Мусульманское право - шариат означает закрепленный священным писанием Кораном и другими религиозными текстами путь следования правоверного мусульманина. Мусульманское право закрепляет по преимуществу обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным лицам. Во-первых, мусульманское право является окончательно сложившимся в X в. и не претерпевшим сколько-нибудь значительных изменений по настоящее время. Истоки мусульманского права связываются с пророком Мухаммедом (571—632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов. Система этих взглядов закреплена в священной книге мусульман — Коране. К концу X в. исламскими правоведами и судьями путем толкования Корана была сформулирована система конкретных правоположений, существенно восполнивших пробелы Корана и создавших завершенную систему права, которая была узаконена и не подлежала никакому пересмотру. Во-вторых, если право стран Европы действует в отношении всех лиц, находящихся на территории соответствующего государства, как его граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, то мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Отношения между мусульманами и представителями иных религиозных концессий регулируются светскими законами либо соглашениями сторон. В-третьих, мусульманское право своим основанием имеет не конституцию страны, иной закон государства, а религиозные тексты.
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это, прежде всего Коран – священная книга Ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или суждение по аналогии.[2]
Коран - священная книга мусульман, состоящая из проповедей, молитв и притч.[3] Полный его текст, который мусульмане считают окончательным истинным посланием Аллаха, был собран на раннем этапе мусульманской истории. Окончательная редакция Корана произведена при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу определенных Исламом правил. В самом Коране его правовая значимость определяется таким образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник". Большая часть стихов Корана имеет мифологический характер, и лишь около 500 содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Не более чем 80 из них можно отнести к правовым, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Основная часть Корана носит казуальный характер, представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут иметь разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и правовой доктрине в результате свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, нередко взаимоисключающих правовых предписаниях.
Чтобы правильно понять роль Корана при разработке Шариата, следует признать, что Коран был призван, выработать определенные нормы поведения у мусульман, а не оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества, это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран не определяет юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу "публичного права" за исключением нескольких случаев. Он смотрит глубже, говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом, главная задача Корана в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем, а не с другими людьми.
Таким образом, Коран не является сводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый призыв к людям повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в сознании Исламской правовой системы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что Шариат является прямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники, технологии и отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум, соответствовать его положениям.
Сунна первоначально означала обычай, пример, путь по которому следует идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка, как пример для всех мусульман. После его смерти оказалось, что предписаний Корана недостаточно для решения всех государственных и общественных проблем. Возник поиск прецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к мнению судьи, который должен был решать "по справедливости". Так, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Одна предлагала использовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который брал на себя ответственность за принятие решения.
Признание Сунны Пророка единственной, представляющей собой второй источник Шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название "сунниты" – те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе Сунны решались многие вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами Сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, сохранившие в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Проблема соотношения Сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии. В частности, высказывалось мнение, что если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны. В трудах по основам фикха в IX-X вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и Сунны.
Мусульманская Сунна включает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама, вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию и литературу. Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Сунне сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются ненужным новшеством.
Когда понятие Сунна было сведено только к Сунне Пророка, ей был придан более низкий статус, но она сохранила значение как Иджма, третий источник Шариата. Кроме логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип Иджмы как источник Шариата, ибо Пророк сказал: "Мой народ никогда не будет единодушен в заблуждении".
Несмотря на то, что при определении сферы и способа применения Иджмы возникают сложности, она была мощной движущей силой развития Шариата не только как один из его источников, но и как средство определения надежности текстов самих Корана и Сунны и их трактовки. Ведь первоначально запись Корана и Сунны были признаны истинными и окончательными именно на основании Иджмы. Более того, было признано, что только те интерпретации Корана и Сунны являются верными, которые были приняты на ее основании. И только мнения и тексты тех людей считаются авторитетными, которые были признаны таковыми на основании Иджмы всей общины; не каким-нибудь синодом или собором, но почти бессознательно возникшим общим мнением народа, который в единстве своем считался неспособным на ошибку.
