Потребность в реформах для России была вдвойне очевидна. Во-первых, требовалось устранить пережитки, мешавшие поступательному развитию страны (помещичье землевладение, самодержавный строй, сословные привилегии и др.). Во-вторых, необходимо было успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.
Значительный шаг на этом пути был сделан в 1906 г., когда была принята новая редакция «Основных законов Российской империи», внесших изменения в компетенцию органов государственной власти. Царь сохранял свое положение в качестве главы законодательной и исполнительной власти. Он обладал исключительными правами по изменению основных законов государства, представлял страну на международной арене, имел право роспуска Государственной думы и назначения членов Государственного совета. Однако теперь полномочия императора были несколько ограничены.
Законодательная деятельность отныне осуществлялась во взаимодействии императора, Государственного совета и Государственной думы, без согласия
которых закон не мог быть принят. Царь продолжал издавать указы, но без одобрения Думы они не вступали в действие. Государственная дума являлась законодательным органом, формировавшимся путем куриальных (сословных), многоступенчатых, неравных выборов.
В 1906 г. новым министром внутренних дел и председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин — в прошлом гродненский, а затем саратовский губернатор. Человек властный и решительный, он поставил перед собой две основные задачи: на ближайшую перспективу — жесткой рукой подавить революционные выступления и подготовить проект реформ; на дальнюю перспективу — создать условия для формирования средних слоев городского и сельского населения, что позволило бы гарантировать общественное спокойствие и процветание страны. Столыпин отчетливо понимал, что подавить революционные выступления можно только решительными действиями властей.
Для борьбы с революционным насилием и террором были введены военно-полевые суды, без колебаний утверждавшие смертные приговоры лицам, подозреваемым в террористической деятельности. Этими судами за 1907—1909 гг. было вынесено более 5 тыс. смертных приговоров. На каторгу по политическим мотивам было сослано более 26 тыс. человек. Власть объясняла эти жесткие меры необходимостью борьбы с терроризмом (в 1906—1907 гг. в результате терактов и революционных выступлений были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица). На Столыпина посыпались обвинения в установлении диктатуры. Однако намеченный результат был достигнут — волна насилия в стране пошла на спад.
9 ноября 1906 г. царь утвердил предложенный Столыпиным указ, начавший аграрную реформу. Главным ее содержанием было разрушение крестьянской общины и предоставление крестьянам права самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные незаселенные пространства. Для поддержки переселенцев предполагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве.
Кроме аграрной реформы Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течение 15—20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), корректировки национальной политики (введение земского самоуправления в западных губерниях) и др. Однако выполнить задуманное Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 г. он погиб в Киеве от руки террориста. Вместе с ним исчезли и многие из его начинаний.
Одной из главных причин нереализованности проектов столыпинских реформ было то, что для царя и высших слоев общества его деятельность являлась лишь вынужденным шагом, необходимым для успокоения народных масс и прекращения революционных выступлений. Сам же реформатор полагал, что для России важнее создать условия, при которых революция в принципе стала бы невозможной. В итоге потребность в сильном, умном, волевом главе правительства, не боявшемся порой идти против воли царя, отпала сразу же после того, как угроза революции отошла на второй план.
Значение реформ Столыпина велико. Ему удалось найти вариант решения проблемы малоземелья крестьян, при этом не посягнуть на помещичье землевладение как один из видов частной собственности. Определенный результат дала и переселенческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства, уже через несколько лет после их создания, показали себя эффективными производителями товарного хлеба. Вместе с тем аграрная реформа не могла полностью снять все противоречия, образовавшиеся в сельском хозяйстве к этому времени.