Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальный компонент в государственном управлении




Так уж распорядилась история, что сейчас в мире практически не существует государств со строгим мононациональным соста­вом населения. В каждой стране проживают представители раз­ных наций и народностей. Федеративное строительство, естест­венно, учитывает национально-культурное многообразие, но при этом не отбрасывается и факт компактного проживания того или другого народа. Хотя есть государства, в которых практически не учитывается этнонациональный аспект социальных отношений. Базовым принципом является другое: все народы - жители еди­ного государства, все они - равноправные граждане и только за­тем представляют ту или иную нацию, расовую прослойку или народность.

Принципиально иное положение в нашей стране. Россия из­начально строилась как сложное многонациональное государ­ство. Масштабы территории (географический фактор), экономи­ческие условия и политические обстоятельства во всей российской истории поддерживали ситуацию, при которой самобыт­ность народов сохранялась и воспроизводилась, несмотря на проживание в одном большом государстве более полутора сот на­ций, народов и народностей. И что особо важно - ни один на­род, даже самый малочисленный, не исчез, не ассимилировался, а, наоборот, укрепил свою национальную аутентичность, свой социально-правовой статус, свою культуру.

Правда, в разные исторические периоды национальный ком­понент учитывался по-разному. После Октябрьской революции доминировали принципы пролетарского интернационализма, права наций на самоопределение, партийного руководства, де­мократического централизма, централизованной плановости хо­зяйственной жизни, социалистической законности и советского федерализма. Казалось, что лучшей базы для объедения народов и гармонизации их базовых интересов нет и быть не может. Но реальное осуществление принципов советского государствен­ного строительства и пролетарского интернационализма ничего исторически значимого, похоже, не принесло. Эффективной, долговечной и социально справедливой многонациональной фе­дерации создать не удалось. Главный постулат марксистской тео­рии о том, что общность языка, территории, психологического склада и экономической жизни являются основой объединения людей«национальную общность, и базовым фактором консоли­дации национальной жизни оказался состоятельным далеко не во всем. Хотя и сыграл в образовании советского государства не­малую роль, особенно в части консолидации хозяйственной жизни страны, объединения этнических территорий, ликвида­ции социальной раздробленности.

В целом же торжествовал формально-бюрократический под­ход, при котором все национальные проблемы рассматривались сквозь призму статусов конкретных территориальных образова­ний: союзная республика, автономная республика, автономная область, автономный округ. За скобкой оставалось главное - культурно-психологические основы формирования нации, отра­жающие не только материальные, но и субъективные ощущения и пожелания народов. Разными способами - формальными и неформальными - нарушалось равноправие представителей разных социальных групп. Национальные потребности предста­вителей того или иного народа удовлетворялись не по месту их жительства, а лишь в их «титульном образовании» и только с поз­воления центра. Не признавалось, что нация - это единство ис­торических судеб народа, что осознание этой судьбы и есть наци­ональное самосознание. Принципиально не признавалось, что всякая нация (большая и не очень) стремится образовать свое го­сударство, укрепить и усилить его. А ведь это закон общественно­го бытия: отсутствие своего государства, «своей самостоятельно­сти и суверенности - великое несчастье, тяжелая болезнь, кале­чащая душу нации».

Российская Федерация унаследовала немало проблем, касаю­щихся межнациональных отношений и национального развития. Одно время даже ставился вопрос, стоит ли создавать субъекты федерации на основе национально-территориального подхода, не лучше ли ограничиться административно-территориальным делением. Обосновывались также предложения о замене федера­тивного устройства унитарным. Сегодня трудно ответить на во­прос, чья точка зрения более приемлема. Но уже сегодня ясно, что ресурсы федеративного устройства нами еще далеко не ис­черпаны.

На некоторых приоритетных задачах совершенствования фе­деративных отношений следует остановиться детальнее:

Первое, целесообразно сделать так, чтобы развести проблемы государственного устройства, обусловленные демократизацией государства и развитием самоуправленческих механизмов, и на­циональных отношений, которые имеют свою собственную ло­гику и своих конкретных носителей. В свободном обществе ори­ентация на национальные традиции, использование националь­ного языка, следование обычаям национальной, материальной и духовной культуры - не государственный императив, а свобод­ный выбор человека, его частное дело.

