Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бердяев Н. Смысл творчества // Эрос и личность. М., 1989. С. 86.




Вопрос к читателям: В вышеприведенных сужде­ниях религиозного мыслителя, видевшего в семье и дето­рождении лишь быт, а в любви — бытие, всегда обличав­шего низость обыденности и ценившего больше всего свободу, тем не менее, четко обозначена социальная сущ­ность семьи. Согласны ли Вы с тем, что институт семьи возникает из социальной регламентации "естествен­ной оргийности пола" в целях продолжения рода и его хозяйственного жизнеустройства? Можно ли, исхо­дя из этого, считать, что социальная необходимость в семье сочетает в себе необходимость продолжения ро­да и необходимость существования, жизни рода? Остав­ляя в стороне извечный философский вопрос о соотно­шении царств необходимости и свободы, можно ли рас­сматривать многовековую историю семьи как итог гар­монического сочетания интересов общества по продол­жению рода с личными интересами к семейному обра­зу жизни? Или же длительное существование семьи до­казывает лишь подавление свободы личности во имя "продолжения рода", невозможность свободы в семье (с чем бы эта свобода ни связывалась) и неизбежность основанности семьи на долге, законе, общественных нормах?

При анализе социальной сущности семьи важно понимать, что семья образует базовое предусловие функционирования социума благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей и поддержания существования всех чле­нов семьи. Без этого воспроизводства населения и этой социализации потомства невозможно восполнение всех социальных институтов, обеспечение социальной жизни. Вместе с тем реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуля­торов или механизмов, а представляет собой результат действия социальных процессов, социальной системы в целом.

Исследование семьи является по своей сути комплексным — оно связано с физиологическими процессами, с психологической динами­кой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с эконо­мическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, пра­вительственного управления и с историческими трансформациями в целом. Значимость семьи обусловлена ее уникальной ролью в вос­производстве человеческого рода и важнейшей ролью семейного про-

изводства, семейной экономики в обеспечении благосостояния. Более того, например, американский социолог Карл Циммерман исходит из "явной зависимости общественных формаций от семейных сис­тем", диктующих формы правления и социального контроля и лишь в новое время передающих эти функции "верховной власти".

В связи с этим можно напомнить знаменитое "отступление" от марксизма Ф. Энгельса, который считал, что определяющим момен­том в истории является "ступень развития", с одной стороны, труда, а, с другой, — семьи.

Общественные порядки, при которых живут люди опре­деленной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи. Чем меньше развит, труд... тем сильнее проявляется зави­симость общественного строя от родовых связей.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана // М., 1970. С. 4.

Вопрос к читателям: Из приведенного фрагмен­та видно, что семья сводится к родовым связям, а все рассуждения относятся к периоду смены родового строя государственным. Можно ли "ступень развития семьи" трактовать как развитие разных форм организации "про­должения рода", обусловливающих изменение самих "об­щественных порядков"? Могут ли изменения форм се­мейной организации жизнедеятельности также оказывать влияние на "общественные порядки", т.е. на образ жизни и социально-экономический строй?

Важно подчеркнуть, что семья в качестве социального института не обречена на пассивность, а способна через семейную и демографи­ческую структуры самостоятельно воздействовать на ход социально-исторического изменения. Проблема соотношения семьи с обществом и его социальными институтами, а также с личностью всегда сущест­вовала в истории и вызывала научный интерес. Возникновение со­циологии семьи явилось реализацией этого интереса, конкретиза­цией социологического восприятия мира как наблюдаемого извне и одновременно изнутри (с точки зрения личности). В привычное противопоставление общества и личности был введен сближающий их интересы посредник — семья, восприимчивость к нуждам которой каждой из сторон явилась индикатором их восприимчивости к по- 33

 

Требностям друг друга (разумеется, в пределах, устанавливаемых информацией, подучаемой в социологических исследованиях), что и превращает проблему соотношения семьи, личности и общества в собственно социологическую проблему.

Фундаментальное значение семьи заключается в ее функ­ции посредника, в посреднической роли. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не сможет существовать, если его потребности, такие как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подраста­ющих поколений и др., не будут удовлетворяться. Только если индивиды будут мотивироваться к действиям, отвеча­ющим нуждам общества, оно само сможет выжить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.