вдове священника пенсию - дети, сами в то время живущие бедно, мало чем могли ей помочь. Умерла Ольга Григорьевна в 1961 году. Похоронили ее за кладбищенским Казанским храмом в Осе, за алтарем справа, там, где хоронили священников.

Димитрий Киприанович Овечкин реабилитирован в 1958 году (по делу 1937 года) и в 1989 году (по делу 1930 года).

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания[40].

Награды

  • набедренник (26 июня 1914)
  • серебряная медаль в память 25-летия церковных школ
  • крест и медаль в память 300 летия Дома Романовых

Архивные материалы и литература

  • ГКБУ "Государственный архив Пермского края" (ГКБУ «ГАПК»):
    • Ф. 109. Оп. 1. Д. 176. Л. 110 об. - 112 об; Оп. 1. Д. 177. Л. 64 об.- 66 об., 119 об.- 121 об.; Д. 184. Л. 117 об. – 119 об.
    • Ф. Р-359. Оп. 1. Д. 71. Л. 54;
  • Пермский государственный архив новейшей истории (ГКБУ "ПермГАНИ"):
    • Ф. 1. Оп. 1. Д. 12783
    • Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12783. Л. 6, Л. 44 об.- 45, Л. 42–82.
    • Ф. 2. Оп. 1. Д. 26559.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. Кн. 2. С. 144-146
  • Агафонов П. Н. Пермская епархия в 20-е гг. ХХ в. // Вехи христ. истории Прикамья: Сб. ст. Пермь, 2003. С. 76-77.

Использованные материалы

  • Занин Дмитрий, свящ. Димитрий Киприанович Овечкин // Православная Энциклопедия, т. 15, с. 49-50:
    • http://www.pravenc.ru/text/178055.html
  • Владимир Лупандин Претерпевший до конца – спасется ("Журнал Московской Патриархии", № 8, 1993, с.10-14) в сборнике "Их страданиями очистится Русь" (Изд-во им.святителя Игнатия Ставропольского, М. 1996. с.160-165):
    • http://www.wco.ru/biblio/books/stradaniya/H20-T.htm
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...CQ*
  • Сообщения Сергея Огарышева и Виталия Бояршинова Храм в честь блаженного святого Прокопия Устюжского, село Кузнечиха на форуме сайта Церковный краевед Прикамья:
    • http://permkraeved.ru/forum/forum34/topic65/messages/
  • 14 ноября - память Священномученика Димитрия Осинского (1937 г.), сайт Благочиния храмов Осинского округа Пермской епархии:
    • http://jugblag.ru/notice/14-noyabrya-pamyat-svyashchennomuch...7-g




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 516 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.