Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сибирский Независимый Институт

Т. Пятницкая

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ СЛОВА

Сибирский Независимый Институт

 

На протяжении последних двадцати лет гражданам России неустанно внушается мысль о преимуществах капиталистической социально-экономической системы и ее буржуазной идеологии. В качестве одного из основных аргументов здесь приводятся многочисленные права и свободы, провозглашаемые и гарантированные государством. Одним из таких прав является свобода слова, закрепленная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года [1]. В комментариях Садовникова Д.П. к Основному Закону говорится следующее: «Конституция наряду со свободой слова закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние. Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами [2]. Такие запреты содержит, в частности, Закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"[3]. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещает использование технических средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека [4].

Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.

Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения.

2. Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Деяния, запрещенные нормой ч. 2 комментируемой статьи, направлены на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, поэтому они влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление, административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку [5].

Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.

Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается.

3. Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.

Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средства массовой информации. Свобода выражения своих убеждений подвергается в соответствии с законодательством РФ ограничениям, которые указаны в ч. 2 комментируемой статьи.

4. Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.

5. Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации"[4]. В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.

Большое значение для обеспечения гарантий свободы массовой информации имеет установленный Конституцией и указанным Законом запрет цензуры. Вместе с тем Закон предусматривает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, в частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости [4].

Анализ приведенных выше положений и жизненной практики позволяет сделать вывод о том, что в России созданы все формальные условия для реализации права граждан на свободу слова в тех условиях, где не требуется каких-либо материальных затрат, например, в кругу семьи, друзей, коллег по работе и т.п. Для реализации права на свободу слова в кругу более широкой аудитории необходимы финансовые средства, причем немалые. Здесь речь идет о средствах массовой информации. Ведущее место среди средств массовой информации занимает телевидение.

Анализ жизненной реальности показывает, что практически абсолютное господство в сфере телевизионного вещания принадлежит представителям буржуазного класса. Такое положение является типичным для любого буржуазного общества. По мнению Б.А. Стародубского [6], И.П. Осадчего [7], причиной этого является демагогический характер всех буржуазных конституций, которым присущи черты декларативности и фиктивности. В условиях буржуазно-демократического режима, государство, провозглашая конституционный принцип свободы слова, абсолютно игнорирует вопрос о фактической возможности его осуществления и не подкрепляет его материальными гарантиями. Для граждан, общественных движений, партий, не представляющих господствующий класс, данный принцип (как, впрочем, и большинство провозглашаемых прав и свобод) приобретает формальный характер, и поэтому его следует характеризовать как формально-юридическая гарантия. Формально-юридическая гарантия дает возможность представителям правящей буржуазной партии пользоваться ей в полной мере, так как, во-первых они не испытывают недостатка в материальных средствах, и во-вторых, сами являются собственниками подавляющего большинства средств идеологического воздействия (газет, телевидения и т.п.).

С данной точкой зрения нельзя не согласиться. На основании этого можно сделать вывод о том, что в буржуазном обществе провозглашаемое право на свободу слова носит формальный характер, так как государство не предоставляет никаких материальных гарантий для его реализации.

 

Правовые акты и литература:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).

2. Садовников Д.П. «Комментарий к Конституции РФ (постатейный) 5-е изд., Изд-во Юрайт, М., 2009.

3. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"

5. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР", М., 1987.

6. Стародубский Б.А., Чиркин В.Е. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учебник / Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Высш. Школа», 1977.

7. Проект Конституции Российской Советской Федерации / отв. ред. З.П. Жданова. – М.: Изд-во «Былина», 1999.

 

Научный руководитель доцент А.Н. Гладышев

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какими достоинствами и недостатками обладают дисковые | Номенклатура органических соединений.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 397 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.