Государство, как властная сила со своим аппаратом управле­ния и принуждения, должно меньше всего вмешиваться в исто­рический выбор людей и навязывать им какие-либо националь­но-коллективные решения. Его долг ограничивается созданием, оптимизацией и поддержанием необходимых экономических, организационно-правовых и социально-бытовых условий, поз­воляющих человеку, независимо от его национальной принад­лежности сполна удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Государство призвано приближать власть к человеку и каждого человека к власти, создавать возможность каждому активно участвовать в решении проблем общества и государствен­ного управления. Чем быстрее это будет осознано, тем успешнее и скорее мы осуществим переход к демократической государ­ственности в современном ее понимании.

Вторая задача видится в теоретическом и нравственно-норма­тивном разграничении национального и националистического. Нельзя формировать нормальные отношения между людьми, тем более обеспечивать с их помощью прочные государственно-пра­вовые связи, если в обществе не разделены нравственное и без­нравственное, справедливое и корыстное, порядочное и цинич­ное. Государство обязано определить свои позиции по каждой из этих ценностей. И, главное, противодействовать любому выходу за пределы человеческого и нравственного, т.е. всеми доступными средствами бороться с социальной, национальной и религиозной нетерпимостью, коррупцией, бюрократизмом, различного рода проявлениями чиновничьего произвола. И всегда помнить, что как только начинают говорить о превосходстве одного народа над другим (генетическом, историческом, интеллектуальном, расо­вом, культурном), воскрешать героические легенды прошлого, подчеркивать какую-то особую историческую миссию своего на­рода, то тут же национальное превращается в националистичес­кое, расистское. А значит, в человеконенавистническое и пре­ступное.

Национализм противопоставляет одну нацию другим нациям, изолирует народ от общемировых процессов, умышленно обре­кает его на постепенное саморазрушение и гибель. Тем самым го­сударственно-правовое преодоление национализма представляет собой реальную заботу о развитии национального. Без учета за­просов, потребностей и интересов представителей всех наций и народностей в равной мере, в том числе в плане зашиты их стремления к социально-правовому равенству и братству, куль­турно-психологической самоиндентификации творить справед­ливое человеческое сообщество немыслимо. Такое управление бесперспективно.

Третья задача сводится к тому, чтобы в своей управленческой деятельности максимально деполитизировать национальные от­ношения и перевести их в русло нейтрально-социальных. Ведь истинно национальное воплощается не в том, что какой-либо на­род создает своего «отца нации» и обслуживает его политически, материально и духовно. А в том, чтобы создать необходимые усло­вия для того, чтобы каждый человек сам по собственному жела­нию пользовался наиболее удобным для него языком, ориентиро­вался на близкие ему моральные ценности и религиозные идеалы, свободно общался с теми людьми, которые близки ему по духу, интересам, менталитету и жизненным целям. Каждому человеку, независимо от его национальности должно быть предоставлено реальное право на законные и приемлемые ему национально-культурные объединения, посредством которых удовлетворялись его и его единомышленников национальные потребности. И все это без ущемления достоинства и интересов людей других нацио­нальностей. На страже этого как раз и должно стоять государство.

Разные национально-культурные объединения могут сосуще­ствовать на одной территории, могут совместно организовывать коллективную жизнедеятельность людей, внося в нее свой кон­кретный национальный опыт, свои материальные и духовно-культурные ценности. Более того, здоровая конкурентность и соревновательность в этом смысле полезны, носят созидатель­но-конструктивный интегрирующий характер. Поэтому заслу­живают всяческой государственной поддержки. Многие страны пошли именно по такому пути, дав возможность гражданам раз­ных наций и народностей совместно удовлетворять свои нацио­нальные запросы в рамках открытых и свободных национально-плюралистических гражданских институтов.

Четвертая задача связана с решением проблем Северного Кав­каза и малочисленных народов Севера. К сожалению, перестрой­ка и недальновидность многих политических решений периодов перестройки и радикальных реформ породили немало межрели­гиозных разломов и межнациональных конфликтов. Рыночные реформы конца XX века, по сути, поставили малочисленные на­роды на грань исчезновения. Сейчас многое изменилось к луч­шему. Государством предпринято немало позитивных шагов по решению «чеченской» проблемы, утверждены и с тем или иным успехом претворяются в жизнь различные государственные про­граммы по возрождению малочисленных народов. Националь­ный аспект учитывается и в процессе реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2392 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.