Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем не менее, включала в себя всё существовавшее в то время теоретическое знание. Первые научные представления входили в философию как её часть.
С развитием научных идей, а также с развитием собственно философских идей происходило размежевание философии и науки, научное знание самоопределялось, становилось самостоятельным, формировались отдельные науки, а философия, освобождаясь от нефилософских идей, стала все больше сосредоточиваться на сугубо философских вопросах.
Понимание мудрости стало приобретать все большую ценность, обогащаться новыми подходами, углубляться. Понятие мудрости все больше стало отождествляться с поисками сущности процессов и явлений, стремлением вскрыть то главное, что стоит за внешними сторонами жизни. Философия стала естественно и органично приходить к выдвижению на первый план проблемы смысла как наиболее главной цели философского познавательного процесса.
Философия принесла с собой в духовную культуру осознание проблемы смысла как такового, то есть стремление понять, что такое смысл сам по себе, что означает эта категория по своему содержанию. Стремление к пониманию смысла происходящего в жизни, смысла всего того, что так или иначе связано с человеком, является важнейшей целью всего человеческого познания. Но вопросы о том, что такое смысл, каковы способы его постижения, какую роль играет познание смысла, насколько возможно это познание и возможно ли оно вообще, в каком отношении находится категория истины к категории смысла – эти вопросы философские. Каждое значительное и тем более великое философское учение приносит с собой раскрытие новых граней проблемы смысла, содержания понятия смысл. И происходит такое развитие понятия смысла на примере философских образцов постижения смысла бытия и смысла его познания.
Таким образом, философия исследует и само понятие смысла и всем своим содержанием представляет собой постижение этого смысла. С философией утверждается в культуре идея бесконечного познания смысла бытия во всех его проявлениях. Развитие философского знания приводит к пониманию того, как бесконечно многогранен смысл бесконечного по своему содержанию бытия, и потому так важно осознание того, что любая философская идея, какой бы великой она ни была, является лишь ступенькой в познании бытия и многообразных его проявлений.
Понимание категории смысла, как и вообще любых философских категорий, приходит по мере изучения истории философии. Предваряя это изучение, мы можем лишь наметить направление, в котором движется развитие философии в истолковании категории смысла. Исходя из понятия, утвердившегося в целом ряде философских учений в обобщенном виде, можно заключить, что смысл выражает сущность бытия, субъективированную в единстве мысли и переживания как осознанную как в её сущности объективность.
Бытие – это философская категория, выражающая не просто реальность, а реальность, в которой пребывает человечество, следовательно, это особого рода объективность, это объективность существования человечества в его неразрывной связи с миром. В таком понимании бытие не является предметом познания естественных и вообще любых конкретных наук. Бытие постигается не химией или физикой, не в ходе разработанных науками технологий, а в процессе его философского осмысления. Смысл бытия – это смысл существования человечества и человека, смысл деятельности, познания, развития человечества.
Разумеется, смысл имеет все конкретное, связанное с человеком: действия, поступки человека, его намерения, отношения с другими людьми и пр. Рассуждения о них сами по себе не являются философскими. Однако, решение этих вопросов так или иначе приводит к проблеме смысла как такового, по крайней мере предполагает некую степень понимания того, что такое смысл. Рассуждение о смысле собственной жизни, о смысле своей профессиональной деятельности приводит к вопросу о смысле жизни, о смысле деятельности, о возможностях человека, о назначении человека, о добре и зле и другим уже сугубо философским вопросам. В свою очередь, абстрактные философские вопросы приобретают вполне конкретный характер, в чем выражается в конечном итоге главное предназначение философского знания.
Проблема необходимости познания смысла в человеческой жизни возрастает по мере развития общества: увеличивается объем научного и ненаучного знания, изменяется сам человек и вся совокупность результатов человеческой деятельности. Иными словами, расширяется сфера того, что подлежит осмысливанию.
Чем больше знает человек, тем в большей степени для него встает вопрос понимания того, что он знает. Количественное возрастание знаний ставит перед человечеством не только проблему систематизации этих знаний, но и понимания этих знаний, того, что несут они человеку. Успех человеческой деятельности в любых её проявлениях зависит от степени понимания того, что и зачем он делает в настоящее время и того, что было сделано в прошлом.
Мудрость в человеческой жизни выступает как путь к разумной и счастливой жизни, как нахождение способов гуманизации жизни. Знание, в том числе знание в его наивысшем выражении в виде мудрости, необходимо человеку для решения конкретных жизненных проблем. Мудрость всегда, на протяжении всей истории философии рассматривалась как способ утверждения справедливости и добра, как победа над злом. Конечно, использование понимания смысла жизни для утверждения общечеловеческих устоев жизни не исключает использования любых результатов познания в самых различных целях.