Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семья в контексте американской школы альтернативной социологии (А.Карлосон).




В книге много внимания уделяется анализу причин и отрицательных последствий модернизации в западных странах и, прежде всего в США. Автор отличается критической направленностью и резкими оценками современного положения американского общества. Социальные изменения, происшедшие на протяжении XVIII-XIX столетий в науке, законодательстве и государственном устройстве, в экономике и политике объясняются в терминах альтернативной социологии, рассматривающей институт семьи не как нечто пассивное, а как важнейший фактор истории.

 

Главный вопрос, интересующий автора, шведа по происхождению, - как и каким образом США, одна из самых семьецентристских стран мира в последние десятилетия стала испытывать социальные потрясения, затрагивающие сами основы социального строя Америки. Привлекая данные социологии, демографии, истории, права, психологии, экономики, антропологии и других наук Карлсон показывает, как под воздействием человеческих целей и действий социальная система, покоящаяся на <естественных институтах> гражданского общества - семье, домохозяйстве, общности, нации - приходит к новому мировому порядку с его духом эгалитаризма, корпоративной экономикой и тотальным государственным контролем.

Моральный капитал традиционного общества, регулировавший рыночные отношения и сдерживавший вмешательство государства в частную жизнь, иссяк к концу XX века. Семья, лишенная своих производственных и воспитательных функций институтами корпоративной экономики и <государства всеобщего благоденствия>, пришла в упадок. В лучших традициях <анналистов> - школы <новой исторической науки> Карлсон показывает как ослабленная структурно и потерявшая институциональную автономию семья не в состоянии более поддерживать религиозные заповеди и идеалы буржуазной добродетели. Идеология индивидуальной свободы и эгоцентризма, не сдерживаемая фамилизмом и кризисной семьей сконструировала новый тип саморазрушительного нигилизма, ставящего под сомнение законность даже самого либерального капитализма, породившего нигилистов.

Проникновение нигилистических идей в науку усугубляет ситуацию зашедшей слишком далеко модернизации общества. Сегодня в Америке лишь то направление альтернативной социологии, которое связано с именами Питирима Сорокина, Карла Циммермана и Роберта Нисбета способно противостоять разрушающему воздействию нигилистического постмодернизма. Карлсон в качестве яркого современного представителя альтернативной школы отрицает возможность какого бы то ни было <прогрессивного развития> модернизационного общества, снимающего само собой его атрибутивные противоречия. Это внутренние противоречия <государства велфэра>: демографические или депопуляционные; семейные, связанные с упадком полной семьи с несколькими детьми, с вовлечением женщин в профессиональную занятость и ростом по этой причине социальной патологии подрастающих поколений; финансовые противоречия, обусловленные уменьшением налоговых сборов и увеличением расходов на пособия и пенсии; наконец, политические противоречия из-за перевеса избирателей заинтересованных в пособиях над избирателями - производителями богатств, налогоплательщиками.

Никакое реформирование в рамках парламентского функционирования не сможет снять этих имманентных противоречий или сгладить их негативные последствия. Печальная развязка неизбежна, если не произойдет смены социального уклада модернистского проекта альтернативной версией государства с <ограниченными возможностями вмешательства в мир семьи>. В ближайшие десятилетия все без исключения страны <всеобщего благоденствия> постигнет судьба Швеции, самой бессемейной державы, скатившейся из-за государственных долгов с третьего места на бесславное место в третьем десятке <благоденствующих> государств.

Общественная система велфэра сама порождает свое отрицание - падение СССР и советской модели благоденствия тому пример. Правда, крах западных социал-демократических стран и государственного капитализма окажется более острым, чем крушение советской системы, где <никто не верил в коммунизм>. <Государство благоденствия> имеет очень много убежденных сторонников даже в США и по мере возрастания социальной дезорганизации и патологии ужесточится оборона системы, с которой будет связана жизнь и велфэровская безопасность миллионов людей. Чтобы пережить грядущие социальные, экономические и политические штормы защитникам свободы, веры и демократии в Америке надо позаботиться о сдерживании социального беспорядка, сопутствующего краху государства благоденствия.

В тревожные времена надо сосредоточить усилия на сокращении вмешательства правительства в семью, которое осуществляется под изощренным предлогом <охраны прав> человека, абстрактного человека - категорий клиентов социальных служб и услуг, а не собственно детей, инвалидов, престарелых, одиноких женщин и мужчин, и т.д. Только автономная семья способна создать на руинах модернистского (социал-демократического, социалистического, феминистского) эксперимента подлинно гражданское общество, которое оставляет государству лишь функции международного представительства, защиты от внешних угроз и посредничества между семейно-воспитательными домохозяйствами, общностями и территориально-региональными структурами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 707 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2261 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.