Т. Пятницкая
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ СЛОВА
Сибирский Независимый Институт
На протяжении последних двадцати лет гражданам России неустанно внушается мысль о преимуществах капиталистической социально-экономической системы и ее буржуазной идеологии. В качестве одного из основных аргументов здесь приводятся многочисленные права и свободы, провозглашаемые и гарантированные государством. Одним из таких прав является свобода слова, закрепленная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года [1]. В комментариях Садовникова Д.П. к Основному Закону говорится следующее: «Конституция наряду со свободой слова закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние. Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами [2]. Такие запреты содержит, в частности, Закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"[3]. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещает использование технических средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека [4].
Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.
Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения.
2. Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Деяния, запрещенные нормой ч. 2 комментируемой статьи, направлены на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, поэтому они влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление, административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку [5].
Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.
Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается.
3. Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.
Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средства массовой информации. Свобода выражения своих убеждений подвергается в соответствии с законодательством РФ ограничениям, которые указаны в ч. 2 комментируемой статьи.
4. Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.
5. Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации"[4]. В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.
Большое значение для обеспечения гарантий свободы массовой информации имеет установленный Конституцией и указанным Законом запрет цензуры. Вместе с тем Закон предусматривает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, в частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости [4].
Анализ приведенных выше положений и жизненной практики позволяет сделать вывод о том, что в России созданы все формальные условия для реализации права граждан на свободу слова в тех условиях, где не требуется каких-либо материальных затрат, например, в кругу семьи, друзей, коллег по работе и т.п. Для реализации права на свободу слова в кругу более широкой аудитории необходимы финансовые средства, причем немалые. Здесь речь идет о средствах массовой информации. Ведущее место среди средств массовой информации занимает телевидение.
Анализ жизненной реальности показывает, что практически абсолютное господство в сфере телевизионного вещания принадлежит представителям буржуазного класса. Такое положение является типичным для любого буржуазного общества. По мнению Б.А. Стародубского [6], И.П. Осадчего [7], причиной этого является демагогический характер всех буржуазных конституций, которым присущи черты декларативности и фиктивности. В условиях буржуазно-демократического режима, государство, провозглашая конституционный принцип свободы слова, абсолютно игнорирует вопрос о фактической возможности его осуществления и не подкрепляет его материальными гарантиями. Для граждан, общественных движений, партий, не представляющих господствующий класс, данный принцип (как, впрочем, и большинство провозглашаемых прав и свобод) приобретает формальный характер, и поэтому его следует характеризовать как формально-юридическая гарантия. Формально-юридическая гарантия дает возможность представителям правящей буржуазной партии пользоваться ей в полной мере, так как, во-первых они не испытывают недостатка в материальных средствах, и во-вторых, сами являются собственниками подавляющего большинства средств идеологического воздействия (газет, телевидения и т.п.).
С данной точкой зрения нельзя не согласиться. На основании этого можно сделать вывод о том, что в буржуазном обществе провозглашаемое право на свободу слова носит формальный характер, так как государство не предоставляет никаких материальных гарантий для его реализации.
Правовые акты и литература:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
2. Садовников Д.П. «Комментарий к Конституции РФ (постатейный) 5-е изд., Изд-во Юрайт, М., 2009.
3. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"
5. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР", М., 1987.
6. Стародубский Б.А., Чиркин В.Е. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учебник / Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Высш. Школа», 1977.
7. Проект Конституции Российской Советской Федерации / отв. ред. З.П. Жданова. – М.: Изд-во «Былина», 1999.
Научный руководитель доцент А.Н. Гладышев