Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Почему эрос превосходит рассудок и разум – и в то же время неотделим от познания?




 

2) Эротическое восхождение. Знание, становясь в отношение к реальности, оказывается бóльшим или меньшим знанием, больше или меньше приближающимся к соответствию с реальностью. Другими словами, как соединение знания с чувственностью привело к становящемуся знанию (Эросу), так соединение становящегося знания с реальностью должно привести к внесению изменчивости в стихию самого становления. Но ведь реальность сама включает разные уровни. Другие диалоги Платона уже обнаружили в реальности, по крайней мере, два уровня – уровень сущности, открывающейся мышлению, и уровень явлений, чувственных качеств. И вот в диалоге "Пир" мы находим учение о степенях "эротического восхождения".

"Те мужчины, которые бременеют телесно, предпочтительно обращаются к женщинам, и их стремление к любви принимает именно такое направление, так как они рассчитывают путем деторождения приобрести себе на все последующее время бессмертие, память и счастье. Напротив, бременеющие духовно – есть и такие, которые бременеют духовно еще в большей степени, чем телесно, – бременеют тем, чем подлежит бременеть душе, носить в себе плод и разрешаться от бремени. Но чем надлежит? Рассудительностью и всякой другой добродетелью".

Итак, 1) первая ступень эротического восхождения – обыкновенное рождение детей и 2) вторая – поэтическое, художественное и техническое творчество, возникающее из недр "софросины", светлого преображения чувственности, или рассудительности.

3) Третья ступень эротического восхождения – общественно-политическая деятельность, рождающая "детей" в смысле законов и добрых обычаев, воспитания и мудрого управления. Эти три этапа эротической "науки" представляют собою нечто единое, потому что в дальнейшем хотя и будет идти речь о восхождении, начиная с "прекрасного тела", но эти новые этапы именуются особым названием "эпоптической", т.е. чисто созерцательной, ступени.

Ступени восхождения в этой эпоптической части намечены вполне ясно: а) любовь к одному прекрасному телу, b) любовь к прекрасному в телах вообще, с) любовь к душе и ее проявлениям и "образам", d) любовь к знанию всех видов вещей. Результат этой любви на всех ступенях один и тот же – это рождение прекрасных речей и размышлений, которые появляются у любящего в связи с его чувствами к любимому.

Но есть еще одна и последняя ступень эротического восхождения. "Кто будет доведен до этого предела "эротического" знания, кто узрит в правильной последовательности прекрасное, тот, достигнув уже цели "эротического" знания, внезапно увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе, увидит именно то, Сократ, ради чего совершены были и все предшествующие труды. Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает; далее, что оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; [ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно]. Прекрасное не предстанет пред ним в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо ином предмете. Прекрасное предстанет перед ним само по себе, будучи единообразным с собою, тогда как все остальные прекрасные предметы имеют в нем участие таким примерно образом, что они возникают и уничтожаются; оно же, прекрасное, напротив, не становится ни большим ни меньшим и ни в чем не испытывает страдания. Когда кто, отправляясь от всего этого приступит к созерцанию прекрасного, он уже почти достиг своей цели. Цель же эта состоит в том, чтобы правильным путем идти или дать себя вести другому к "эротическим" делам: начиная от тех [одиночных] прекрасных предметов, постоянно восходить вверх ради этого [высшего] прекрасного, поднимаясь как бы по ступенькам, от одного прекрасного тела к двум, от двух ко всем вообще прекрасным телам, а от прекрасных тел к прекрасному образу жизни, от прекрасного образа жизни к прекрасным знаниям, наконец, от знаний к тому знанию, которое является знанием не чего-либо иного, но знанием того [высшего] прекрасного – все это для того, чтобы познать, в конце концов, что такое прекрасное. Если человек достиг этого в жизни, дорогой Сократ, - говорила мантинеянка, - более, чем когда-либо, он может сказать, что он жил достойным образом, так как он зрит самое прекрасное. А коль скоро он родил и вскормил истинную добродетель, он может стать любезным божеству и более чем кто-либо другой – бессмертным".

Какими бы красками Платон ни изображал этот предел "эротической науки", ясно, что смысл кроется в достижении того "самого по себе", которое является сущностью вещей. Предел эротического знания – слияние с сущностью вещей, любовь даже уже не к идеальному знанию, но к самой идее. Результат такой любви – рождение "истинной добродетели".

Таким образом, объединение становящегося знания (Эроса) и бытия порождает следующую иерархическую систему.

I.​ Вещественное рождение:

a.​ рождение детей,

b.​ художественно-техническое производство,

c.​ общественно-политическая деятельность.

II.​ Эпоптическое рождение:

a.​ связанное с вещами
1. любовь к прекрасному телу,
2. любовь к прекрасному в телах вообще,
3. любовь к душе и ее проявлениям и "образам",
4. любовь к самому знанию;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1113 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.