Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает.
Однопартийная система в СССР (1922-1989 гг.) 12 ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание: за эсеров проголосовало 58 % всех избирателей, за социал-демократов — 27,6 % (причем 25 % за большевиков, 2,6 % — за меньшевиков), за кадетов — 13 %. Характерно также и то, что большевики имели преобладание в столицах, эсеры стали бесспорными лидерами в провинции. Однако ультрарадикальная позиция большевистского лидера Ленина и его сторонников, громадная политическая воля и уверенность в возможности осуществления своей идеологической доктрины в условиях нарастания революционно-анархической стихии обусловили в конечном итоге иной характер развития событий: большевики узурпировали власть.
Оформление моно партийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы. Это дает основание говорить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тоталитаризма. Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важнейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.
Последующие годы деятельности большевистской партии стали временем постепенного падения своего авторитета (не без "энергичных" действий все более стареющего руководства).
Несомненно, реформаторская интенция лежала в основе действий молодого Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Однако через свое партократическое естество переступить он не смог, поскольку судьбу перестройки он так или иначе связывал с ролью КПСС. Не уставая говорить о демократии, Горбачев терпел в своем окружении не только "консерваторов", но и "агентов влияния", на сторону которых он в конечном итоге перешел, роспуском КПСС он предал миллионы ни в чем не повинных людей.
Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции не ставился даже теоретически. Более того, из марксистской теории классов естественно вытекал тезис о сохранении многопартийности в обществе, разделенном на классы, даже после победы социализма. Однако практика Советской власти вошла в разительное противоречие с этой теорией.
Репрессии против небольшевистских партий начались сразу же после победы Октябрьской революции и не прекращались вплоть до их полного исчезновения, что позволило сделать первый вывод: вывод о решающей роли насилия в установлении однопартийности. Другой подход к этой проблеме исходил из факта эмиграции большинства лидеров этих партий, что давало возможность сделать иной вывод - об отрыве их от страны и оставшейся в ней членской массы.
Однако прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. дало в наше распоряжение новый исторический опыт гибели партии, где репрессии или эмиграции не играли никакой роли. Таким образом, теперь имеется достаточный эмпирический материал, позволяющий рассмотреть цикл эволюции политической партии в России вплоть до ее распада и определить его причины. На наш взгляд, они коренятся в противоречиях, присущих партии, как историческому явлению. Однопартийность облегчает этот анализ, обеспечивая единство предмета исследования.
Однопартийность до предела упростила проблему политического руководства, сведя его к администрированию. Одновременно она предопределила деградацию партии, не знающей политических соперников. К ее услугам были репрессивный аппарат государства, средства массового воздействия на народ. Была создана всевластная всепроникающая вертикаль, работавшая в одностороннем режиме - от центра к массам, лишенная обратной связи. Поэтому процессы, проходящие внутри партии, приобрели самодовлеющее значение. Источником ее развития были присущие партии противоречия, они характерны для политической партии вообще, но протекали в нашей стране в специфической форме, обусловленной однопартийностью.
Опыт однопартийной системы в нашей стране доказал тупиковость развития общества в условиях монополии на власть. Только политические методы в обстановке свободного соревнования доктрин, стратегических и тактических установок, соперничества лидеров на виду у избирателей могли помочь партии набрать и сохранить силу, развиваться как свободному содружеству людей, объединяемых единством убеждений и действий.
45. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация с/х
НЭП на первом этапе привел к бурному росту экономики страны, однако политика государства продолжала опираться на принцип командно-административных методов управления, в т. ч. и в экономической сфере. В результате возникла острая нехватка, как продовольствия, так и промышленных товаров, в связи с чем были введены продовольственные карточки, затем государство вернулось фактически к прежней политики изымания продуктов у крестьян. 1929 год считают окончательным концом НЭПа и началом массовой коллективизации.
Коллективизация (1928-1935). Фактически коллективизация (т. е. объединение всех частных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы) началась в 1929 г., когда для решения проблемы острой нехватки продовольствия (крестьяне отказывались продавать продукты, в первую очередь зерно, по ценам, которые диктовало государство) были увеличены налоги на частных собственников и власть провозгласила политику льготного налогообложения для вновь создаваемых колхозов. Таким образом коллективизация означала свертывание новой экономической политики.
В основе коллективизации была идея уничтожения зажиточного класса крестьян, кулаков, которые с 1929 года, оказались фактически в безвыходной ситуации: их не принимали в колхозы и они не могли продать свое имущество и уйти в город. Уже на следующий год была принята программа, согласно которой все имущество кулаков конфисковывалось, а сами кулаки подлежали массовому выселению. Параллельно шел процесс создания колхозов, которые должны были в самое ближайшее время полностью заменить единоличные хозяйства.
Разразившийся голод 1932 - 1933 гг. только усугубил положение крестьян, у которых были отняты паспорта, а при наличии строгой паспортной системы перемещение по стране было невозможным.
Индустриализация. После гражданской войны промышленность страны находилась в очень бедственном положении, и для решения этой проблемы государству было необходимо изыскивать средства для строительства новых предприятий и модернизации старых. Так как внешние займы были уже невозможны из-за отказа платить по царским долгам, партия объявила курс на индустриализацию. Отныне все финансовые и людские ресурсы страны должны были быть брошены на восстановление промышленного потенциала страны. В соответствии с выработанной программой индустриализации, для каждой пятилетки устанавливался определенный план, выполнение которого жестко контролировалось. В результате к концу 30-х годов удалось приблизиться по промышленным показателям к ведущим западноевропейским странам. Достигнуто это было в большой степени за счет привлечение крестьян на стройки новых предприятий и использования сил заключенных. Были построены такие предприятия как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Беломоро-Балтийский канал.