Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как сформулировать определение любви по Платону? Совпадает ли оно с расхожим пониманием «платонической любви»?




Эрос и Логос в философии Платона.

Практикум.

1) Природа любви. Платоновская антропология, как известно, мифологична. Об этом свидетельствует мифологический сюжет о существовании андрогинов, после рассечения которых на две половинки и возникает любовь между человеческими существами. Любовь предстает в качестве влечения, соединяющего половинки этих существ в одно целое и исцеляющего тем самым человеческую природу.

Человек не является сам для себя достаточным. О том, что человеку чего-то недостает, свидетельствует существование у него беспокойства, тоски, желаний и стремлений. Действительно, у самодостаточного существа не должно быть вожделений и связанных с ними состояний беспокойства. «Не достает же, — по словам Платона, — того, что отнято». Что же, спрашивается, отнято у человека? А отнято у него существенное для его природы, а именно, внутреннее единство самой человеческой сущности, ее целостность.

Однако существование у человека влечения означает не только желание собственного восполнения, но и преодоление своего Я, выход за свои собственные пределы, для чего человеку и нужна «экспансивная сила любви».

Любовь как одержимость стремлением «слиться, сплавиться с возлюбленным в единое существо» укоренена в самой природе человека, изначально имеющей целостный характер. Исток этого влечения теряется в тайной глубине человеческой души. «Ясно, — говорит Платона, — что душа каждого хочет чего-то другого, чего именно, она не может сказать. И лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает о них». "Любовь есть стремление к вечному обладанию благом".

Любовь у Платона предстает в виде силы, не только не совпадающей с рассудком и разумом, но противостоящей им, выступающей как нечто чуждое, властвующее над ними и даже уничтожающее их. Эрос, по Платону, — это то, что, «заполняя душу страстным началом, мутит рассудок безумием».

В системе платоновских взглядов на любовь неистовство эроса трактуется не как негативное, а, скорее, как благоприятное для человека явление. Именно с помощью неистовства, явно противостоящего здравому рассудку, по мнению Платона, осуществляются необходимые людям и обществу прорицания, предсказания, исцеления от болезней, творчество. Приводя подобного рода примеры и доказательства «прекрасного действия неистовства», Платон делает выводы о превосходстве этого состояния («неистовство, которое у людей от бога, прекраснее рассудительности, свойства человеческого»), о его значимости в творческом процессе («творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых»), в конечном итоге — о его предназначении («неистовство боги даруют для величайшего счастья»).

Эрос в такой трактовке превосходит не только рассудок, но и разум в привычном понимании, ибо он понимается чаще всего как созерцание своего объекта и в этом смысле как ограниченная способность. Любовь же — это не только устремление, влечение, т.е. не только нечто потенциальное, но и деятельность, точнее деятельность порождения.

Почему именно рождение, а не иные виды человеческой деятельности, завершает эротическое влечение? Дело в том, что, во-первых, рождение, телесное или духовное, является всегда творчеством. Творчество же трактуется как «все, что вызывает переход из небытия в бытие». Рождение как творчество, во-вторых, — это способ преодоления смертности, временности, переход к бессмертию, погружение в вечное, слияние с вечным.

Итак, если душа в своей разумной ипостаси созерцательна, то в своей эротической ипостаси она активна, действенна.

Эротическое отношение человека к Красоте и Благу одновременно является и познавательным отношением. В любви происходит познание как объекта вожделения, так и самого себя. Справедливо и обратное: в познание включено эротическое влечение. Поскольку эрос сливается с познанием, постольку требует признания и единство философии любви с философией познания — «синтез гносеологии с Эросом».

Они сопоставимы прежде всего по объектам, которые относятся либо к низшему, либо к высшему уровню. К низшему уровню объектов познания относятся зримые образы (изображения, тела), а эроса — красивые тела и красивые души. К высшему уровню объектов познания относятся умопостигаемое (математические образы, идеи), а эроса — прекрасное (идея прекрасного). Эрос и познание сопоставимы также и по способам их осуществления, опять-таки низшим и высшим. К низшим способам познания относятся мнение, вера, предположение, а к низшим формам эроса — то, что названо эротикой, т.е. созерцание и порождение с целью обретения бессмертия в телесном. К высшим способам познания относятся мышление, достоверное знание, а к высшим формам эроса — высшее созерцание и порождение духовного, истинной добродетели, а не ее призраков.

Однако дело не только во внешнем сравнении познания и эроса, но и в осознании их органической взаимосвязи, выражающейся во взаимном влиянии друг на друга, во взаимном порождении друг друга. К этому подводит платоновская философия, основную мысль которой философ С.Н. Булгаков резюмировал следующим образом: «Истина открывается только любви, эротическому безумию, экстазу».

По И.Г. Гребенщиковой. «Эрос, разум, познание в философии Платона»

Вопросы для размышления:

Как сформулировать определение любви по Платону? Совпадает ли оно с расхожим пониманием «платонической любви»?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3021 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2358 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.