Как малая социальная группа ( основанная на браке, кровном родстве или факте усыновления малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью).
По антонову: супружество-родительство-родство. Семейная группа – если нет одного из критериев.
Семья имеет формально-неформальную природу
o Референтные
o Нереферентные
Основные аспекты существования семьи:
o Социальный (семья как социальный организм) нормы, образцы, санкции
o Экономический (бюджет)
o Территориальный (совместное проживание)
o Биологический
o Юридический
Харчев, Мауковский: семья – социальный институт в то же время, обладающая исторически обусловленной организацией малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что детерминировано социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического так и духовного обновления общества.
Антонов: семья -
Основанная на общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества-родительства-родства.
Супружество – исключительно социальные отношения
Виды семейного поведения людей:
· Брачное (матримониальное)
· Бракоразводное
· Репродуктивное
· Социализационное/родительское поведение
· Танатологическое поведение (связанное с уходом из жизни членов семьи)
· Самосохранительное поведение
Критерии семьи:
Семью создают отношения родители-дети.
Пространственная локализация.
Экономическая основа семьи.
Триединство отношений супружество-родительство-родство
Теоретические предпосылки становления социологии семьи. Утопические теории семьи.
Платон, Компанелла.
Годвин — враг всякой кооперации, всякого объединения. Резко осуждая общественный порядок, основанный на частной собственности, он критикует буржуазную моногамию как брак-монополию. Семьи как постоянной связи между мужчиной и женщиной, супругами и детьми не должно существовать. Мужчины, женщины и дети должны жить в различных помещениях. Годвин полагал, что брак препятствует развитию способностей человека. Институт брака — это система обмана, поскольку брак является одной из сторон существующей системы собственности, без его уничтожения нельзя покончить с частной собственностью. Этот вывод не оригинален, он восходит еще к платоновской идее общности жен.
Годвина раздражает сама природная необходимость общения между полами. Он мечтает о том времени, когда развитие интеллекта приведет к уничтожению половой потребности, к полному исчезновению полового инстинкта. Этот момент истории и станет вершиной развития человеческого разума.
Т. Мор. Рассказ о Утопе и его семье. Нет частной собственности и т.д.
Фурье. От посемейного строя человечество должно прийти к ассоциации. Подобно многим своим предшественникам, Фурье много внимания уделяет организации быта. Социетарии живут замкнутыми общинами-фалангами, в которые входит не более 2000 человек. Все члены фаланги живут в общем громадном здании, расположенном в центре территории. По мысли Фурье, воспитание в семье — совершенно ненормальное явление. Дети до трех лет находятся на попечении общественных нянь, матери в установленные часы приходят кормить детей. Дети всех возрастов организованы в маленькие орды. Семья в фаланге утрачивает всякое хозяйственное значение. Домашнее хозяйство заменено общественной кухней и общественным обслуживанием. Такие ассоциации освободят женщину от домашнего рабства. Только таким путем можно вовлечь женщин в общественноепроизводство и обеспечить равенство полов.