Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История общественной политики в России




 

Для лучшего понимания истории общественной политики в России следует преодолеть, сложившееся в советской историографии представление о вечном непреодолимом конфликте между «властью» и «народом»[4]. В реальности пространство публичной политики, сферы, взаимодействия общества и государства, в решении общих социальных проблем, в России не многим, по своим масштабам, отличалось от аналогичных процессов в Западной Европе. Это пространство развивалось в силу российской специфики развития гражданского общества и не всегда по своему составу и характеристикам совпадало с западными странами, но по выражению Джозефа Брэдли российскую общественность характеризовало «общее чувство общественного служения и гражданского духа».[5] Западная идея гражданского общественного служения в Российской действительности попало на почву традиционного православного милосердия и потому, в большей степени, общественная политика в России была сосредоточена на делах социального служения.

Сам феномен понятия «общественность» имеет выраженную российскую специфику, поскольку в отличие от термина «гражданское общество» менее политизирован и оппозиционен по отношению к государственной власти. В России традиционно сложилось, и по всей видимости сохраняется, особое отношение к верховной власти как к «помазанникам Божиим». Если на Западе, говоря о гражданской критике власти, под объектом подразумеваются все ее институты, включая институт президентства, то в России общественность в своей критике не затрагивает национальных лидеров. В этом смысле понятие «общественная политика» для российского менталитета привычнее, чем различные формы гражданской оппозиции в западном гражданском обществе – «Термин «общественность» подразумевает «образованное общество» и исходит из гармонического баланса государства и автономной социальной инициативы»[6]. Данное понимание феномена российской общественности признается и рядом западных исследователей, например американские социологи Эдит Клоуз, Джеймс Уэст и Самюэлл Кассоу приходят к следующему выводу: «категория «общественность», во-первых, имеет преимущество идеологической нейтральности, а во-вторых, менее связана с понятием класса и тем самым классового сознания, а более с готовностью действовать на общее благо и дело прогресса, то есть соответствует либеральному образу мышления».[7]

О масштабах развития общественной жизни в России накануне 1917 года, свидетельствуют следующие факты – к 1902 году в России функционировало 11 040 благотворительных учреждений, что составляло - 10,3 учреждения на 100 тысяч человек, а в Санкт-Петербурге на 100 тыс. человек - от 14 до 18 благотворительных учреждений. Число добровольных ассоциаций в России к началу XX века исчислялось тысячами: «Русская публика располагала широкой сетью разнообразнейших добровольных организаций, занимавшихся образовательной и научно работой, художественным творчеством, здравоохранением и социальной защитой».[8]

Деятельность общественности продолжилась и после революционных событий, сохранив свое специфическое отношение к власти. Российский феномен удаленности гражданского общества от политики имеет свои позитивные и негативные еще мало изученные проявления. С одной стороны общественность, интеллигенция, проявляя пассивность в политическом давлении на власть зачастую попустительствует реакции самых различных толков. Выступление интеллигенции на стороне государственной власти с политическими заявлениями столь же часто дискредитирует интеллигенцию, порою сильнее, чем саму власть. Отказ думающей, ответственной части общества от участия в политической оппозиции маргинализирует оппозиционные силы. Само понятие «интеллигент», имеет российское основание и является в определенном отношении заменой западноевропейского понятия «гражданин». Для Запада классический гражданин преимущественно представитель среднего класса, выдвигающий на первый план дискурс о гражданских правах и обязанностях, являющуюся основой гражданского общества. Для России классический интеллигент выдвигает на первый план идеи всеобщего блага, социального прогресса и дискурс об общественных ценностях. Из этих различий проистекают и недостатки обеих моделей – жесткий и рациональный европейский гражданин, и мягкий, мечтательный российский интеллигент. Наличие этих двух разрозненных составляющих идеальной гражданственности и определяет силу притягательности Запада и России друг для друга.

Взаимоотношение понятий «общественность», «общественная политика» и гражданское общество» в России требует отдельного глубокого анализа, во всяком случае эта задача не может быть выполнена путем механистического переноса западных подходов, применения западных парадигм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 307 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2370 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.