Конституция М.Т.Лорис-Меликова и полит.кризис.
Конституционный проект П.А. Шувалова
Граф П.А. Шувалов, сменивший в 1866 г. на посту шефа жандармов и начальника III отделения В.А. Долгорукова, также понимал необходимость конституционных реформ. И следующая попытка введения общегосударственного представительного законосовещательного учреждения связана с его именем. Шувалов не раз высказывал мысль о том, что царь должен разделять законодательную власть с представителями высшего дворянства. Свидетельства таких высказываний сохранились в мемуарах и дневниках многих видных сановников тех лет [1]. Один из них, государственный секретарь Е.А. Перетц, записал в своем дневнике, что П.А. Шувалов ему заявил: «Совещательное собрание не принесет истинной пользы. Нужно прямо приступать к конституционному устройству: учредить две палаты и предоставить им голос решающий. Если же этого сразу нельзя, то нужно по крайней мере положить такое основание, из которого впоследствии развилось бы настоящее представительное правление»[2] Учитывая отрицательное отношение Александра II к малейшему ограничению самодержавия, Шувалов начал не с разработки конституционных проектов, а с подготовки подходящих условий для их представления царю. С этой целью он подал мысль о создании комиссии для изучения нужд сельского хозяйства. Такая комиссия была создана под председательством П.А. Валуева.
При обсуждении собранных комиссией материалов в Комитете министров Шувалов предложил для более конструктивного обсуждения проблем сельского хозяйства собрать совещательный орган, состоящий из председателей земских управ и дворянских собраний. Мотивировал он это предложение тем, что представители от земств должны знать о состоянии дел на местах и более обстоятельно и компетентно подходить к решению текущих вопросов. Кроме того, посредством созыва Шувалов хотел создать прецедент, который мог бы, впоследствии, превратиться в постоянный представительный орган. Если учесть, что губернские земства на 75% состояли из дворян, а в состав совещания или комиссии предлагалось включить еще предводителей дворянства (как представителей дворянского сословия), то становится ясно, что задуманное Шуваловым учреждение представляло бы интересы в первую очередь дворянства. Комитет министров считал возможным приглашать председателей земских управ и предводителей дворянства в комиссию, но лишь для обсуждения заранее подготовленных чиновниками проектов по отдельным вопросам, касавшихся местных нужд.
В таком виде резолюция в журнале заседаний Комитета министров от 26 февраля 1874 г. была одобрена царем. В том же 1874 г. была создана комиссия под председательством П.А. Валуева для обсуждения проекта Закона о найме рабочих и прислуги. В нее вошли чиновники (представители ведомств), а также 11 губернских предводителей дворянства, 14 пpeдceдателей гyбepнских земских yпpaв и 2 городских головы. Хотя комиссию, заседавшую в 1875 г., в обществе и называли «парламентом», результаты ее деятельности были более чем скромными. Характерно, что на заседание Государственного совета их допустили только как экспертов для дачи объяснений по вопросам, которые задавали члены совета. Этот опыт был единственным. Больше подобные комиссии не созывались [3]. Когда в 1874 г. Шувалов высказался отрицательно о связи императора с княжной Екатериной Долгорукой (в 1880 г. она стала морганатической женой царя), то немедленно был смещен с должности и отправлен послом в Лондон [4]
Конституционный проект Д.А. Милютина
Кризис самодержавия вновь вызвал к жизни мысль о необходимости введения представительных учреждений. Мемуары и дневники ведущих сановников того времени свидетельствуют, что мысль эта была широко распространена в правительственных кругах. Особый интерес вызывает записка, занимавшего пост военного министра, генерал-фельдмаршала Милютина Д.А., составленная им осенью 1879 г. В ней предлагался широкий план преобразования всей системы государственных органов. Государственный совет, по мысли Милютина, следовало превратить в исключительно законосовещательный орган, передав некоторые его департаменты и канцелярии административного характера в другие ведомства и ввести в его состав половину избираемых членов. Милютин выступил с инициативой создать две палаты Верховную судебную и Верховную контрольную и разделить между ними полномочия Сената, являвшегося как судебным, так и административным органом. Столь же радикальными были его предложения и по реформам административного аппарата и местного управления. Однако историки не имеют документов, подтверждающих, что эта записка была подана императору [5].