Хотя принцип Иджмы как источника Шариата был признан с самого раннего времени, его значение и сфера применения трактовалась весьма противоречиво. Необходимость в поддержании единства мусульман после гражданских войн, принесших раскол в ранний период, породила в Исламской мысли средних веков идею об использовании Иджмы в качестве политического инструмента. Необходимо было подчиняться правителю при любых обстоятельствах, так как он пришел к власти посредством Иджмы или получил согласие от Иджмы на свое правление. Таким образом, политическая роль, которую играла Иджма факихов постиджтихадского периода, заключалась в сохранении статус-кво, стабилизации общества и недопустимости анархии.[4]
Иджма является плодом согласия всего сообщества мусульман, начиная от появления Ислама, до настоящего времени. Что ее составляет? Требует ли она всеобщего согласия или допускает разногласия и наличие несогласного меньшинства? Означает ли она консенсус Сподвижников Пророка, или всех мусульманских ученых-правоведов, или вообще всех мусульман? Говорим ли мы об Иджме одного поколения, или нескольких? Является ли Иджма прежних поколений обязательной для всех последующих поколений? Эти и другие вопросы, связанные с природой Иджмы и сферой ее применения, остаются источником многих противоречий. Споры по этим вопросам, результат неадекватности методов, позволяющих ученым-правоведам или мусульманам вообще достичь консенсуса. При появлении современных средств организации и связи, процедурные вопросы перестали быть проблемой. Но принципиальный подход к определению природы и сферы Иджмы остается проблемой. Кто правомочен установить обязательную для всех Иджму, и какая должна быть ее связь с Иджмой прошлых, современных и будущих поколений? Можно ли считать, что Иджма – это консенсус определенного политического сообщества мусульман. Может ли она быть определена избранными представителями народа, или на основе референдума данной общины? Если "да", может ли такая Иджма отменить принцип или концепцию Шариата, основанную на Иджме мусульманского сообщества более раннего периода, особенно Иджме первых поколений мусульман, которая пользуется особым религиозным авторитетом у их большинства. В основе всех этих вопросов и возможных ответов на них лежит фундаментальный вопрос об основании Иджмы; должна ли она основываться на принципе народного суверенитета, или, ориентироваться на религиозный авторитет, благочестие и мораль?
Один из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающий острые разногласия между разными направлениями - Кияс (решение правовых дел по аналогии). Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс позволял быстро урегулировать новые общественные отношения и способствовал освобождению Шариата от теологического налета. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение. Этим путем они смогли сочетать откровение с разумом человека. Кияс вызывал сопротивление, так как основывал Шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении. Наиболее широко Кияс был обоснован ханифитами. Наиболее резко против него выступили ханбалиты и особенно шииты, которые не признавали его в качестве источника права. Обвинений в сторону Кияса можно избежать, только если ограничить его применение теми случаями, в которых невозможно применить другие источники Шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует Шариату, всем его принципам и правилам.
Хотя Кияс очевидно связан с независимым юридическим суждением, его сочли необходимым признать независимым источником Шариата.
Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.
Мусульманское право — яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.[5]
Право как совокупность обязательных предписаний сформировалось за первые два века существования ислама, в глубоком Средневековье. После того как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на убыль, и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной. Идея эволюции и совершенствования права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.
Требование неукоснительно соблюдать догматы-веры, не нарушать непреложные обычаи побуждает суды прибегать к многочисленным уловкам. Так, Коран не допускает ссуды под проценты, запрещая ростовщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему «двойной продажи»: заемщик «продавал» тот или иной предмет кредитору, а последний «перепродавал» его заемщику по цене, завышенной на оговоренный ссудный процент и выплачиваемой только по истечении срока ссуды. Запрет Кораном аренды земли обходят, заключая вместо договора аренды договор товарищества.
Многочисленные мусульманские общества, в которых признают в качестве одного из символов веры совершенство и авторитет мусульманского права, могли существовать веками и продолжают существовать, главным образом руководствуясь обычаями. Обычай не входит в мусульманское право и никогда не рассматривается как право, но это не означает, что он отвергается мусульманским правом. Оно занимает по отношению к обычаю позицию, сходную с отношением западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделке, которая в некоторых случаях признаётся судьёй. Заинтересованным лицам разрешено в ряде случаев организовать свои отношения и регулировать свои разногласия без вмешательства права.
Ислам смог распространиться в мире только потому, что сохранял такую либеральную позицию и не требовал пожертвовать образом жизни, священным обычаем. Само собой разумеется, что некоторые обычаи могут быть незаконными с точки зрения мусульманского права, но многие обычаи могут существовать, не вызывая упрёков. Таково положение обычаев, которые только дополняют мусульманское право в тех вопросах, которые оно не регулирует: обычаи, касающиеся сумм и способов выплаты приданого, обычаи, регулирующие использование источников, протекающих между двумя земельными владениями. Мусульманское право все поступки человека делит на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или запрещать то, что право полагает порицаемым или лишь допускаемым.
Мусульманское право содержит очень мало императивных предложений и предоставляет широкие возможности свободной инициативе. В результате соглашений можно, оставаясь верным исламу, внести очень существенные изменения в нормы, которые предлагает мусульманское право, но которые не считаются обязательными.
Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.